Развивающее занятие "Секреты общения"
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Сухорукова Елена Владимировна

Основной потребностью и ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение. При этом класс для школьника становится не только местом, где есть возможность общаться, но и моделью поведения, которая задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому очень важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_obshcheniya.docx58.89 КБ
Файл sekrety_obshcheniya.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 103

Советского  района г. Волгограда

Развивающее занятие с элементами тренинга

"Секреты общения".

                                                                  Автор:        

                                                                                       Педагог-психолог

                                                                                      МОУ СОШ №103

                                                                            Сухорукова

   Елена Владимировна

Волгоград 2013

Пояснительная записка.

Актуальность темы. Основной потребностью и ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение. При этом класс для школьника становится не только местом, где есть возможность общаться, но и моделью поведения, которая задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому очень важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к повышенной тревожности, страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

Задачи:

1.        Создать условия для учащихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

2.        Научить навыкам позитивного общения учащихся.

3.        Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

4.        Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

5.        Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.

Целевая группа: обучающиеся 5-го класса в возрасте 11-12 лет.

Длительность занятия: 55-60 минут.

Место проведения: классная комната.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.

Оборудование:

1.        Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

2.        Пространство для активных упражнений, 2 стола для работы в группах, стулья по числу участников.

3.        Раздаточный материал: карточки, бланки для практической работы,  мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг.

1. Приветствие

Упражнение «Аплодисменты».

Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.

- Ребята, давайте мы поприветствуем друг друга так, как принято нанаших занятиях. Я начинаю, а вы продолжаете. Это просто – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я называю, встает и так же приветствует  любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!

2. Вводное слово ведущего.

Цель: информирование участников группы о целях занятия.

- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок общения. И задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже не совсем обычные. Мы будем много играть, разрешать различные ситуации, вместе выполнять интересные задания и все эти задания будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

-Как вы думаете, как звучит тема нашего занятия?

Итак, тема нашего занятия – «Секреты общения» и целью его станет узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, лучше понимать друг друга, избегать конфликтов.

 Слайд 1

- Единственная настоящая    роскошь – это    роскошь человеческого общения.                        ( А. Сент-Экзюпери)  

Слайд 2

II. Основная часть.

1. Разыгрывается ситуация общения.

 -Маша, я хотела  бы тебя спросить, с каким настроением ты пришла сегодня в школу, а чем ты занималась перед тем, как прийти в школу? Все ли домашние задания ты выполнила?

-Ребята, скажите, а что мы сейчас с Машей делали?

-А всегда ли и со всеми людьми вы можете так пообщаться? А что нам иногда мешает общению с другими людьми?

-Действительно, порой возникают  препятствия при общении с людьми.

-Посмотрите пожалуйста, на столе лежат разноцветные карточки, на которых

написаны препятствия, которые мешают нам иногда общаться. Предлагаю вам выбрать ту карточку, на которой написано то, что возможно именно вам иногда мешает общаться с другими людьми.        (Приложение 1)

2. Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.

- Ну а теперь давайте поиграем в игру, которая нам поможет включиться в работу, сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

В этой игре присутствует и соревновательный момент. Но для начала игры нам необходимо разделиться на две группы, и для этого я приготовила вам сюрприз, который прикреплен к спинкам ваших стульчиков, возьмите его в руки и закрепите на одежде. У каждого из вас желтая или фиолетовая фигурка. Вам необходимо объединиться в две группы по цвету (группа желтых и группа фиолетовых).

Я буду называть вам какой-то признак, в соответствии с которым вы будете строиться в один ряд.

Слайд 3

- Первое задание: постройтесь по имени от самого короткого имени до самого длинного имени.

Следующее задание немного посложнее: работать вы должны будете молча! Итак, внимательно посмотрите друг на друга и постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (справа) до самых светлых (слева).

И последнее  третье задание, самое сложное. Его вы выполняете с закрытыми глазами! Постройтесь по росту – от самых низких (слева) до самых высоких (справа). При этом можно друг с другом разговаривать.

- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно!

- Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

- Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Что важно в общении с другими? Вам понравилась эта игра? Хорошо!

3. Сказка «Мудрецы и слон»

А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой,  которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов. (Приложение 2)

Слайд 4

Итак, в чем же была ошибка мудрецов?

 Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)

- Молодцы, вы правы.

•        Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.

•        Никто не хотел прислушиваться к мнению других,, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.

•        А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.

