Образовательные стандарты и нестандартный ребенок
план-конспект занятия по психологии по теме

Степанова Елена Дмитриевна

Данный методический материал представляет собой конспект профилактической беседы для педагогов. В нем содержатся некоторые рекомендации психофизиологического и психологического харрактера, которые можно учесть при реализации образовательных стандартов. Описываемые особенности обучающихся педагоги могут оперативно диагностировать методом наблюдения или после выполнения некоторых проб и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательные стандарты и нестандартный ребенок

Конспект профилактической беседы для педагогов

Для людей, работающих в школе, очевидно, что обычного среднего ребенка, на которого ориентируются образовательные стандарты, в принципе не существует. Каждый ребенок уникальный, в чем-то особенный, нестандартный. Однако взятый курс на реформирование образования уменьшает объемы штучных нестандартных педагогических воздействий. Цель моего сегодняшнего выступления познакомить вас с некоторыми рекомендациями психологического и психофизиологического характера, которые можно учесть при реализации образовательных стандартов. Я буду ориентироваться на те особенности детей, которые педагог может сам диагностировать методом наблюдения за детьми или минимальными пробами, упражнениями.

В проблеме детской нестандартности есть один важный момент, который чаще всего не учитывается. Большинство детей приходит в школу с твёрдой установкой – учиться на "4” и "5”. На первых порах они так и учатся, стараются, улучшают свои показатели. Но к концу начальной школы могут и "прозреть”; выяснить, что быть отличником вовсе не так уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпускников начальной школы изменяется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5 классе. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры. Поэтому один и тот же ребенок динамичен: на пороге школы – стандартен, а потом совсем нет.

Психофизиологические аспекты нестандартности

Частой проблемой в начальной школе является несформированная асимметрия головного мозга. Следует иметь ввиду, что дети с ведущей правой рукой лучше запоминают информацию, зафиксированную темным шрифтом на светлом фоне, а леворукие дети – наоборот. Следовательно, правшам лучше учить правило по учебнику, а левшам – написанное белым мелом на доске. Родителям леворуких или с невыраженной ассиметрией детей, испытывающих проблемы с запоминанием какой-либо информации, можно порекомендовать создание соответствующих слайдов для запоминания на домашнем компьютере. Определить ассиметрию можно пробами типа «аплодисменты», «поза Наполеона». Но даже если в классе все дети подобрались праворукие, желательно менять фон предъявления информации для развития памяти.

В основе особенностей темперамента лежат свойства нервной системы. Большинства школьников – это холерики и сангвиники, но всегда встречаются и дети со слабой нервной системой – меланхолики и флегматики, часто они бывают одаренными. В работе с этими детьми особо важно выдерживать паузу. Лучше ничего не сказать. Все дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность старших в основном действует благотворно. Но меланхолики и флегматики это ценят особенно. Их нельзя резко останавливать, резко спрашивать, синхронно с их действиями давать комментарий в виде советов и указаний. У детей со слабой нервной системой при этом сбивается внутренний план действий. Чтобы помочь таким статистически нестандартным детям нужны и советы родителям. Они должны понять, что их ребёнок не автомат. До семи лет правильнее говорить ребёнку: "Вот эту башню построишь, а потом...." После семи: "У тебя ровно 1 минута...." При этом не рекомендуется использовать секундомер, так как на него кто-то смотрит, присутствует «большой брат», но можно использовать часы, особенно песочные для самоконтроля ребенка. В школе особенно для детей со слабой нервной системой должно действовать правило – успевай до звонка – не успел – остановись. Дома это может быть «остановись, иди есть» или физкультпаузы в строго соблюдаемое время с включением музыки, переменки для упражнений с глазами и т.п. Это поможет детям со слабой нервной системой выстроить свой индивидуальный стиль деятельности и в итоге не уступать даже по скоростным показателям.

От детей с сильной нервной системой не следует требовать раннего прихода, предварительных репетиций, у них происходит мобилизация от некоторого возбуждения, к тому же они монотоннонеустойчивы и некоторая стрессовость им полезна.

Психологические особенности

Особенности развития свойств каждого психического процесса, их сочетаний и личностное своеобразие ребенка также делает его нестандартным.

