Тренинг "Рабочие профессии"
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Сценарий профориентационного тренинга для обучающихся СКОУ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_zanyatiya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka

Тренинг «Рабочие профессии»

Педагогическая деятельность в коррекционных образовательных учреждениях (профориентация)

Литвинова Яна Владимировна

Педагог- психолог

МКС(К)ОУ «СКОШ- И VIII вида №13»

Юргинский городской округ

Цель:  создание условий для формирования активно- положительного отношения учащихся к рабочим профессиям.

Задачи:

  • Образовательные -  расширить и систематизировать представления учащихся о содержании труда представителей рабочих профессий; формировать профессиональные предпочтения будущих выпускников с учетом их интересов.
  • Воспитательные - формировать положительное отношение учащихся к труду, умение отмечать сильные стороны своей личности, способность соотносить себя с эталоном социальной роли «хороший работник».
  • Коррекционно - развивающие – корригировать  гибкость мышления и творческие способности учащихся, развивать способность планировать этапы и контролировать качество выполнения работы.

        Оборудование:  Ноутбук, проектор, вырезки из газет и журналов, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, небольшая мягкая игрушка, листы бумаги по размеру секций на схеме, предназначенных для коллажа, ватман с изображением схемы дома (рисунок).

Ход занятия:

Предварительная работа:

  1. Классный час «Рабочие профессии  Кузбасса»- учащиеся совместно с классным руководителем обсуждают важность рабочих профессий, их разнообразие, доходность.
  2. Библиотечный час – «Учебные заведения города и области, обучающие рабочим профессиям».
  3. Совместно с педагогом- психологом учащиеся рассматривают различные журналы и газеты, подбирают вырезки из журналов, иллюстрирующие профессиональную деятельность рабочего человека.

1 этап - на данном этапе происходит знакомство учащихся с темой и целью занятия, используются упражнения, направленные  на создание благоприятного психологического климата и прояснение ожиданий ребят в соответствии с заявленной темой.

Ведущий приветствует участников, знакомит их с темой и целью тренинга.

Упражнение 1 «Деловое рукопожатие».

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей сотрудничеству и продуктивной работе участников тренинга.

Содержание упражнения: участники приветствуют друг друга и педагога-психолога  рукопожатием.

Упражнение 2 «Крыша дома».

Цель: прояснение ожиданий участников тренинга относительно заявленной  темы.

Содержание упражнения: ребята в устной форме озвучивают свои предположения о том, что нового они могут сегодня узнать о рабочих профессиях, задают интересующие вопросы.  Ответы детей: «В каких условиях труда работает плотник?», « Что необходимо уметь, чтобы стать поваром?», « Легко ли быть каменщиком?», « Какую профессию выбрать с учетом состояния здоровья?» и т.д. Высказывания ребят записываются на ватмане в левой части крыши дома.

Ведущий обращает внимание учащихся на изображение схемы  дома и сообщает о возможности принять участие в «виртуальном строительстве».  Для того, чтобы выяснить, помощь каких рабочих требуется, нужно выполнить упражнение, представленное на слайде.

Упражнение 3 «Атрибуты профессий».

Цель: создание условий для погружения школьников в тематику тренинга.

Содержание упражнения:

На слайде (Слайд 1) представлены изображения следующих предметов: мастерок, отвертка, моток ниток, рулон обоев, ложка,  рубанок.  Ребятам предлагается ответить, представителям каких профессий необходимы эти предметы для работы.  Ответы детей: «каменщик, плотник, швея, штукатур- маляр, повар,  столяр » и т.д. Далее учащиеся самостоятельно проверяют правильность своих ответов (Слайд 2), опираясь на представленные на слайде пары «представитель профессии – предмет». Затем учащиеся высказывают свои предположения, о том, чем представитель предложенной профессии мог бы помочь при строительстве дома.  Ответы детей: «Каменщик- создает стены, плотник- установка оконных рам, швея- пошив спецодежды, штукатур- внутренняя отделка, повар – питание рабочих, столяр- изготовление дверей»  и т.д.