Какой  можно сделать из этого вывод? (Высказывания детей)

•        Нужно прислушиваться к мнению других.

                    Надо уметь слушать и слышать.

•        Нет смысла кричать.

•        Должна быть согласованность в действиях.

4.Решение конфликтных ситуаций.

Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.

-  Сейчас предлагаю вам разобраться в конфликтной ситуации ,  однажды сложившейся  между одноклассниками. Но для начала надо вновь надо разделиться на две группы и опять нам в этом поможет мой подарок. У каждого из вас есть желтая или фиолетовая фигурка (звезда или полумесяц). Вам нужно объединиться в две группы по фигурке (группа звезд и группа полумесяцев). Займите свои места за столами.

- Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Паша и Слава, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу Влада и Настю зачитать её вслух.

Слайд 5

- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая  просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.

- Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, Саша забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик к которому так обратились с просьбой.

А сейчас, я предлагаю в группах исправить ошибки, которые привели ребят к ссоре. Группа звездочек будет выступать от имени Паши, которому нужна ручка. А  группа  полумесяцев будет выступать от имени Славы, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе Паше. У каждой группы есть картинки, в которые вам надо вписать исправленные ошибки в разговоре ребят (Приложение 3).

- Молодцы ребята! Вы правильно исправили все ошибки ребят!. А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики?

Слайд 6

Вы знаете, я вспомнила еще одну неприятную ситуацию, которую я увидела в школе. Друзья поругались и наговорили много обидных слов. А произошло вот что, Ваня одолжил у своего друга Егора новый диск с интересной игрой, а вернул его поцарапанным. Предлагаю вам посмотреть на экран. Оля и Миша, прочитайте вслух.

Слайд 7

- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята. Что чувствовали мальчики в этой ситуации.

- Наверно подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите, пожалуйста, что нужно было в первую очередь сделать в подобной ситуации Ване? (Извиниться).

- Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

- Исправьте ошибки, которые привели ребят к ссоре. Первая группа будет выступать от имени Вани, который возвращает поцарапанный диск. А вторая группа будет выступать от имени Егора.

Слайд 8

- Молодцы, ребята! Вы правильно исправили все ошибки ребят! А как будут чувствовать в новой ситуации эти мальчики, какие отношения будут между этими мальчиками?

  Вы прекрасно разобарались с конфликтными ситуациями, возникшими между мальчиками, исправили ошибки в их общении.

5. Результаты анкетирования.

-Ребята, а в вашей классной жизни бывают подобные ситуации?

Сейчас мне хочется познакомить вас с результатами анкеты, касающейся вашего общения с одноклассниками. На вопросы которой вы отвечали на прошлом занятии. Вам интересно узнать их?

-Да , действительно,  как вы видите и в вашем общении с одноклассниками возникают трудности. Поэтому наша встреча сегодня с вами не случайна, она просто необходима по данной теме!

А сейчас я попрошу вас вернуться  вкруг и мы с вами продолжим разговор.

Слайды 9-13

.-  Сегодня мы с вами много разговариваем о правилах общения,  о способах взаимодейсивия между людьми. Мы  разобрали конфликтные ситуации и увидели как влияет настроение,  мысли и эмоции на форму общения между людьми. Но вы знаете, что оказывается, и вода можеть по-своему реагировать на различные чувства и эмоции человека.  И мне хочется представить вашему вниманию интересные факты.  Многие ученые занимаются исследованием воды. Знаменитый японский ученый, доктор, исследователь Масару Эмото доказал, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Он показал, как вода реагирует на разные слова и интонации. Доктор  Масару  Эмото влиял на воду при помощи слов, музыки, текста и видео. Затем  он заморозил воду  и под микроскопом сфотографировал полученные результаты.  Форма кристаллов льда при замерзании воды была разной в зависимости от того, как на нее воздействовали. А ведь ученые определили, что тело человека содержит 70-80% воды от общего веса. Это кровь, лимфа, межклеточная жидкость, мозг. Мозг содержит до 80% воды. От состояния мозга зависит ваша память, мышление, что влияет на вашу успешность в учебе. Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеосюжет и задумайтесь над тем, что мы произносим.  

Слайды 14-22

- Скажите ребята, о каких секретах общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.

- А как вы думаете, они помогут сделать ваше общение с товарищами приятным?

- Да, действительно, каждому приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени. Нужно уметь извиняться. Не нужно ссориться и ругаться, и конечно нужно учиться договариваться.

