Особенности младших школьников 5-6 класс
статья по психологии (5 класс) по теме

Андреева Мария Геннадьевна

Особеннсти школьников 5-6 класса. Возростные особенности пропедевтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_osobennosti_mladshikh_shkolnikov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева М.Г.

ГБОУ школа № 337

Особенности младших школьников.

Младший подростковый возраст занимает особое место в развитии школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребенка, играющие важнейшую роль в формировании личности ребенка[1] .

Все мыслительные операции формируются в процессе обучения и развиваются с возрастом.[2] По принятой в нашей стране возрастной периодизации учащиеся 5-6 классов (10-12 лет) относятся к младшему подростковому возрасту.

Вводя пропедевтический курс физики в пятых, шестых классах, необходимо учитывать психологические особенности обучения физике. От школьников требуется проникновение в сущность изучаемого мира объектов и явлений. Возможность выполнения таких мыслительных операций, как абстрагирование, построение идеальных моделей, осуществление перехода от одного вида абстракции к другому и т.д., все это характеризует физическое научное мышление.

В 1-4 классах основная роль в обучении отводится творческому мышлению, так как в первые годы жизни у человека доминирует правое полушарие, отвечающее за творческие процессы, за восприятие и быстрое осмысление всех аспектов ситуации для принятия экстренного решения еще до её анализа. В десяти летнем возрасте начинает более интенсивно работать левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление, и именно в этот момент возможно наступление кризиса, здесь необходима помощь педагога для возможности самореализации, для выражения собственного «Я».

Младший подростковый возраст – это время для овладения самостоятельных форм работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности школьников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Это фундамент всего образования, что повышает ответственность учителей за формирование знаний, умений, навыков, и такого качества как творческая активность, в младшем подростковом возрасте. От того, как проходит этот этап обучения, во многом будет зависеть  и успешность перехода младших подростков к качественно новой учебной мотивации, направленной не только на получение новых сведений, новых разнообразных знаний, но и на поиски общих закономерностей, а главное, на освоение самостоятельных способов добывания этих знаний.[3] 

У каждого возраста есть свои преимущества. Большим достоинством младшего подростка является его готовность ко всем видам учения, учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы работы на уроке, возможность самостоятельно учиться, мыслить, думать, узнавать что-то  новое. Младшего подростка больше привлекает содержание, которое требует интеллектуальной активности, самостоятельных действий, расширяет кругозор. Каждый новый предмет, курс, большой раздел всегда вызывает интерес у подростков. Сохранить  этот интерес, укрепить его, развивать дальше – важнейшая задача учителей, и родителей.

С пятого класса учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Материал, который необходимо школьнику усвоить достаточно сложен, требуется высокий уровень учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а также направлен на их развитие. Учащиеся знакомятся с системой научных понятий, знаков которые необходимы в курсах математики и физики (умение рассуждать, теоретически мыслить и т. д.).

Общая картина интеллектуального развития учащихся, достигших младшего подросткового возраста, представляется следующим образом: достигается определенный уровень развития операции мышления – возможности оперирования по представлению, владение операциями анализа и синтеза, навыки конкретного мышления, начало перехода к формальным операциям. Начинает развиваться все виды мышления: абстрактное, гипотетическое (мыслить предположениями), рефлексивное.[4] Возрастает объем информации, с которой ребенок может работать и быстро обрабатывать. Возникает способность удерживать внимание на логически организованном материале, стремление к самостоятельности, стремление к общему.

У младших школьников продолжает формироваться стремление иметь свою точку зрения, появляется суждение о собственной социальной значимости, завершает развиваться самосознание личности. Дети переходят от наглядно-образного рассуждению к словесно-логическому, а как следствие изменяется содержания мышления, оно становится более конкретным, внимание обращается на внутренние наиболее существенные свойства явлений и предметов и соотношения между ними. Возникает способность коррекции мышления со стороны логики и теоретических знаний о мире.[5] 

Ребенок, младшего подросткового возраста имеет склонность к задаванию вопросов о причинах явлений, быстро включаться в беседу. Им интересно приходить к выводам и обобщениям, любят практические занятия, лабораторные. В эти года способность хранить, извлекать информацию из памяти, развивается метапамять. От класса к классу растет владение приемами запоминания.

Подводя итог, можно сказать, что школьники младшего подросткового возраста 10-12 лет могут усваивать абстрактные понятия, следовательно, наступает благоприятный период для интенсивного формирования теоретического мышления.

Развитие интеллектуальных способностей личности

В системе непрерывного физического образования развиваются познавательные, психические и интеллектуальные способности личности. Принцип персонализации становится ведущим в организации всей системы обучения и воспитания.

