Родительское собрание - тренинг в форме круглого стола на тему "Произвольность"
методическая разработка по психологии по теме

Колобанова Светлана Владимировна

Роидмтельское собрание для родителей подготовительной группы детского сада или 1 класса на тему: "Произвольность". Родительское собрание в форме круглого стола с участием детей, Имеет практическую и теоретическую часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект собрания110 КБ
Файл приложение 21.45 МБ
Файл приложение 11.46 МБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста как составная готовности к обучению в школе»

        Цель: организация взаимодействия детского сада и школы;

                профилактика дезадаптации учащихся 1 класса;

                повышение психологической компетенции родителей.

        Необходимый материал для проведения круглого стола:

1. презентация «Произвольность;

2. геометрические фигуры из цветной бумаги для аппликации, клей, картон, инструкция для родителей;

3. анкета для родителей «Готов ли мой ребенок к школе»;

4. презентация «Готовность к школе»;

5. буклеты для родителей «Скоро в школу», «1 класс — это серьезно»;

6. рукописная книга.

        Собрание проводят: педагог-психолог и воспитатель подготовительной группы детского сада. Собрание проводится в спортивном зале.

        Для организации и проведения круглого стола было дано домашнее задание – познакомиться с термином «произвольность», подумать, чем она важна для ребенка при подготовке к школе.

Ход проведения круглого стола.

        Практическая часть круглого стола

        Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Нам очень приятно сегодня встретиться с вами!

        Сегодня мы с вами поговори о том, что же такое произвольность, чем она важна при подготовке детей к обучению в первом классе. Скажите, пожалуйста, кто приготовил домашнее задание и может продолжить высказывание: «Произвольность это…»  (ответы родителей)

        А теперь давайте подведем итог и обобщим все высказывания.

        Презентация 1 (слайд 1-3).

        А теперь давайте немного поиграем, узнаем какие игры можно использовать для развития произвольности детей.

Игра «Поводырь».  

Родитель говорит ребенку сколько шагов и в какую сторону он должен сделать (ребенок выполняет указания).

        Хорошо, спасибо! Родители возвращаются на свои места за столики. На столах лежат, приготовленные заранее, клей, геометрические фигуры из цветной бумаги, инструкция для родителей. Родители знакомятся с инструкцией работы, а дети в это время играют в игру «Зеркало».

        Игра «Зеркало»

        Ведущий показывает движения, а дети должны воспроизвести это движение точно «как в зеркале».

        После игры дети возвращаются к родителям.

        Аппликация в детско-родительских парах.

        Как известно, произвольное поведение – это умение делать что-то по словесной инструкции и образцу, поэтому, родители сейчас будут читать инструкцию для своего ребенка, а вы ребята должны очень внимательно слушать своих родителей и выполнить их инструкции и тогда у вас все получится. (Дети и родители выполняют аппликацию).  (Приложение 1)

        После выполнения задания ведущий показывает для сравнения заранее приготовленный образец аппликации.

        Хорошо все постарались, и у всех получилась красивая работа.

         А теперь давайте познакомимся еще с одной игрой, развивающей произвольность детей.

        Игра «Запрещенное движение»

        Родители и дети выбирают какое-нибудь «запрещенное движение» например, «руки вверх». Родители показывают детям различные движения, в том числе и «запрещенное», а дети должны «запрещенное движение» не повторять.

        После игры родители и дети остаются в кругу. Ведущий спрашивает у детей:  «Понравилось ли вам занятие»; «Что понравилось больше всего?» (Ответы детей). После этого дети уходят в группу.

Теоретическая часть

Продолжение презентации 1.  (Приложение 3. Текст к презентации).

Презентация 2 «Готовность к школе».

(Можно выбрать одну из презентация, по желанию педагога-психолога, исходя из особенностей психологической компетенции родителей). При выборе второго варианта — показ презентации «Готовность к школе», чтобы плавно перейти к вопросу готовности можно провести анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе» (Приложение 4.)

Родители  отмечали то, что им запомнилось в проведении круглого стола, и высказывали свои пожелания. Каждая семья получила буклеты «Скоро в школу» и «1 класс – это серьезно»  для закрепления знаний по данной теме.