 Я хочу вам сделать подарок. На цветных листочках я написала «секреты общения»,  которые помогут вам быть хорошим собеседником и сделают ваше общение с товарищами приятным.  

Слайд 23

III. Заключение.

 А сейчас мне бы хотелось преподнести мысль в подарок, прочесть стихотворение Игоря Тютюкина «Сила и слабость».

Слайд 24

Рефлексия.

Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.

- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение? А что больше всего понравилось и запомнилось? Мы с вами целый час приятно общались и даже забыли про наши препятствия, которые нам иногда мешают при общении с людьми. Предлагаю  вам снова взглянуть  на них, может мы сегодня справились с ними? Если кто-то справился или теперь знает, как с ними справляться, то предлагаю избавиться от них, сейчас мы их порвем и выбросим.

Ритуал завершения.

- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидаем мячик участнику и обращаемся со словами «…(имя) мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо ….., мне тоже!»

- Ребята, мне  очень приятно было с вами общаться и вы  подарили мне хорошее настроение на  на целую неделю. Мне бы очень хотелось узнать с каким настроением вы  сегодня уходите с  нашего занятия. Выберите смайлик вашего настроения и прикрепите его на доску.  

Слайд 25

 До новых встреч на наших занятиях!

Приложение 1 

Неуверенность в себе при общении с другими

Не хватает смелости

высказать свое мнение

Не знаю, как надо начать разговор первым

Мне иногда трудно извиниться за свой поступок

Иногда мне трудно выразить свою мысль

Иногда стесняюсь высказать свое мнение

Иногда не умею сдерживать свои отрицательные эмоции при общении

Не умею остановиться первым в споре

Не хочется уступать первым

При общении больше говорю, чем слушаю другого.

Иногда не внимательно слушаю товарищей, друзей.

Приложение 2

Сказка «Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Приложение 3

f_clip_image010

Приложение 4

Анкета

  1. Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники?
  2. Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками?
  3. Что тебе нравится в общении с одноклассниками?
  4. О каком общении ты мечтаешь?
  5. Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?

Приложение 5

«Секреты общения»

  • Обращайся к людям по имени.
  • Будь вежлив со всеми.
  • Уважай вкусы, привычки и интересы других.
  • Будь внимателен к окружающим тебя людям.
  • Избегай насмешек и оскорблений в адрес другого человека.
  • Учись извиняться первым, если не прав.
  • Учись сдерживать отрицательные эмоции при общении с товарищами.
  • Учись слушать и слышать других.
  • Будь уверенней в общении с другими.
  • Не стесняйся высказывать свое мнение.
  • Учись доброжелательно отстаивать свою точку зрения.

Приложение 6

«Сила и слабость»

Агрессия – признак слабости,

Гнев, ругань и крики – тоже.

Кто дико рычит от ярости,

Тот мало, что в жизни может.

Воинствуют, преимущественно,

Лишь люди духовно хилые.

Спокойствие – признак могущества,

Спокойствие – признак силы.

                                                             Игорь Тютюкин

Достижение планируемых результатов.

Благоприятный психологический климат. Упражнения проходят весело, активно, в результате чего, у детей повышается настроение, снижается усталость.

Разминка, игры, способствуют развитию выразительного поведения, побуждают участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Занятие доступное, построенное с учетом психологических и возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста.

Содержание материала и виды работы, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего занятия.

Внимание детей привлекается постоянным опросом и комментариями, выделением главных участков фраз. Занятие построено с учетом репрезентативных систем обучающихся:

- на слуховое восприятие: постоянно звучит речь психолога (вопросы к обучающимся, фразы, направляющие ход занятия), обучающихся (ответы).

- ориентировка на зрительное восприятие: презентация, карточки.

Игры направлены, в том числе, и через кинестетическое восприятие детей.

Время используется довольно эффективно.

На данном занятии поставленные задачи решаются эффективно и перегрузки учащихся как физической, так и психической, нет благодаря смене видов деятельности и форм работы.

Список использованной литературы:

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
  2. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
  3. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.
  4. Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003.
  5. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.

Сведения о практической апробации.

Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга «Секреты общения» были опробированы  на базе МОУ СОШ №103 17.10 2013года с учащимися 5-го класса в возрасте 12 лет в количестве 14 человек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : « СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ»

Слайд 2

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А. Сент-Экзюпери

Слайд 3

Игра «ПЕРЕСТРОЙКА»

Слайд 4

Индийская сказка «МУДРЕЦЫ И СЛОН»

Слайд 5

А в лоб тебе не дать! Эй, дайка мне быстро ручку! Паша Слава

Слайд 6

Паша Слава Слава, ты не мог бы одолжить мне ручку, пожалуйста. Да, Паша , конечно, не забудь только вернуть. Извини, но у меня нет запасной ручки, попробуй попросить у Сережи.