Каждый человек в своем развитии проходит несколько этапов становления личности. Временные рамки переходов от одного этапа к другому у разных людей разные. В курсе пропедевтической физики должно развиваться абстрактное мышление, следует отметить, что некоторые учащиеся так и не смогут достичь уровня всестороннего мышления. Основываясь на данных идеях можно отметить, что добиться положительных результатов в пропедевтики можно только целенаправленной работой.

Для развития интеллектуальных и психических способностей обучаемых, как писал Л.С. Выготский, необходимо учитывать «зону ближайшего развития» ребенка. Он выделяет: 1) уровень актуального (достигнутого) развития и 2) зону ближайшего развития. Если обучаемый учится в «зоне актуального развития», то он способен самостоятельно выполнять предложенные ему задания. Но стоит повысить сложность задания, т.е. сделать его, например, проблемным, так сразу он переходит в «зону ближайшего развития», потому что самостоятельно, без помощи извне он не может его решить. Если обучение происходит в «зоне ближайшего развития», то оно наиболее эффективно, потому что способствует интеллектуальному развитию каждого.[6]

Развитие интеллекта, умственных способностей, как показывают психолого-педагогические исследования, зависит не от объема знаний, а от содержания учебно-познавательных заданий, методов их усвоения. Проблема развития школьников связана с такой системой образования, которая в полной мере учитывает интересы и склонности учащихся, позволяет каждому ученику работать в меру своих возможностей и способностей.

 Организовать такую систему обучения можно, потому что в настоящее время разработаны теоретические основы такого образования (теория развивающего обучения, теории познания и систем, пути развития самостоятельности учащихся в различных видах деятельности, способы диагностики способностей учащихся и др.)

В учебниках опережающего пропедевтического курса[7],6 после параграфов имеются задания разной степени трудности, неодинаковые по характеру. Например, предлагается ответить на вопросы и выучить определения, пронаблюдать явления, процессы, описать физическую суть явления, свойства тел, выполнить практические задания (измерить какую-то физическую величину, используя приборы, измерительные инструменты, определить размеры тела, пройденный путь). После каждого параграфа автор учебного пособия предлагает учащимся исследовательские задания (теоретические,  практические, лабораторные).

Таким образом, установочные цели процесса обучения определяются следующие:

  1. Сформулировать положительное отношение к физике
  2. Вызвать желание учиться с интересом, выполнять различные задания в классе и дома
  3. Развивать у школьников умения и навыки наблюдать, ставить опыты, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Реализуя данные цели процесса обучения можно формировать систему знаний о явлениях и процессах, происходящих в природе. Такой подход к обучению в 5-6 классах должен подготовить учащихся к изучению физики в основной школе.


[1] Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.-416 с.

[2] Петровых Н.П. Развитие мышления учащихся на уроках физики в VI классе. Автореф. дис. . .канд.пед.наук. М., 1972. - 18 с.

[3] Массен П., Конджер Дж., Кача Дж., Хьютон А. Развитие личности ребенка /Под ред. А.М.Фонарева. Прогресс, 1987. - 269 с.

[4] Давыдов В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах средней школы. М.: ИНТОР, 1997. - 32 с.

[5] Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт 1996 - 414 с

[6] Даммер М.Д. Физика: Учебное пособие для 5 класса. Челябинск: ТОО «Верена», 1994.-72 с.

[7] Даммер М.Д. Физика: Учебное пособие для 6 класса. Челябинск: Изд-во «Версия», 1994. - 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Психологические особенности младших школьников с ОНР"

данная презентация  раскрывает  особенности развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста  с ОНР, особенности познавательной деятельности младших школьников с ОНР...

Публикация на тему "Психологические особенности младшего школьника."

В данной статье рассмотрены особенности развития младших школьников, их отличительные особенности....

Психофизиологические особенности младших школьников с дисграфией.

На практике учителям-логопедам часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Су...

Психологические особенности младших школьников.

Данный материал может быть полезен учителям, работающим в начальной школе (особенно на уроках английского языка)....

Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега на уроках физической культуры

Это статья о формировании навыков бега у учащихся начальных классов. Уже в начальных классах следует обращать внимание на укрепление мышц ног, несущих основную нагрузку в беге, и на постепенное ф...

диагностика личностных особенностей младших школьников методом рисуночных тестов

Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным...

"Первый раз - в пятый класс!" О возрастных особенностях младших школьников.

Выступление классного руководителя пятого класса знакомит родителей с возрастными особенностями младших школьников....