Урок литературы в 11 классе в форме «Круглого стола» на тему «Нужен ли идеал человеку и обществу?»
методическая разработка (11 класс)

Салтанова Татьяна Васильевна
  1. Свет отвлекает от мрака внутреннего мира.  Хорошо, когда свет  берет  верх над человеком»   Ф. Кафка
  2. Я подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов  ученого,  что то и  другое имеют  одни цели, одну природу  и что может быть, со временем,  при совершенстве методов им суждено  слиться  вместе  в  гигантскую,  чудовищную  силу,  которую  трудно  представить себе.   А. П. Чехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_kruglyy_stol.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе в форме «Круглого стола» на тему «Нужен ли идеал человеку и обществу?»

Эпиграфы к уроку:

  1. Свет отвлекает от мрака внутреннего мира.  Хорошо, когда свет  берет  верх над человеком»   Ф. Кафка
  2. Я подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов  ученого,  что то и  другое имеют  одни цели, одну природу  и что может быть, со временем,  при совершенстве методов им суждено  слиться  вместе  в  гигантскую,  чудовищную  силу,  которую  трудно  представить себе.   А. П. Чехов.

 

  1. Вступительное слово учителя :

- Что мы ждем от участников «Круглого стола»?

1. Знание художественных текстов и исследований  ученых – литературоведов.

2. Аргументация и ее словесное  оформление

3. Владение терминологией

4. Лаконичность

5. Понимание взаимодействия художественного и научного мировосприятия.

  1. Работа по теме:
  1. Определение учащимися понятий «Утопия» и «Антиутопия»
  2. Наблюдение над  инсценировкой  фрагментов из пьесы А.П.Чехова «Чайка»
  3. Вывод : антиутопия  в художественной  литературе:

Художественная зарисовка:

1) того , чего пока нет, но

  2) уже в сознании человека присутствует как желанное, благословенное общество.

Синтезируются идеалы:

То, чего пока нет

+ То,  что уже есть в сознании

+ То, что хотелось бы совершенствовать.

  1. В  каком  роде  художественной  литературы  более  всего  выражается  утопия?

Учащиеся  рассказывают   о сказках, о Калевале, о  «Сказке об Иване – дураке и трех его братьях»  Л. Толстого.

Например, в сказке Толстого выделяется главный критерий ценности человека:

Иван  думает о других,  «свое отдает»,  лишен  чувства  зависти, ненависти, злобы, но главное – он трудится, хотя и Царь. А обычай у него в царстве таков: « У кого мозоли на руках – полезай за стол, а у кого нет – получай объедки»

Учитель:  В произведениях, созданных в разное время ,  звучат одни и те же принципы:  труд – естественная  потребность  и  обязанность человека, взаимоотношения  людей  основаны на любви и понимании друг  друга,  человек  бережно  относится  к  родной природе.

Эти принципы звучат в разное время в произведениях. Во всех  утопиях  идет  наблюдение  над умственным,  физическим  развитием  человека,  ощущением  счастья,  над  проявлением индивидуальности  личности.

Это  звучит у  Чернышевского  в  романе  «Что делать?», у  Лескова  в «Левше», в  «Очарованном страннике» .  Примечательно,  что  Н. Бердяев  дал  высокую  оценку  личности  Н. Чернышевского, сказав  о  его  «уникальной образованности».

  1. Параллельно с утопией   возникает  недоверие, критическое, сатирическое  изображение того, что  передает  утопия, скепсис   по  отношению  с  различным  утопическим построением,  настроениям .

Это  нашло  отражение  и  в  романах Ф. М. Достоевского «Бесы»,  «Преступление и наказание».  Особенно ярко антиутопия обозначилась в XX веке.  Почему?

Обратимся  к  творчеству  известного  австро-венгерского  писателя  начала  XX  века – Ф Кафки.  Известно  его  высказывание  :  «Искусство – зеркало,  иной   раз  оно «уходит вперед, как часы».

Произведения   Кафки  подводят  к  рассмотрению  проблемы:  Человек  и  власть ,  общество, взаимоотношения  с  другими людьми,  его  самопознание,  ответственность  за   то, что происходит  вокруг  .  Кафка  умел  рассказывать  неправдоподобно  о  правдоподобном.

