Программа для учащихся 5- 6 классов волонтерский отряд "Шаг на встречу"
рабочая программа по психологии (6 класс) по теме

Пояснительная записка

 

     Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ.

    Ребенок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.

      Как показывают результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя и наркотиков и различных психоактивных веществ (далее – ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы.

Так же как показывают исследования, возраст детей, готовых к введению в значимый общественно полезный труд  11-12 лет. Именно в этом возрасте дети наиболее активно воспринимают информацию социального и физиологического типа.

     Социально-  профилактическая деятельность особенно актуальна в для детей школьного возраста, это связано с тем, что, именно в летний период значительно ослабевает, либо прекращается вовсе воспитательное влияние на ребенка образовательных учреждений. Проведение свободного времени для подростков играет сейчас намного большую роль, чем для поколения их родителей. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя снизился до 12,5 года, возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился до 14,2года. Только 8% подростков признаны здоровыми.

        Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет, но   можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора.  Подростку, сделавшему такой выбор, осознавшему ценности здорового образа жизни,  проще донести эту информацию до сверстников. Ведь они будут общаться на одном языке, по принципу «равный - равному».

      Данная программа  является продолжением работы по вовлечению подростков в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, пропаганду здорового образа жизни  волонтерами.

    Профильный отряд – форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Профильный отряд действует во время летних каникул, поэтому  необходимо организовать и оздоровление детей, которое  включает в себя восстановление, сохранение, компенсацию здоровья, расширение адаптационных возможнос-тей организма.

Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств личности, способных обеспечить адаптацию под¬растающего поколения к современным условиям жизнедеятель¬ности и оказывающих непосредственное влияние на формирова¬ние мотивированного выбора здорового образа жизни.

    На протяжении нескольких лет в школьном летнем лагере «Чайка» МБОУ СОШ №61г.Брянска  действовал профильный отряд «Волонтёр». Наш опыт дал свои положительные результаты,   поэтому данное направление работы может иметь продолжение  и в других общеобразовательных учреждениях.

    Пропаганда ЗОЖ требует определённых навыков, знаний и умений.  Ребята получают необходимые компетенции.

      Обучением ребят занимается психолог школы,  на первом этапе для подростков проводятся семинары, в течение которых им предоставляется достоверная информация о психоактивных веществах, о том, как вести себя в ситуациях, потенциально опасных для здоровья, как противостоять давлению сверстников, уметь сказать «нет».

    Ребята овладевают навыками общения с аудиторией, ведения групповых занятий, передачи другим полученных знаний, т.е. набором компетенций, который позволяет им чувствовать себя более уверенно не только на рабочем этапе проекта в школе, но и в повседневной жизни. Кроме того, у ребят  возникает мотивация помочь сверстникам сохранить здоровье, благодаря информационно-методической и технической поддержке со стороны организаторов проекта.

   Во время посещения внеурочных занятий ребята получают возможность окунуться в волонтерскую деятельность  более глубоко, апробировать новые формы профилактической работы. Работа профильного отряда выходит за пределы школы.. Профилактическая, пропагандистская деятельность волонтёров среди своих сверстников («ровесник – ровеснику») достаточно востребована. Во время учебного времени трудно организовать такие формы работы,  как  волонтёрские экспедиции и работать столь интенсивном режиме.

Участники проекта:

Социальный педагог ЦО 1884 Лубкова С.И, учащиеся 5-8 классов

Цели проекта:

популяризация здорового образа жизни,  профилактика вредных привычек, участие в общественно полезной жизни класса, школы и города, помощь педагогам, администрации и сверстникам.

Задачи проекта:

1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

3. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

4. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

5.Формирование потребности в интересном и продуктивном досуге

Способ организации реализации проекта:

Внеурочная деятельность 5-8 классов ,желательно обучающихся по ФГОС.

Занятия 2 часа в неделю:1 час теории

                                           1 час практики (исследовательской деятельности).