        Домашнее задание. По итогам круглого стола родителям предложено написать рукописную книгу «Развитие произвольности в старшем дошкольном возрасте» из личного опыта родителей подготовительной группы 2014г. Материалы данной книги послужат руководством для других родителей. (Приложение 2)


Приложение 1

Необходимые материалы для аппликации:

большой квадрат – дом;

большой треугольник – крыша дома;

коричневый прямоугольник. – ствол дерева;

зеленый овал – крона;

желтый круг – солнце;

три треугольника разной величины – елочка;

голубой овал – облако.    

        Инструкция:

Инструкция для работы

        Начнем работу! В центре листа, внизу приклей большой квадрат – это дом, а теперь приклей крышу дома, которой будет большой треугольник. Справа от дома будем приклеивать дерево. Ствол – это коричневый прямоугольник, который нужно приклеить на одном уровне с квадратом (домом). Прямоугольник – ствол будет «стоять» на коротких сторонах. К верхнему краю прямоугольника приклей, пожалуйста, зеленый овал. Молодец! Получилось дерево! Теперь слева от дома приклей елочку. Для этого сначала возьми самый большой зеленый треугольник и приклей его на одном уровне с квадратом (домом), затем возьми треугольник поменьше и аккуратно приклей его над большим треугольником. А теперь очередь самого маленького треугольника, приклей его тоже.  Хорошо. А теперь, в левом верхнем углу листа приклей желтый круг – это солнце! А в правом верхнем углу листа приклей, пожалуйста, голубой овал – это облачко! Спасибо, хорошо.

        Мы с тобой старались и вот такая красивая аппликация у нас получилась. Мы молодцы?


Приложение 2

  1. Что такое произвольность?__________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем важна произвольность?_________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Как Вы развиваете произвольность у своих детей? _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как занимались развитием произвольности с Вами ваши родители? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

     Одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

     Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс школьного обучения и даже при нормальном уровне интеллектуального развития могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности следует уделить особое внимание.

     Произвольность поведения – это умение слушать и умение слушаться. Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, который требует обязательного формирования целой системы осознанной саморегуляции (способности удерживать цель деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь увидеть свои ошибки и скорректировать их в деятельности и после нее). Успешное выполнение любой деятельности возможно только при наличии целостной системы произвольной саморегуляции.

     Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.

     К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У дошкольника должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Надо убрать игрушки, почистить зубы и т.п. – вес это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т.п. – эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность.

     У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результаты своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность.

     Волевая готовность (произвольность поведения) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делать то, что от него требует учитель, режим школьной жизни; ребенок управляет своим поведением, умственной деятельностью, регулирует свои действия и эмоции.

     Наличие произвольности у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слов регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей средством не только общения, но и организации поведения.

     К шести годам у детей происходит оформление основных компонентов волевого действия, но они еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Достижение цели определяется мотивацией.

     Исходя из этого, взрослый должен:

  • Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей, — тогда у ребенка появится желание в ее достижении.
  • Направлять ребенка, помогать ему в достижении цели.
  • Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
  • Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

     Умение организовать рабочее место, поддерживать на нем порядок, своевременно начинать работу – важные навыки, которые необходимо формировать у ребенка к началу школьного обучения.

     Следует использовать этот период для развития разнообразного познания, накопления разных сведений. На основе общего развития поведение ребенка перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого. Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек: он направляет ребенка, учит контролировать свое поведение, оценивать свою деятельность.

     Взрослый должен научить ребенка:

  • понимать и принимать задачу, ее цель;
  • планировать свою деятельность;
  • подбирать средства для достижения цели;
  • оценивать результаты своей деятельности;
  • принимать помощь взрослых при выполнении задания.

     Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает внимания. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться на половине пути: знает – и ладно, красиво делать научится потом – и допускают ошибку.

      Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца – при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания, конструировании. Надо приучать ребенка думать и о результате (не быстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть).

     Родители нередко утверждают ребенка в его нежелании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок: не важно, что ему ставят; главное – что ему интересно и что он старается, делает как может, — этого достаточно. Следует нацеливать ребенка на стремление к хорошему результату: не просто «как может», а так хорошо, насколько он способен, ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба – это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней пребывания в школе.

