Программа клуба "РОСТ"
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме
Психологическая помощь выпускникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог – психолог
Ашуркова Юлия Леонидовна
МБОУ Тамбовская СОШ
2014 год
Пояснительная записка
Данный курс посвящен актуальной проблеме – обучению и воспитанию старших подростков (учащихся 9 классов). Это совпадает с завершением кризиса подросткового возраста. Пройдя через все трудности этого жизненного этапа, старший подросток приобретает опыт, который со временем сделает его полноправным членом общества. Именно сейчас он осваивает необходимые в будущей жизни социальные навыки. Этот период связан с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного и творческого потенциала. В развитии этого потенциала заключается суть личностно-ориентированной модели образования, которая предполагает обучение и воспитание ребенка, и оказание ему своевременной психолого-педагогической поддержки.
Программа «Психологический клуб - Рост» имеет социально-педагогическую направленность; предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений старших подростков:
- осознания опасений и страхов;
- желания «быть как все» и следовать принятым социальным нормам;
- любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям;
- чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого.
Программа модифицированная, разработана на основе программы социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М.Ю. Савченко, Москва, Вико, 2005 год. Преимуществом данной программы является то обстоятельство, что в ней выход на личностные проблемы участников идет через работу с поведением в конкретных ситуациях, через освоение навыков, специфика которых состоит в том, что овладение ими возможно только при работе со своей личностью.
Обучение по программе даёт учащимся возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Цель: формирование мотивов, лежащих в основе
межличностных отношений старших подростков.
Задачи:
Обучающие:
- осознание различных видов мотивов межличностных отношений;
- усвоение способов разрешения собственных проблем;
Развивающие:
- развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
- развитие доверия к окружающим людям;
- позитивное развитие мотивов межличностных отношений;
Воспитательные:
- обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся;
- воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству, психологической культуре, познанию, здоровью;
- формирование навыков саморегуляции.
Программа предназначена для учащихся 9 классов.
Программа рассчитана на 18 часов (по 40 мин.). Это минимальное время, необходимое для достижения результата, так полноценная работа группы возможна при условии, что каждое занятие содержит все разделы: информационный блок, тематические упражнения, обсуждение итогов.
В структуре программы можно выделить три этапа: ознакомительный, этап самопознания и развивающий. В ходе занятий решаются многие задачи. Одним из существенных аспектов является психологическая готовность старшеклассников к эффективному взаимодействию с окружающими, которое строится на внутренней личностной свободе и на овладении конкретными
психологическими навыками общения с окружающими. Эти навыки должны дать подросткам возможность полно и свободно выражать себя, делать отношения с окружающими искренними и открытыми.
В содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевые игры, сложный блок теоретической информации по психологии, просмотр видеофильмов с их последующим обсуждением, а также элементы психогимнастики. Многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа.
К концу обучения по данной программе учащиеся должны:
знать:
- основы общей психологии;
- базовую психологическую терминологию;
- способы саморегуляции.
уметь:
- конструктивно решать конфликтные ситуации;
- самостоятельно принимать решения;
- правильно оценивать свое поведение и поведение других людей;
- отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам;
- оказывать поддержку окружающим;
- считаться с позициями и взглядами других людей;
- преодолевать собственные страхи и разрешать проблемы мирным путём;
- противостоять физическим и интеллектуальным нагрузкам.
Контроль работы учащихся осуществляется посредством тестов, оценки и самооценки письменных работ учащихся, составлении буклетов и коллажей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | Контроль |
1. 2. 3. 4. 5-6 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Введение к курсу занятий. Презентация цикла Понятие о личности. Ценностные ориентации личности. Аддикции
Потерянные души. ЗОЖ Компьютер и здоровье Отношение к окружающим. Темперамент. Характер. Характеристики человека. Эмоции, мимика и жесты. Стресс. Психологическая помощь перед экзаменами Конфликт Реклама Интеллект Профориентация учащихся Итоговое занятие. Зачет Всего часов | 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 |
|
Диагностика Диагностика Составление личного плана Лекция Анализ ролевых позиций. Буклет. Беседа Диагностика Диагностика Диагностика Контрольное упражнение Оформление буклета «Как бороться со стрессом» Разработка памятки Коллаж Я-сообщение Беседа Диагностика Диагностика |
Содержание занятий
1. Введение к курсу занятий. Презентация цикла.
Освещение вопроса «Что такое психология». Знакомство с тренинговой процедурой. Обобщение ожиданий участников.