Выездные мероприятия, акции, выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

 Волонтерского отряда

«Шаг на встречу»

ГБОУ ЦО № 1884

Проект

организации социально- профилактической  работы с детьми

и подростками на протяжении всего учебного периода

        

Социальный педагог

ГБОУ ЦО № 1884

С.И.Лубкова

Москва, 2013год

Пояснительная записка

     Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ.

    Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.

      Как показывают результаты современных исследований, возраст приобщения к употреблению табака, алкоголя и наркотиков и различных психоактивных веществ (далее – ПАВ) приходится в большинстве случаев на школьные годы.

      Профилактическая деятельность особенно актуальна в летний период, это связано с тем, что, именно в летний период значительно ослабевает, либо прекращается вовсе воспитательное влияние на ребенка образовательных учреждений. Проведение свободного времени для подростков играет сейчас намного большую роль, чем для поколения их родителей. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя снизился до 12,5 года, возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился до 14,2года. Только 8% подростков признаны здоровыми.

        Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет, но   можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора.  Подростку, сделавшему такой выбор, осознавшему ценности здорового образа жизни,  проще донести эту информацию до сверстников. Ведь они будут общаться на одном языке, по принципу «равный - равному».

      Данная программа  является продолжением работы по вовлечению подростков в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, пропаганду здорового образа жизни  волонтерами.

    Профильный отряд – форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Профильный отряд действует во время летних каникул, поэтому  необходимо организовать и оздоровление детей, которое  включает в себя восстановление, сохранение, компенсацию здоровья, расширение адаптационных возможностей организма.

Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование мотивированного выбора здорового образа жизни.

    На протяжении нескольких лет в школьном летнем лагере «Чайка» МБОУ СОШ №61г.Брянска  действовал профильный отряд «Волонтёр». Наш опыт дал свои положительные результаты,   поэтому данное направление работы может иметь продолжение  и в других общеобразовательных учреждениях.

    Пропаганда ЗОЖ требует определённых навыков, знаний и умений.  Ребята получают необходимые компетенции.

      Обучением ребят занимается психолог школы,  на первом этапе для подростков проводятся семинары, в течение которых им предоставляется достоверная информация о психоактивных веществах, о том, как вести себя в ситуациях, потенциально опасных для здоровья, как противостоять давлению сверстников, уметь сказать «нет».

    Ребята овладевают навыками общения с аудиторией, ведения групповых занятий, передачи другим полученных знаний, т.е. набором компетенций, который позволяет им чувствовать себя более уверенно не только на рабочем этапе проекта в школе, но и в повседневной жизни. Кроме того, у ребят  возникает мотивация помочь сверстникам сохранить здоровье, благодаря информационно-методической и технической поддержке со стороны организаторов проекта.

   Во время посещения внеурочных занятий ребята получают возможность окунуться в волонтерскую деятельность  более глубоко, апробировать новые формы профилактической работы. Работа профильного отряда выходит за пределы школы.. Профилактическая, пропагандистская деятельность волонтёров среди своих сверстников («ровесник – ровеснику») достаточно востребована. Во время учебного времени трудно организовать такие формы работы,  как  волонтёрские экспедиции и работать столь интенсивном режиме.

Участники проекта:

Социальный педагог ЦО 1884 Лубкова С.И, учащиеся 5-8 классов

Цели проекта:

популяризация здорового образа жизни,  профилактика вредных привычек, участие в общественно полезной жизни класса, школы и города, помощь педагогам, администрации и сверстникам.

Задачи проекта:

1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

3. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни. 

4. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

5.Формирование потребности в интересном и продуктивном досуге

Краткое описание проекта:

«Шаг на встречу»  - проект, направленный на формирование здорового образа жизни среди подростков, формирование позиции здорового гражданина общества. Актуальность проекта напрямую связана с проблемами, существующими в современном обществе, с которыми сталкиваются подростки, например, табакокурение, ПАВ и др.