     На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросите ребенка самому найти их – это первая форма самоконтроля. Обратите внимание, может ли ребенок сосредоточенно заниматься каким-либо делом – рисовать, лепить, мастерить и т.д.

     Для совершенствования системы произвольной саморегуляции наиболее эффективны занятия конструированием. Начать конструирование можно по образцу. Ребенок учится правильно выбирать необходимые детали блоков, соотносить их по размеру, форме, цвету.

     По окончанию постройки задайте вопросы ребенку, насколько осознанно он выполнял задание, например: «Как ты думаешь, правильно ли ты построил дом?», «Есть ли в твоем доме одинаковые детали?». Проанализируйте вместе с ним достигнутые результаты конструирования.

     Максимально приближенным к учебной деятельности упражнением по развитию произвольности является графический диктант. Ребенку дают образец геометрического узора, выполненный на листе бумаги в клетку, и предлагают воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Работу можно усложнить, предлагая под диктовку взрослого выполнять подобные узоры на листе бумаги (вправо на 1 клеточку, вверх на 2 клеточки, влево на 2 клеточки и т.п.).

     Формируйте у ребенка произвольное (управляемое) поведение – умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам.

     В этом помогут следующие игры.

     Игра «Да» и «нет» не говорить». Подготовьте несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» и т.п.

     Изредка задавайте вопросы, требующие утверждения либо отрицания, например «Ты девочка?»

     Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: «черное», «белое» и т.п.

     Игра «Режим и порядок». Изготовьте из ватмана полоску с желобком, в который вставьте кружочек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем. Прикрепите полоску на видное место к стене. Объясните ребенку: сделал дело – передвинь кружочек к следующей метке. Дошел  до конца – получи приз. Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и т.п.

     Благодаря использованию подобных визуальных ориентиров постепенно «внешнее» планирование собственной деятельности переходит во внутренний план и становится правилом, предъявляемым ребенком к самому себе «в уме». В результате у ребенка появляется внутренний контроль за последовательностью действий, формируется умение доводить начатое до конца.

     Игра «Донесение». Пусть ребенок представит, что он разведчик и пишет зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель – «связной». Ребенок зашифровывает предметы символами-значками, которые напомнят ему об этом предмете. Так развивается символическая (знаковая) функция сознания.

     Научить ребенка планировать свои действия и доводить их до конца можно с помощью вопросов перед предстоящим действием: «как ты будешь это делать?» Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий.

     Необходимо учесть, что одно дело – планирование как подготовка к действию, а другое – его реализация. Работа должна доводить до конца! Подведение итогов действия – очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка. Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов были доведены до автоматизма.

Зачем нужно развивать внимание?

     Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимание, тем выше эффективность обучения в школе. Именно невнимательность является основной причиной неуспеваемости детей начальных классов.

     Психологи различают внимание и внимательность.

     Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям, без исключения.

     Внимательность – сложившееся качество личности. Рассеянный школьник, как и другие дети, способен обратить внимание на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на объекте: внимательность еще не стала его личным качеством. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях.

     Рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности, но мало найдется внимательных и среди здоровых детей.

     Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становятся жизненным стилем. Поэтому необходимо развивать у ребенка умение сосредоточиваться, чтобы предупредить невнимательность.

     Существует достаточно много специальных упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться.

     Например, возьмите несколько страниц печатного текста и попросите ребенка: «Вычеркни все буквы «т», а все «д» обведи кружком». Потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет уменьшаться.

     Очень полезны упражнения по расшифровке сообщений, записанных специальными значками (каждой букве соответствует определенный значок). Придумайте такой «секретный алфавит» и составьте с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный, но очень полезен для тренировки способности к концентрации и распределению внимания.

     Еще одно из упражнений – отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.

     Возможно, что вашему ребенку понадобится тренировка специфического вида внимания. Например, он хорошо воспринимает информацию, представленную в зрительном, наглядном виде, но пропускает то, что предъявляется на слух. Значит необходимо развивать у такого ребенка слуховое внимание, научить его сосредоточиваться на своих слуховых ощущениях.

     Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. А затем пусть он перечислит то, что услышал. Или такое упражнение. Вы называете ребенку несколько имен в произвольном порядке. Каждое должно прозвучать несколько раз. При этом отмечаете для себя, сколько раз назвали то или иное имя. Задача ребенка – сказать, сколько раз прозвучало каждое имя.

     Бывает, что ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии зрительной информации. В таком случае стоит тренировать его наблюдательность, умение подмечать детали, сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие признаки. Возьмите несколько любых мелких предметов, расположите их на столе. Попросите ребенка в течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а вы в это время что-то измените: переставите предметы, добавите такой же, но другого цвета, что-то вовсе уберете. Попросите ребенка сказать, что изменилось. Полезно также сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд, но различающихся в деталях.

     Главное – занимайтесь понемногу каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксируйте его успехи.

Формирование у старших дошкольников

предпосылок учебной деятельности

     Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность – это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук. Она складывается постепенно, формирование ее происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе. В то же время созданию предпосылок для формирования учебной деятельности надо уделять внимание уже в старшем дошкольном возрасте. Создание предпосылок для формирования учебной деятельности предусматривает:

  • достаточно высокий уровень произвольности;
  • умение планировать и контролировать собственные действия;
  • высокий уровень активности и инициативности;
  • самостоятельность в работе;
  • умение оценивать правильность выполнения собственной работы.

    В формировании активности и самостоятельности ведущую роль играет характер ваших отношений с ребенком. Для того чтобы сформировать у дошкольника умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже не верный, но самостоятельно найденный ответ, решение какой-то проблемы. Необходимо хвалить ребенка за саму попытку действовать самостоятельно. Если работа сделана неправильно или ответ не верен, вы можете потом вместе это исправить. Если же каждый раз, пытаясь выполнить какую-то работу самостоятельно и не добившись нужного результата, ребенок будет слышать упреки, то в конце концов он перестанет проявлять инициативу, будет ждать вашей помощи, перестанет надеяться на свои силы, что приведет к снижению его самооценки. Дайте ребенку поспорить, доказывая свою точку зрения, свой взгляд на выполнение какой-то работы. Даже если он не прав, всячески поощряйте такие споры, умело руководите ими, учите ребенка отстаивать свое мнение и вместе приходите к правильному решению.

     Напротив, беспокойство должна вызывать низкая активность, безынициативность ребенка. У таких детей в будущем довольно часто и быстро снижается интерес к учебе, нарушаются контакты с одноклассниками. Главная задача родителей таких детей – приветствовать любое проявление инициативы с их стороны, чаще поощрять, хвалить, снизить уровень своей опеки, возложить на ребенка несложные, но постоянные обязанности по дому и поощрять его за их выполнение.

     Следующая необходимая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия.Наиболее удобны для этого различные виды конструирования, лепка, аппликация, работа с конструктором. Обсудите с ребенком предстоящую работу, узнайте порядок его действий, внесите поправки в его план, посоветовавшись с ним, спросив его мнение. То же касается и выполнения ребенком каких-то поручений по хозяйству. Учите его: прежде чем делать работу, надо обдумать, как ты ее будешь делать, с чего лучше начать.

     Важно учить в этом возрасте и самоконтролю, самооценке: проверять свою работу, сравнивать ее с образцом, оценивать, видеть недочеты, находить ошибки и исправлять их. Это очень трудно! Без вашей поддержки, вашей терпеливой помощи дошкольнику с этим не справиться, ведь в этом возрасте ребенок не всегда способен адекватно оценить результаты своей деятельности (чаще всего эта оценка бывает завышена).

     Чтобы проблем при поступлении в школу было меньше, учите дошкольника правильно организовать свое рабочее место. У каждого ребенка должен быть в квартире свой уголок: это столик, за которым он работает, либо место, где находятся его игрушки, книги. Приучайте его содержать эти места в порядке, самостоятельно убирать игрушки после игры, заправлять свою кровать, развешивать свою одежду, расставлять на полке свои книги и т.д. Не секрет, что некоторые из вас периодически или регулярно выполняют эту работу за своего ребенка: для экономии времени, из соображений аккуратности и просто из-за того, что так заведено. Но привычка не придет сама собой, а значит, скорее всего, в будущем вам трудно будет добиться, чтобы ваш первоклассник сам собирал портфель, убирал тетради в папку, а ручку – в пенал. Отсутствие привычки организовывать и убирать рабочее место неизменно скажется на учебном процессе.

