Социализация подростка глазами школьного психолога
статья по психологии на тему

 В данной статье рассмотрены научные подходы к пониманию социализации человека. Рассмотрены уровни процесса социализации.  Показаны результаты психодиагностики обучающихся школы. На основе проведенного сравнительного анализа психодиагностики автор показывает эффективность воспитательной системы по Скаутскому Методу в рамках социализации подрастающего поколения.

Ключевые слова: социализированность, социализация, субъект-объектный подход, субъект-субъектный подход, методика М.И.Рожкова, Скаутский Метод.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_podrostka_glazami_shkolnogo_psikhologa.rtf_.doc103.58 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация подростка глазами школьного психолога

                                                                                                     Музалевская Инесса Ивановна

    педагог-психолог

     МОУ «СОШ № 10»

     Волжского района

     г. Саратова

Аннотация статьи. В данной статье рассмотрены научные подходы к пониманию социализации человека. Рассмотрены уровни процесса социализации.  Показаны результаты психодиагностики обучающихся школы. На основе проведенного сравнительного анализа психодиагностики автор показывает эффективность воспитательной системы по Скаутскому Методу в рамках социализации подрастающего поколения.

Ключевые слова: социализированность, социализация, субъект-объектный подход, субъект-субъектный подход, методика М.И.Рожкова, Скаутский Метод.

Единой точки зрения на то, что представляет собой социализированность человека, не существует. Трактовки социализированности весьма многообразны и в большой мере зависят от того, в русле какого подхода к социализации они рассматриваются.

В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом» и определяется как «результативная конформность индивида к социальным предписаниям». [1, с.9]  В этом же русле, но у других исследователей иной взгляд – суть их позиции заключается в том, что так как человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, поэтому социализированность должна основываться на усвоении им не просто различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

  С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний.

  Существенно иначе трактуют социализированность исследова тели, которые рассматривают социализацию как субъект-субъектный процесс. Они считают, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом.

    Последователи субъект-субъектного подхода, выделили характеристики личности, которые обеспечивают хорошую социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

     В рамках концепции социализации, мне ближе социализированность - как достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособления в обществе.

Рассмотрим схему (рис.1)  уровня процесса социализации в зависимости от возраста, составленную Л.Я Аверьяновым, который считает, что в ней имеется большая доля объективного знания.

«Первые пять-десять лет (в среднем) - период очень быстрой социализации. В этот период ребенок, как губка, впитывает все социальное знание, предоставляемое ему социальной средой. Даже при ограниченной возможности социальной среды ребенок умудряется взять от нее все, что только можно, для своего нормального существования. Его социализация является полной, актуальной и адекватной социальной среде.

Затем процесс социализации замедляется и переходит в фазу медленной социализации, которая продолжается примерно до 40-50 лет. В конце жизни наступает фаза медленного затухания процесса социализации. После 50 лет, если социализация и продолжается, то весьма медленно, и примерно к 70 годам она прекращается. Кривая затухания идет резко вниз, наступает быстрая деградация физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Это означает, что мозг человека к этому времени уже исчерпал свои ресурсы.» [2, с. 29]

                              Уровни социализации

                            Быстрая      Медленная         Стабилизация             Медленное          Быстрое

                       социализация социализация                                              затухание          затухание

 

Высокий

уровень

Порог

социализации

Средний

уровень

Обычный

уровень

Низкий

уровень

                         5   10   15   20   25   30   35   40   45   50   55   60   65   70   75  80    85   90 лет

Рис. 1

Л.Я Аверьянов выделил три стадии социализации: низшую, обычную и высшую. Последняя находится уже за порогом социализации (см.: Рис. 1). Каждая из них имеет свои характерные особенности.

Обычный уровень социализации присущ большинству членов общества и  отличается  тем, что зона быстрой социализации у него очень короткая. Дети имеют быструю социализацию, к 20-25-ти годам процесс социализации заканчивается и начинается фаза стабильности, но очень короткая. В 45-50 лет начинается процесс медленного затухания, который плавно заканчивается к 60-70-ти годам.

 Низший уровень социализации присущ тем людям, которые воспитывались и росли в низко социализированной среде, с невысоким уровнем образования, а чаще вообще без образования и тем более низким уровнем культуры. Для этой группы людей характерны очень низкие темпы социализации, особенно в первые пять-десять лет. В данной группе очень длинная фаза медленной социализации, которая  продолжается до 30-ти лет. И в  этот период человек медленно и с трудом дополучает те необходимые знания, которые нужны ему для полной социализации в данной социальной группе и выполнения своих задач. Практически процесс социализации в этой группе людей заканчивается примерно к 40-50-ти годам.