2 этап - основной, в ходе которого актуализируются знания школьников о мире профессий, появляется возможность соотнесения своего образа с  различными профессиями, ребята рассматривают друг друга как субъекты профессиональной деятельности, формируются профессиональные предпочтения с опорой на собственные интересы.

Ведущий сообщает о необходимости занять вакантные места,  и, определиться учащимся с выбором могут помочь одноклассники.

Упражнение 4 «Кто есть кто?».

Цель: знакомство с мнением одноклассников о соответствии своего образа  образу той  или иной профессии на основании знаний друг о друге.

Содержание упражнения: Участники встают в круг. Ведущий называет одну из рассмотренных выше профессий, ребята в течение нескольких секунд должны  посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет  в наибольшей степени. Далее ведущий хлопает в ладоши и все по команде одновременно должны прикоснуться  (или обнять) выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии). Выбрав  товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. (Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н.Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно).

Упражнение  5 «Фундамент».

Цель: осознание учащимися необходимости учитывать требования профессии, профессионально- важные качества, условия труда.

Содержание упражнения: Ребята оценивают свои силы и заявляют о своем желании трудоустроиться. Для этого ребята называют  профессию,  условия труда, профессионально- важные качества, медицинские противопоказания. Полученная информация кратко записывается  в прямоугольных секциях в нижней части ватмана - по одной на каждую профессию.  При необходимости ведущий дополняет учащихся.  

Варианты профессиограмм:

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессионально важным качествам

швея

занимается изготовлением моделей, образцов, изделий верхней одежды, белья и изделий верхнего трикотажа по индивидуальным заказам.

приемы и способы выполнения ручных, машинных и утюжных работ всех видов, назначение и пошивочные свойства применяемых материалов, виды и устройство машин, приспособлений, инструментов.

заболевания органов зрения;

аллергические заболевания;

нарушение координации движения рук.

аккуратность;

усидчивость;

терпеливость;

умелость рук;

хорошее зрение.

повар

прием сырья и его переработка, хранение, приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки, оформление блюд и их раздача.

основы питания, характеристики и биологическую ценность продуктов, признаки их доброкачественности, сроки хранения и реализации сырой и готовой продукции.

инфекционные заболевания;

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

болезни, связанные с потерей сознания;

варикоз вен.

образная память;

эстетический вкус;

аккуратность;

подвижность кистей рук, пальцев;

физическая выносливость.

cтоляр, плотник

выполняет плотничные и столярные работы по устройству сооружений, каркасов стен, устройству производит ремонт крыш, раскрой и обработку пиломатериалов, изготовление оконных переплетов, дверных блоков, встроенной мебели, их установку.

виды и свойства материалов, применяемых в плотничных работах и для изготовления столярно-строительных изделий и встроенной мебели, основные элементы деревянных частей зданий и деревянных конструкций, приемы и способы обработки древесины на деревообрабатывающих станках механизированным и обыкновенным инструментом, правила ТБ.

снижение остроты зрения;

болезни, сопровождающиеся потерей сознания;

ревматические заболевания конечностейболезни кожи.

развитый глазомер;

развитое пространственное воображение;

быстрая реакция;

правильная координация движений;

аккуратность;

внимательность;

уравновешенность;

художественный вкус.

маляр, штукатур

приготовление красящих составов, окрашивание поверхностей, оклеивание их обоями, другими облицовочными материалами, выравнивание поверхности, приготовление растворов из сухих смесей, оштукатуривание поверхностей.

назначение строительных материалов и механизмов, применяемых в малярных и штукатурных работах, технологию проведения отделочных работ, основы строительного дела, требования к качеству малярных и штукатурных работ, производственную эстетику.

дальтонизм;

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

болезни легких, кожи, суставов;

аллергические заболевания;

болезни, сопровождающиеся потерей сознания.