     Тесно связана с предыдущей и следующая задача – формирование умения доводить начатое до конца.Речь идет в первую очередь о тех видах работы, которые требуют от ребенка умственного или физического усилия, не очень интересны ребенку, но важны, например, с точки зрения его подготовки к школе. К таким видам работы можно отнести выполнение штриховки или графический диктант. Не нагружайте ребенка непосильным объемом работы, обсудите с ним этот вопрос: пусть сегодня он заштрихует только одну фигуру, но аккуратно и до конца, а завтра уже попробует заштриховать две фигуры.

     Следует задуматься и тем родителям, чьи дети не сразу слышат обращенные к ним слова, кому приходится повторять свои просьбы по нескольку раз, прежде чем они будут услышаны и выполнены. Не отступайте от своих слов, добивайтесь своего. Попробуйте однажды поступить в ответ на его просьбу так же, спросите потом, понравилось ли ему такое отношение, постарайтесь объяснить, что вам тоже бывает неприятно его поведение. Постепенно учите ребенка слышать и выполнять ваши требования, просьбы с первого раза. Умение слушать и слышать, действовать по инструкции взрослого – необходимые условия успешного обучения в школе.

     Формируя и закрепляя у ребенка до поступления в школу вышеназванные умения и навыки, вы тем самым облегчите, сделаете наиболее успешным и безболезненным процесс вступления его в школьную жизнь.

Игры и упражнения для формирования навыков

самоконтроля и саморегуляции детей

старшего дошкольного возраста.

     Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

     Приведем некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

     Игра «Сделай так же». Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров. Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.

     Можно предложить сложить из геометрических фигур несложные узоры или рисунки.

     Игра «Сохрани слово в секрете». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши». Основная задача этого упражнения – научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано, — подойдет любое.

     Игра «Что изменилось?» Мелкие предметы в количестве 10 – 15 штук раскладывают на столе и накрывают газетой. Игроку предлагается в течение 30 секунд ознакомиться с расположением предметов; потом он поворачивается спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладываются на другие места. Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего опять накрываются газетным листом. Теперь спросите игрока: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?»

     Игра – упражнение «Где чей домик?» Эта игра развивает устойчивость внимания. Предложите ребенку рисунок с изображениями семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определит, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

     Игра – упражнение «Найди отличие». Предложите ребенку найти различия в двух похожих, но не совсем одинаковых картинках. Можно также подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

     Игра – упражнение «Топ – хлоп». Игра на развитие внимания, памяти. Ведущий произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если неправильное – топает.


Приложение 4.

Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»

Поставьте, пожалуйста, галочки в клетках против высказываний, с которыми Вы согласны.

1

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2

Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

3

Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?

4

Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

5

Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7

Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число)

8

Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?

9

Умеет ли он считать до 10 и обратно?

10

Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?

11

Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?

12

Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

13

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?

14

Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15

Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?

16

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

17

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ?

Слайд 2

Произвольность поведения – это умение слушать и умение слушаться. Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, который требует обязательного формирования целой системы осознанной саморегуляции (способности удерживать цель деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь увидеть свои ошибки и скорректировать их в деятельности и после нее). Успешное выполнение любой деятельности возможно только при наличии целостной системы произвольной саморегуляции .

Слайд 3

Волевая готовность (произвольность поведения) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делать то, что от него требует учитель, режим школьной жизни . Волевая готовность считается сформированной, когда ребенок управляет своим поведением, умственной деятельностью, регулирует свои действия и эмоции.

Слайд 4

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: достаточно высокий уровень произвольности; умение планировать и контролировать собственные действия; высокий уровень активности и инициативности; самостоятельность в работе; умение оценивать правильность выполнения собственной работы.