Особенно важен в обучении объем оперативного запоминания. Есть формула, напрямую связывающая объем оперативного запоминания с учебной успеваемостью. Согласно этой формуле, я как человек с объемом запоминания 9 единиц информации, должна учиться на 4,5 -5.

Объем оперативного запоминания диагностируют, попросив повторить зачитанную последовательность из слов или цифр. Именно объемом оперативного запоминания должны определяться куски запоминаемой информации. Пример. При объеме запоминания 5 единиц, ребенку легче запомнить алфавит, сгруппированный в пятерки:

А б в г д

Е ё ж з и

Ребенок с 9 единицами запоминания может учить такими девятибуквенными кусками: а б в г д е ё ж з

Норма запоминания лежит в диапазоне от 5 до 9 единиц. Но в нашем лицее, как и в любой современной российской школе благодаря инклюзии есть дети с объемом запоминания 2-3 единицы, причем даже в девятых классах.

Нестандартность в запоминании усиливается благодаря тому, что словесный и цифровой материал у разных детей запоминается по разному. Кроме того, у детей есть разные репрезентативные системы, их можно классифицировать на аудиалов, визуалов и кинестетиков.

Дети – визуалы обычно жестикулируют больше других детей. Это связано с их желанием «показать» то, о чем они говорят. У визуалов обычно хороший глазомер. Им легко даются такие науки как геометрия, черчение. Они могут быть прекрасными художниками, так как визуалам еще и важна внешняя красота.

Если вы попросите ребенка-визуала вспомнить во что был одет герой фильма, который он посмотрел два дня назад, то визуал сначала представит его, а потом по этой картине у себя в голове начнет описывать. Таким образом они поступают с большинством информации. Им приходится часто и много вспоминать и представлять, поэтому визуалы чаще смотрят в потолок.

В классе визуалы выбирали бы дальние углы напротив двери, у окон, последние ряды так как им нужен наиболее широкий и полный обзор.

Визуалы запоминают образами, картинами. У них хорошая зрительная память. Во время уроков визуалы часто рисуют, штрихуют, просто водят ручкой по бумаге. Они часто и много наблюдают за другими людьми, делают свои выводы. Часто каждый человек у визуала имеет ассоциацию типа «похож на …». Это следует учитывать при объяснении и при подсказках во время воспроизведения школьником информации.

Дети –аудиалы  преимущественным способом получения информации из внешнего мира используют слух. В первую очередь аудиал услышит, а лишь потом почувствует и увидит. Чаще всего можно заметить ребенка данного типа во время общения, он даже может позволить себе отвернутся от собеседника, но это не будет означать, что он не слушает, а наоборот прислушивается к каждому слову. Настоящий аудиал имеет плохую память на местность и лица, но он хорошо распознает голос, движение и стук.

Для концентрации внимания человеку–аудиалу могут значительно мешать посторонние звуки, особенно это касается детского возраста. Больше всего в работе и учении аудиал запомнит то, что обсуждал или то, что ему говорили. Ему помогает запомнить информацию проговаривание, поэтому для развития скорости чтения про себя нужны специальные упражнения, консультация родителей у психолога.

Кинестетик в основном использует осязание. Для этих людей в первую очередь важны чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление. Также они хорошо запоминают запахи, тактильные контакты, физические действия. То есть запись, конспектирование – это наиболее предпочитаемые для них способы запоминания. Набор текста на компьютере такую функцию не выполняет, здесь работает зрительная память и только оперативное очень кратковременное кинестическое запоминание. Они замечательно «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы у них более односложны. После неприятного дня долго находятся в состоянии «выжатого лимона». Кинестетики ненавидят неудобную одежду, во всем предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные дискуссии. При этом в свой внутренний мир они пускают только «избранных». Наладить взаимоотношения, простимулировать этого ребенка можно просто взяв за руку, погладив по голове и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)...

В поисках новых форм организации деятельности ребенка в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Квест-игра.

В бесконечном потоке новых идей, задаешься вопросом-как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию детей, как современными играми организовать деятельность ребенка, развивая ег...

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

«Преподавание истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов»

Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государстве...

Внедрение концепции нового историко-культурного стандарта в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта

В статье рассматривается концепция нового историко-культурного стандарта в рамках реализации  ФГОС. Предлагается опыт работы с данной концепцией, и приводятся первые результаты данной деятельност...