2. Правила тренинговых занятий.
Формирование навыков работы в малых группах. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств. Выработка норм поведения.
3. Понятие о личности.
Знакомство с понятием «личность». Формирование понятийного аппарата. Закрепление тренингового стиля общения.
4. Методы психологии.
Знакомство с методами психологии. Проективный тест. Сознательное и бессознательное.
5. Ценностные ориентации личности.
Качества личности. 4 составляющих личности. Развитие рефлексии, навыков планирования и целеполагания.
6. Воображение. Групповая оценка.
Навык групповой работы. Формирование адекватного самовосприятия. Подготовка к самопознанию.
7. Отношение к окружающим.
Использование диагностического теста Т.Лири. Понятие самоценности.
8. Конструктивное взаимодействие.
Способы взаимодействия. Видение своих действий и действий окружающих. Анализ позиций в ролевых ситуациях.
9. Темперамент.
Знакомство с понятием «темперамент» и его структурными элементами. Формирование представлений о причинно-следственных связях в познании кого-либо или чего-либо.
10. Характер.
Знакомство с понятием «характер». Развитие навыков объективного описания. Закрепление позитивного отношения к окружающим. Формирование адекватной самооценки. Умение оценивать свои сильные и слабые стороны.
11. Интеллект.
Знакомство с понятием «интеллект». Вербальный интеллект. Способности человека.
12. Эмоции, мимика и жесты.
Развитие навыков взаимопонимания, интуитивного распознавания людей. Невербальный интеллект.
13.Наши чувства.
Взаимосвязь эмоций и характера. Чувственное восприятие.
14. Навыки распознавания эмоций и чувств.
Усвоение способов и приёмов распознавания окружающих. Способность думать, брать ответственность за свои слова, поступки и действия
15. Активное слушание.
Умение слушать. Работа с чувствами.
16. Мотивы взаимоотношений.
Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.
17. Наш гнев.
Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях. Отработка навыка конструктивно решать конфликты через ролевые игры. Контроль за негативными эмоциями.
18. Тренировка гибкости поведения.
Закрепление позитивного опыта эмоционального контроля. (работа в ролевых играх)
19. Стресс.
Умение противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам. Техника быстрого снятия стресса.
20. Как мы общаемся.
Причины, затрудняющие и облегчающие общение.
21. Наши поступки.
Мотивы поступков. Обратная связь.
22. Позитивное безусловное отношение к окружающим.
Чем мы обязаны другим. Закрепление навыков позитивного восприятия себя и окружающих. Закрепление навыков сотрудничества
23. Итоговое занятие.
Человек среди людей. Закрепление позитивной установки во взаимоотношениях. Закрепление положительной групповой динамики
Список литературы
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Просвещение, 1998.
- Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. С-Пб.: Питер, 2002.
- Генкин Е. Психологические опыты. С-Пб.: Питер, 1997.
- Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1989.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. С-Пб.: Питер, 1996.
- Карнеги Д., учительская газета, № 1- 10, 1990.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
- Кревцова С., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1999.
- Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001.
- Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.
- Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся, М.: Просвещение, 1995.
- Родионов В. А. Я и все, все, все. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психо-коррекционные группы – теория и практика. М., 1990.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./под ред. Дубровиной И.В., 3-е изд., М.: Академия, 1998.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: Вако, 2005.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995.
Методическое обеспечение учебного процесса
Формы учебных занятий
Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом в форме лекции, беседы.
Практические занятия: ролевые игры, редакционные летучки, психологические и профессиональные тренинги, дискуссия, практическая работа, творческая работа, критический разбор, круглый стол.
Формы контроля работы
Тесты, оценка и самооценка письменных работ учащихся, составленение коллажей.
Педагогические методы и приёмы
Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование примерами, показ наглядных пособий. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступление учащихся. Частично-поисковый: ответы на вопросы, поиск информации, «мозговой штурм». Практический: выполнение заданий, практических работ, заполнение таблиц, работа в группах, творческая командировка, репродукция, критический анализ, самооценка, наблюдение. Видеометод: просмотр релаксационных фильмов.
Дидактический материал
Подшивка газеты «Школьный психолог»; видематериалы; раздаточный материал: конверты с карточками с различными заданиями; тексты с определениями терминов; тесты; схемы и др.
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет для занятий, доска; видеопроектор; диски с видеозаписями; цифровой фотоаппарат; бумага формата А 4 и А3, бумага для записей, магнитофон с аудиозаписями, канцтовары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...