Кадровое обеспечение программы

1.Социальный педагог.

2.Школьный психолог.

3. педагог организатор

4.Школьный библиотекарь

     При  реализации проекта будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности.

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.

2. Принцип свободы и творчества  предполагает право выбора.

3.Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность  при проведении разноплановых  просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.  

 4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.

В основе деятельности профильного отряда   - пропаганда здорового образа жизни среди своих сверстников  в школьных летних лагерях.

Содержание деятельности и   механизм реализации.

Работа отряда строится с учётом логики развития лагерной смены и делится на три основных периода.

    До начала работы лагеря проходит период подготовительный. Именно в этот период закладывает основы успешного функционирования отряда на протяжении всей лагерной смены. Главная цель этого периода – создать необходимые условия для успешной работы профильного отряда волонтёров на протяжении всей смены.  

Подготовительный период 

  1. Сбор, анализ, обобщение материала необходимого реализации проекта
  2. Написание программы.
  3. Проведение педагогического совета (совещания).
  4. Набор желающих в профильный отряд.
  1. Организационный период (1-2 день)

1. Входящая диагностика.

2. Знакомство детей с проектом.

3. Старт проекта.

  1. Основной период (3-12 дни)

1. Реализация проекта

2. Личностный рост каждого ребёнка в течение смены.

  1. Итоговый период (1-2 дня)

Психолого-социально-педагогический анализ итогов работы отряда

Структура волонтерского отряда.

     Руководитель волонтерского формирования − педагог, психолог, или социальный работник.  Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает  ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.

Стать волонтером может любой подросток от 13-14 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:

- проведение профилактических занятий или тренингов;

- проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

- распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

     Для привлечения учащихся  к профилактической работе, желательно сделать так, чтобы участие в волонтерской команде было привлекательным для ребят. Этому может способствовать наличие красивой формы для участников, выпуск полиграфической продукции, положительные отзывы в средствах массовой информации.

Привлечь волонтеров можно с помощью объявлений, рекламных плакатов и листовок,  распространённых среди учащихся школы.

 Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются позже, когда учащиеся уже включаются в деятельность.

Необходимо продумать способы поощрения волонтеров:

- вручение «личной книжки волонтера»;

- благодарственное письмо или грамота администрации школы учащимся-волонтёрам и их родителям;

- личная благодарность от известного человека;

- знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение;

- поручение ответственных работ;

- публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.

Для эффективной работы волонтерского отряда по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде необходимо:

- помещение, как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом, повышается мотивация и эффективность работы. В нашей школе -  это кабинет психолога (переоборудованный классный кабинет)

- поддержка, т.к. многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. В составе волонтерской группы должен быть взрослый участник или руководитель, способный решать проблемы «взрослого характера»;

- материальное обеспечение  основном, это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт). 

  1. Отряд  будет функционировать на базе школьного лагеря,  будет использоваться компьютерный кабинет с выходом в Интернет.

Кроме того, школа закупает  необходимые канцтовары.

Используемое оборудование и материалы:

  1. Бумага для печатания, ручки карандаши, фломастеры.
  2. Цветная бумага.
  3. Тетради для записи воспоминаний, тетрадь фотофиксаций.
  4. Ватманские листы.
  5. Папки для хранения собранных материалов, письменных документов, фотографий, писем.
  6. CD и DVD диски.
  7. Цифровой  фотоаппарат.
  8. Диктофон.
  9. Компьютер.
  10. Принтер

       Важной составляющей деятельности волонтерского отряда является планирование, которое позволяет четко определить цель предстоящей деятельности, дает возможность разумно использовать все имеющиеся ресурсы, обеспечивает стабильное развитие волонтерского формирования.

Начинать планирование надо с определения концепции формирования  отряда, и к какой цели он стремится.