художественный вкус;

память на цветовые оттенки;

высокая тактильная и мышечно-суставная чувствительность;

аккуратность;

быстрая реакция;

правильная координация движений.

каменщик

выполняет работы по кладке стен зданий, каменные конструкции из штучного камня, плит, блоков, сборных бетонных и железобетонных элементов и деталей, собирает, устанавливает, монтирует строительные конструкции.

основные свойства стеновых материалов и растворов, простые системы кладки и перевязки швов, приемы кладки, способы растирания раствора, раскладки кирпича, правила чтения строительных чертежей и составления эскизов, требований к качеству кирпичной кладки и сборных ЖБК, монтируемых в каменных зданиях.

заболевания органов дыхания;

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

хронические заболевания суставов;

кожные и аллергические заболевания;

боязнь высоты.

физическое здоровье;

выносливость;

хорошие зрение и слух;

правильный глазомер;

хорошая память;

внимательность;

аккуратность;

хорошая координация движений.

На вакансию принимаются 2-3 человека (в зависимости от численности группы). Если желающих меньше, то остальным ребятам предлагается помочь трудоустроенным.  Завершая упражнение, ведущий обращает внимание на то, что на схеме появился фундамент дома, и именно осведомленность об  условиях труда, профессионально- важных качествах, медицинских противопоказаниях являются основой выбора профессии.

З этап – предполагает обобщение и систематизацию актуализированных знаний и представлений о рабочих профессиях, создание положительного образа человека рабочей профессии.

Упражнение 6 «Ты на рабочем месте».

Цель: визуализация образа рабочего человека, выполняющего профессиональные обязанности, возможность ребят почувствовать себя в роли рабочего.

Содержание упражнения:  учащиеся работают в парах или тройках в соответствии с вакансиями, занятыми ранее. Ребятам предлагается завершить «виртуальное  строительство»  творческой работой. Для этого используются ранее заготовленные вырезки из журналов-  всевозможные атрибуты профессиональной деятельности, отражающие внешний вид рабочих, условия труда, инструменты, достижения и т.д. Школьники под релаксационную музыку создают коллажи, знакомящие с деятельностью человека на рабочем месте: «Каменщик», «Швея», «Плотник», «Повар», «Штукатур»,  «Столяр».  В завершение учащиеся защищают мини- проекты, демонстрируя положительные и отрицательные стороны, отвечают на вопросы слушателей.

4 Этап – направлен на подведение итогов тренинга, создание условий для формирования позитивного восприятия профессионального будущего.

Упражнение 7 «Напутствие».

Цель: содействие образованию смысловой связи между имеющимися личностными качествами школьников  и успеха  в профессии.

Содержание упражнения: выполняется в кругу. Ведущий напоминает ребятам о профессионально важных качествах,  которыми уже сейчас  в той или иной степени обладает каждый из них. Учащимся предлагается  внимательней приглядеться друг к другу, чтобы их обнаружить. Затем, передавая игрушку по часовой стрелке,  школьники обращаются друг к другу с фразой: «Ты…, я желаю тебе быть успешным в своей профессии». На месте пропуска необходимо вставить одно или несколько профессионально- важных качеств (аккуратный, творческий, терпеливый, ответственный).

Подведение итогов занятия. Проверка ожиданий участников. Заполнение правой части крыши на схеме, их сопоставление. Рефлексия. Ведущий сообщает, что благодаря совместным усилиям удалось построить дом, и ребята продемонстрировали свою осведомленность о профессиях. Участники оценивают свой уровень осведомленности, вместе с группой проясняются пробелы, отмечаются достоинства рабочих профессий.

Список литературы:

  1.   Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению [текст]/ Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. - Ярославль: Академия развития, 1997 - 237с.
  2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов/ В.А. Лапшин -М.: Просвещение, 1991. – 143с.
  3. Профориентационные упражнения [Электронный ресурс]: сайт «Психология от А до Я». - Режим доступа:   http://azps.ru.  Дата обращения: 15.03.2013. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...