Высший уровень социализации характеризуется быстрой социализацией в раннем возрасте. В пять-десять лет ребенок усваивает в несколько раз больше, чем дети в на других уровнях социализации. Характерно так же то, что очень короткая фаза медленной социализации и довольно длинная фаза стабилизации. Другими словами, человек, получив в раннем возрасте хорошую социализацию, сохраняет довольно длительный продуктивный возраст. Практически он длится до 60-ти лет. Так же остается довольно длинной фаза медленного затухания, что свидетельствует о том, что и в этот период, примерно в 70 лет, человек сохраняет работоспособность. И только после 75-80-ти лет наступает резкий спад социальной активности. В этой группе людей наблюдается самая короткая фаза окончания активной социальной жизни». [2, с. 35]

Вот и получается, что школьный период – самый продуктивный период в социализации ребенка. Поэтому цель педагогов не только в рамках учебной, но и внеурочной деятельности, направлена на  то, чтобы привить ребенку ценности нашего общества и включить его в общественную жизнь.

Проведение психодиагностики среди обучающихся позволяет не только определить количественный и качественный уровень социализированности обучающихся, но и выявить причины существующих проблем, и подобрать методы и пути коррекции асоциальных моментов.

Ежегодный мониторинг подтверждает правильность выбранного направления деятельности и позволяет наблюдать динамику развития социализации школьников.

 В школе существуют скаутские отряды, с которыми работают скаут-лидеры по скаутской методике, цель которой  содействовать молодым людям в полном развитии их физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и духовных способностей как индивидуумов и как членов общества.  И, являясь скаут-лидером, мне стало интересно, различаются ли уровни социализации скаутов и детей, не занимающихся скаутингом.

 Для изучения данного вопроса взяла результаты мониторинга за последние два года. Применялась методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося». Методика обладает простотой проведения и обработки результатов. Оценка проводится по трем уровням (высокий, средний, низкий) и четырем шкалам (социальная адаптированность, активность, автономность и нравственная воспитанность). Сделала произвольную выборку по 20 обучающихся в группе в возрасте 14-16 лет обоих полов.

  В таблице 1 приведены полученные результаты. Показатели по шкалам и уровням указаны в процентном соотношении как средние показатели результатов психодиагностики.                    

                                   

                                                                                                 Таблица 1.

                 Показатели уровня социализированности

cкауты

дети, не занимающиеся скаутингом

уровни

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

шкалы

социальная адаптирован

ность

50

50

-

40

45

15

социальная активность

45

50

5

30

60

10

автономность

45

40

15

20

60

20

нравственная воспитанность

35

65

-

25

60

15

Полученные результаты еще раз доказали мне, что воспитательная система по Скаутскому Методу помогает в полной мере в социализации наших молодых членов общества. Он создает благоприятную среду, которая отвечает их потребностям в действии: рисковать, преодолевать трудности; желанию исследовать, экспериментировать и открывать; естественной способности к изобретательству и находчивости; потребности чувствовать себя признанным, уважаемым и оцененным как личность; потребностям в тесных поддерживающих отношениях; способности к идеализму и их стремлению понять смысл окружающего мира и т.д.

В то же время, Скаутский Метод предлагает образ жизни, который направляет в определенное русло энергию детей, подростков и таким образом дает им возможность испытать, что значит быть автономным, готовым помочь другим, ответственным и идейным.

Используемые материалы

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластёнина. М.: Академия, 2000.
  2. Аверьянов Л.А. Порог социализации. Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным  дисциплинам  www.i-u.ru\biblio
  3. Ерёмина Л.С. , Куровский В.Н. Социализированность как результат      процесса социализации. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011.
  4. http://sarscout.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация подростков

Социализация подростков, поступающих к нам в Центр - проходит п шести направлениям....

Социализация подростков с девиантным поведением.

Социализации личности подростков с девиантным поведением  Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания нор...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Сегодня  в жизнь выходит новое поколение россиян, родившихся в Суверенной России. А это значит, они должны  чувствовать ответственность за всё, что происходит в  стране и за её будущее....

Родительское собрание. "Культура подростков глазами взрослых". 9 класс.

В данной методической разработке раскрываются причиныконфликтов и противостояний между родителями и детьми на почве разного отношения к современной культуре подростков; рассматриваются различные субку...

Культура подростков глазами взрослых

Так или иначе, с подростковой культурой сталкивается практически каждый из нас. Может быть, ребёнок повесил у себя в комнате плакат с изображением сомнительного вида людей в чёрной коже. Или вм...

Адаптация и социализация подростка в условиях школьного социума.

Школа является одним из основных институтов социализации ребенка, который начинает осуществлять свое влияние на протяжении многих школьных лет жизни ребенка. Школа доминирует в воспитании ребенка в пр...

«КАК ЗАСЛУЖИТЬ ДОВЕРИЕ ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЙДЫ ИЛИ ПЯТИМИНУТКА ПОЛЕЗНОСТИ С ПСИХОЛОГОМ»

laquo;Кроха – сын к отцу пришел,И спросила кроха:Психолог в школе хорошоИли это плохо?»Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Его боятся и ему не доверяют. К нему ...