Можно выделить три основных направления подготовки волонтеров по пропаганде ЗОЖ:

   -  проведение групповых занятий со сверстниками;

   -  проведение профилактических бесед;

   - проведение акций, подготовка театрализованных представлений и выступлений агитбригады.

    Важно помнить, что для любого из направлений необходимы базовые знания (причины возникновения злоупотребления; факторы, способствующие его распространению; реальные последствия влияния употребления на организм человека, семью и общество в целом и т.д.). Поэтому необходимым условием качественной подготовки волонтеров является привлечение к обучению психологов, специалистов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков – профессионалов, умеющих работать с молодежной аудиторией. В данном случае, большую помощь нам оказал Брянский городской медико-психологический центр.

     Первое направление подготовки волонтеров для работы по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде − проведение групповых занятий со сверстниками.

    Подготовку волонтеров для этого вида деятельности также лучше проводить в форме тренинговых занятий. Прорабатывается тема профилактики злоупотребления наркотиками, алкоголем и табококурением, пропаганды здорового образа жизни и отрабатываются навыки организации и проведения групповых дискуссий. Для проведения данной работы не требуется длительной психологической подготовки. Достаточно, чтобы у подростка было желание работать, знания в этой области, а также грамотная и без дефектов, затрудняющих восприятие информации, речь.

      Для оказания целевого профилактического воздействия на различные группы подростков необходимо, в первую очередь, ознакомиться со следующей информацией:

- разновидности наркотика, ПАВ,

- причины, мотивы злоупотребления;

- способы употребления (курение, инъекции, нюхание и т.д.);

- состояние развития у подростков и молодежи установок на здоровый образ жизни и наличие условий для их реализации.

  1. В качестве источников необходимых сведений могут быть использованы официальные данные различных ведомств (УВД, УФСКН, органов по делам молодежи субъекта, органов государственной статистики, образования, здравоохранения), а также анкетирование подростков и молодежи, анализ публикаций СМИ и др. Впервые во время работы профильного отряда мы планируем  использовать материалы сайта УФСКН, его Интернет-уроки.

Информационный модуль

  1. Беседы со специалистами.
  2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.
  3. Изготовление плакатов, видео.
  4. Выпуск газеты.
  5. Оформление информационного стенда.
  6. Акции волонтеров.
  7. Листовки.
  8. Игры.
  9. Викторины.

Тренинговый модуль

  1. Обучающие занятия психолога  с волонтерами.
  2. Мини-тренинги для учащихся.
  3. Интерактивные игры.

Альтернативный модуль

  1. Игры, конкурсы.
  2. Акции.
  3. Спортивные мероприятия.

Ожидаемые результаты:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:

  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий;
  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;  
  • формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
  • овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
  • повышения количества и качества участия школы  в акциях волонтеров, организуемых     районом, городом.

Литература

1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/

2. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 20011

3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001

5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич.  Минск, 2004.

6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.

7.  Работающие программы, выпуск 1. Подростковая наркомания и СПИД:концептуальный подход.  – М., 2000.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для учащихся 8 класса по английскому языку.

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе авторской программы М.З. Биболетовой....

Рабочая программа для учащихся 7 класса по английскому языку.

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе авторской программы М.З. Биболетовой...

Игровая программа для учащихся 1х классов "Welcome to English"

Внеклассное мероприятие в рамках недели английского языка призвано заинтересовать первоклассников новым предметом "Английский язык", который они начнут изучать во 2м классе....

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Развитие волонтерской деятельности среди учащихся, на примере волонтерского отряда "Храни добро"

Аннотация.  В последние десятилетия наблюдается тенденция повышение напряженности в отношениях между людьми и отсутствие сочувствия к чужому горю.Соответственно, в настоящее время од...

Программа факультатива учащихся 6 классов "Математика в задачах"

Факультатив позволяет учащимся познать различные способы решения занимательных задач, познакомиться с выдающимися учеными, чьи математические способности проявились в раннем возрасте, выработать...

Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)

Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)...