Слайд 7

Егор Ваня Вечно ты подводишь меня. Тебе ничего нельзя доверить. Не буду с тобой больше дружить. Ну и не нужна мне твоя дружба.

Слайд 8

Егор, извини меня. Я не хотел тебя расстраивать. Что мне сделать для того, чтобы ты меня простил? Я так дорожу нашей дружбой! Ваня , я тоже не хочу, чтобы мы с тобой ссорились. Но мне очень нравилась эта игра, поэтому….

Слайд 9

Результаты анкетирования: 1 . Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники? да - 9 нет - 15

Слайд 10

2 . Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками все кричат / говорят хором / шумят / ничего не слышно / 4 перебивают/ не дают сказать / грубят 7 меня никто не слушает / не слышит 2 надо мной смеются / обзывают / дразнят 6 не признают свою вину 1 меня всё устраивает 4

Слайд 11

3 . Что тебе нравится в общении с одноклассниками? когда меня понимают/ слушают/ уважительно ко мне относятся 6 общие интересы, темы для разговоров 6 п равду говорят 3 добрые, дружеские отношения/ взаимопонимание 5 когда никто не ругается и не ссорится 2 д ают советы 2

Слайд 12

4. О каком общении ты мечтаешь? «… я мечтаю о том, чтобы все в классе были откровенны друг с другом, меня всегда выслушивали, говорили со мной ласково, весело, спокойно, вежливо, уважительно все были «на равных» и не было «крутых» и т.д.

Слайд 13

5. Были ли такие моменты, когда тебя не поняли? Да 18 Нет 6

Слайд 14

Как часто мы задумываемся над тем, что произносим?

Слайд 15

Доктор Масару Эмото влиял на воду при помощи слов, музыки, текста и видео. Затем он заморозил воду. И под микроскопом сфотографировал полученные результаты.

Слайд 17

Воде сказали «спасибо» на разных языках. Во всех случаях получились красивые, завершённые кристаллы .

Слайд 18

По-видимому, воде нравится похвала . Широко распахнутая форма кристалла будто передаёт её радость. Кажется, что разочарование «пронзило сердце» этого кристалла, оставив в нём дыру.

Слайд 20

Ты дурак

Слайд 21

Давай это сделаем! Делай это!

Слайд 22

Доктор Масару Эмото влиял на воду при помощи слов музыки текста и видео. Затем он заморозил воду. И под микроскопом сфотографировал полученные результаты. Если мысли могут так влиять на воду, то только представьте, что наши мысли могут делать с нами. Ведь наше тело на 80% состоит из воды.

Слайд 23

СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ Обращайся к людям по имени. Будь вежлив со всеми. Уважай вкусы, привычки и интересы других. Будь внимателен к окружающим тебя людям. Избегай насмешек и оскорблений в адрес другого человека. Учись извиняться первым, если не прав. Учись сдерживать отрицательные эмоции при общении с товарищами. Учись слушать и слышать других. Будь уверенней в общении с другими. Не стесняйся высказывать свое мнение. Учись доброжелательно отстаивать свою точку зрения.

Слайд 24

Сила и слабость Агрессия – признак слабости, Гнев, ругань и крики – тоже. Кто дико рычит от ярости, Тот мало, что в жизни может. Воинствуют, преимущественно, Лишь люди духовно хилые. Спокойствие – признак могущества, Спокойствие – признак силы. Игорь Тютюкин

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...

Коррекционно-развивающая программа общения для подростков

Хочется поделиться опытом работы в Феодосийском детском доме. В связи с тем, что дети попали в сложные  жизненные ситуации, многие из них, того не желая не умели общаться в коллективе сверс...

развивающее занятия "Секреты общения"

Через игру, на занятии, у ребят происходит развитие коммуникативных навыков, эмпатии. Воспитанники стараются понять чувства собеседника, относиться с уважением к чужому мнению. И делают вывод, что улы...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков «Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков«Ценность общения и взаимодействия с окружающими в жизни человека»  Актуальность проблемы:  Известно, что в подростк...

коррекционно - развивающее занятие "Секреты общения"

Коррекционно - развивающее занятие по развитию навыков межличностоного общения....