Слайд 5

ВЗРОСЛЫЙ ДОЛЖЕН: Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей, - тогда у ребенка появится желание в ее достижении. Направлять ребенка, помогать ему в достижении цели. Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

Слайд 6

ВЗРОСЛЫЙ ДОЛЖЕН НАУЧИТЬ РЕБЕНКА: понимать и принимать задачу, ее цель; планировать свою деятельность; подбирать средства для достижения цели; оценивать результаты своей деятельности; принимать помощь взрослых при выполнении задания.

Слайд 7

Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗАИТИЕ ПРЛОИЗВОЛЬНОСТИ: Конструирование. Графический диктант. Игра «Да» и «нет» не говорить». Игра «Режим и порядок». Игра «Донесение».

Слайд 9

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям, без исключения. Внимательность – сложившееся качество личности.

Слайд 10

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ: Корректурная проба. Игра «Расшифровка сообщений». Упражнение «Найди все цифры». Игра «Я слышу…» (слуховое внимание). Игра «Имена» (слуховое внимание). Игра «Что изменилось» (зрительное внимание). Игра «Найди различия» (зрительное внимание).

Слайд 11

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: достаточно высокий уровень произвольности; умение планировать и контролировать собственные действия; высокий уровень активности и инициативности; самостоятельность в работе; умение оценивать правильность выполнения собственной работы.

Слайд 12

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ Игра «Сделай так же». Игра «Сохрани слово в секрете». Игра «Что изменилось?» Игра – упражнение «Где чей домик?» Игра – упражнение «Найди отличия». Игра – упражнение «Топ – хлоп».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ваш ребёнок идёт в школу Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Слайд 2

Критерии готовности к школе: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная.

Слайд 3

Физическая готовность: Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» В первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Слайд 4

Нравственная готовность: - умение строить отношения с учителем; - умение общаться со сверстниками; - вежливость, сдержанность, послушание. - отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). - Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. - Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». - Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи, но похвала должна быть заслуженной.

Слайд 5

Психологическая готовность: - это твердое желание учиться, получать знания; - понимание важности и необходимости учения; - проявление выраженного интереса к получению новых знаний; - это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные); - умение общаться со сверстниками и взрослыми; (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); - это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Слайд 6

Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); -

Слайд 7

Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут); развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация).

Слайд 8

Развитие мышления и речи: Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому». Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай». Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед, за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Слайд 9

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний: В ажно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Слайд 10

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний: Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе! Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.

Слайд 11

Подготовка к письму: Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой . Линия должна быть направлена сверху вниз, слева направо. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Обратите внимание, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Слайд 12

Подготовка к математике: Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Слайд 13

ЗАПОМНИТЕ: При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Слайд 14

В1 класс ребёнок должен знать: Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Слайд 15

В1 класс ребёнок должен знать: Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок). Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо. Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Слайд 16

На этапе подготовке ребенка к школе Избегайте чрезмерных требований Предоставляйте право на ошибку Не думайте за ребёнка Не перегружайте ребёнка Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам. Устраивайте ребенку маленькие праздники

Слайд 17

Обратная связь Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе? Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовке ребенка к школе? Ваши пожелания, рекомендации?

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

Классный час в форме круглого стола с учащимися 8 класса. « ПАВ и последствия их употребления»

Открытое занятие - круглый стол с учащимися 8 класса.ТЕМА: ПАВ и последствия их употребления.Цели:-выработать у подростков негативное отношение к употреблению ПАВ. -познакомить с понятием ПАВ и и...

Урок в форме "Круглого стола" на тему "Нужен ли идеал человеку и обществу"

Конспект урока в 11 классе в форме круглого стола....

Урок в форме "Круглого стола" на тему "Нужен ли идеал человеку и обществу"

Конспект урока в 11 классе в форме круглого стола....

Урок в форме круглого стола по теме: \'\'Environmental Protection’’

Урок в форме круглого стола по теме: ''Environmental  Protection’’(9  класс,    учебник Клементьевой  Т.Б.,  Шеннон  Д.“Сч...

Урок литературы в 11 классе в форме «Круглого стола» на тему «Нужен ли идеал человеку и обществу?»

Свет отвлекает от мрака внутреннего мира.  Хорошо, когда свет  берет  верх над человеком»   Ф. КафкаЯ подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов  ученого, ...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...