 - Обратимся к другому писателю -- Е. Замятину  и  его  роману  «Мы».

- Какие  общечеловеческие  проблемы  нашли  свое  отражение  в  романе?

- Какими  факторами  из  биографии  Замятина  вы  можете  подтвердить  это?

- Какое   ещё  произведение , написанное  более  ,чем  через  10  лет, очень напоминает   по проблематике,  элементам   сюжета,  деталям   роман  Замятина  «Мы»?

Этот роман автор назвал своей «самой шуточной и самой серьезной вещью».

- Как в романе отражена   действительность  (реальное  в  нереальном )?

- В чем видел автор залог духовного совершенствования человека?

В  60-е годы  более  остро  отмечено  отчуждение  человека  от  своей  сущности. Эта проблема звучит в повести Л. Леонова «Бегство Мистера  Мак-Кинли ». В произведении нет нападения на  сам  идеал , речь  идет  об  ответственности  за  то, что  происходит  в  мире.

В  80 и 90 гг об этом размышляли   герои  Зиновьева,  Домбровского,  Маканина.

- Что показалось важным в повести Маканина «Лаз»?

В повести  «Лаз»  находим  критическое  изображение  идеалов,  проблему  не  реализации элементарных  норм  человеческой  жизни.  В  итоге  размышлений  приходим  к  выводу,  что антиутопия – путь   движения  к истине.  И  вновь  звучит  Кафка:  «Свет  отвлекает  от  мрака внутреннего  мира»,  «Грусть  безысходна.  А  речь  идет  о надежде, об  исходе, о  будущем», «Жизнь  без  истины  невозможна», «Ненависть  возникает  из  невозможности  любить ».

Урок   заканчивается    чтением  фрагментов  из  творческих  работ  учащихся  («Мой  Куприн», « Что   есть  красота?»  ( по    роману   О.  Уайльда    «Портрет   Дориана   Грея»)

Стоит  рассказать  о том, что до  урока учащимся был роздан перечень   предлагаемых   для прочтения   произведений  по  теме  урока *сами  учащиеся  дополнили  этот  список  )

  1. Томас  Мор «Остров Утопия»
  2. Кампанелла Г.  «Город Солнца»
  3. Чернышевский   Н.Г «Что делать?»
  4. Толстой Л.Н.   «Сказка об Иване – дураке»
  5. Достоевский  Ф.М.  «Бесы»,  «Дневники писателя»
  6. Замятин   Е. «Мы»
  7. Леонов Л. «Бегство Мистера  Мак –  Кинли»
  8. Хаксли  О. «О дивный новый мир»
  9. Кестлер А.  «Слепящая тьма»
  10. Стругацкие   «Улитка на склоне»
  11. Маканин В.  «Лаз»,  «Там была пара»
  12. Зиновьев А. « Зияющие высоты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме "Круглого стола" на тему "Нужен ли идеал человеку и обществу"

Конспект урока в 11 классе в форме круглого стола....

Урок в форме "Круглого стола" на тему "Нужен ли идеал человеку и обществу"

Конспект урока в 11 классе в форме круглого стола....

Родительское собрание - тренинг в форме круглого стола на тему "Произвольность"

Роидмтельское собрание для родителей подготовительной группы детского сада или 1 класса на тему: "Произвольность". Родительское собрание в форме круглого стола с участием детей, Имеет практическую и т...

Урок в форме круглого стола по теме: \'\'Environmental Protection’’

Урок в форме круглого стола по теме: ''Environmental  Protection’’(9  класс,    учебник Клементьевой  Т.Б.,  Шеннон  Д.“Сч...

Итоговый урок в 6 классе в форме командной игры на тему: "Материаловедение , машиноведение и моделирование ночной сорочки"

Презентация к итоговому открытому уроку по технологии в форме командной игры по темам: "Материаловедение, машиноведение и моделирование ночной сорочки"...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

Методическая разработка открытого урока в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».

Открытый урок в форме круглого стола  «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» проведен среди учащихся 9-х классов в рамках недели биологии с целью...