Организация развивающей и коррекционной работы в деятельности педагога-психолога.
рабочая программа по психологии на тему

 Психологическая служба призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, так как именно начальная школа  - стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления. Для решения этих задач в школе разработана и реализуется программа занятий «Развитие и коррекция  познавательной сферы младших школьников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей и коррекционной работы

в деятельности педагога-психолога.

Психолого-педагогическое изучение и сопровождение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.

Именно психологическая служба призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, так как именно начальная школа  - стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления. Для решения этих задач в нашей школе разработана и реализуется программа занятий «Развитие и коррекция  познавательной сферы младших школьников».

Цели программы:

  1. Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности.
  2. Дать знания, умения и навыки мыслительной деятельности, возможности их применения для решения разнообразных задач.
  3. Развить  устойчивую мотивацию к обучению, рефлексию у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

Учитывая основные особенности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач выделены следующие:

- обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;

- формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения;

- повышение уровня самосознания обучающихся, самооценки;

- контроль над развитием интеллектуальных способностей обучающихся;

- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;

- обучение  приемам планирования деятельности, пошаговой регуляции мыслительной деятельности (от внешнего контроля до внутренней саморегуляции).

Основные принципы, на которых базируется программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3.Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания.

5.  Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Формы работы при реализации программы:

Данный курс занятий рассчитан на групповую форму занятий.

Важность именно групповой формы психологических занятий обусловлена рядом факторов: реализуются задачи по развитию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения; осуществляется  приобщение детей к условиям коллективной познавательной деятельности.

Занятия проводятся педагогом-психологом, который в полной мере имеет представление о данной категории детей, владеет системными знаниями детской психологии и может обеспечить и создать оптимально комфортные условия для развития учащихся.

Таким образом, специальный курс развивающих занятий в начальной школе (представленный в программе) решает комплекс задач по интеллектуально-личностно-деятельностному развитию младших школьников, обеспечивая развитие и компенсацию слабо развитых функций.

Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Срок реализации программы  4 года (период обучения в начальной школе).            

Группы формируются по результатам первичной психолого-педагогической диагностики.

Количество детей в группе: 7-10 человек.

Время  и режим проведения занятий: систематический курс (один раз в неделю) по коррекции и развитию познавательной сферы учащихся.

Количество занятий:

 для детей  6-7 лет (первый год обучения) -33, продолжительностью 30 – 35 минут.

 для детей  8-9 лет (второй год обучения) – 34, продолжительностью 40 – 45 минут.

  для детей   9-10 лет  (третий год обучения) – 34, продолжительностью 40 – 45 минут.

  для детей  10-11 лет (четвертый  год обучения) – 34, продолжительностью 40 – 45 минут.

4. Структура и содержание программы.

 В  программе представлены 4 основные   направления деятельности:

1. Адаптационные занятия с первоклассниками. Данные занятия основаны на материале занятий из цикла «Здравствуй, школа!»,  авторы Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю.

Психологический аспект:

  • сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия;
  • формирование представления о школе как о месте, где каждый ребенок будет принят со своими чувствами, мыслями, переживаниями.

Педагогический аспект:

  • формирование умения учиться;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Задачи адаптационных занятий:

1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта в адаптационный период.

2. Помощь в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.

3. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования учебного сотрудничества.

4. Формирование устойчивой учебной мотивации.

2. Развивающие занятия.

3. Цикл занятий «Учим детей общению», направленный на развитие эмоционально-волевой сферы и общения. Занятия проводятся 2 раза в месяц.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение -тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов зависит от темперамента. Ребенок же, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или, наоборот, к конфликтности и агрессивности. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Занятия направлены на развитие лучшего понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.

Цели занятий « Учим детей общению»:

  • помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками;
  • создание положительного настроения и атмосферы «безопасности» в группе;
  • перенос положительного опыта группы в реальную школьную обстановку; привитие новых форм поведения,
  • гармонизация противоречивости личности.

Предмет психокоррекции - эмоциональная сфера детей.

В структуру занятий «Учим детей общению» органично вписалась сказкотерапия.

Сказкотерапия - это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.

В задачи сказкотерапии входят:

•  снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

•  развитие умения преодолевать трудности и страхи;

•  выявление и поддержка творческих способностей;

•  формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

•  развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Сказкотерапия обеспечивает:

•    развитие творческого (креативного) мышления ребенка;

•  совершенствование вербального языка (ребенок учится формулировать свои мысли);

•  развитие фантазии, воображения;

    развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей;

•   развитие эмпатии и умения слушать.

В практике своей работы мы используем авторские сказки Коношенко О.,  Стишенок К., Пилипко Н., Вачкова И., Гнездилова А., Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., Хухлаевой О.В.

Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи.

4. Обобщающе-контролирующее. Цель: отслеживание динамики развития, эффективности и результативности проводимой систематической работы, мониторинговые исследования.

         Организованная работа по данной программе является определенной системой работы педагога-психолога в начальной школе с детьми, обеспечивает развитие, подготавливая их к переходу на следующую ступень школьного образования.

 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

6-7 лет (первый год обучения, ученики 1 классов). Первый год обучения «Учимся играя».

8-9 лет (второй год обучения, ученики 2 классов). Второй год обучения «Учимся учиться». 

9-10 лет  (третий год обучения, ученики 3 классов). Третий год обучения «Учимся мыслить».

10-11 лет (четвертый  год обучения, ученики 4 классов). Четвертый год обучения «Учимся думать, запоминать и быть внимательными».

Содержание программы.             

Первый год обучения «Учимся играя»

Цель: адаптация детей к новому стилю общения взрослого, формирование эмоционального отношения к учебе, развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности.

Отличительной особенностью занятий с детьми 6-7 лет является преобладание наглядности и игровых форм предъявления материала.

  • Адаптационные занятия «Здравствуй, школа!»

Цель: обеспечение процесса адаптации

  • Групповые развивающие и коррекционно-развивающие занятия

Цель: развитие и коррекция познавательной сферы

  • Групповые занятия «Учим детей  общению»

Цель: формирование коммуникативных компетенций

Второй год обучения « Учимся учиться »

Цель: формирование познавательной мотивации, развитие произвольного восприятия и внимания, развитие наглядно-образного мышления.

Отличительной особенностью занятий с детьми 8-9 лет является чередование наглядного материала и словесных форм предъявления материала.

  • Групповые развивающие и коррекционно-развивающие занятия

Цель: формирование познавательной мотивации, развитие произвольного восприятия и внимания, развитие наглядно-образного мышления.

  • Групповые занятия «Учим детей  общению»

Цель: формирование коммуникативных компетенций

Третий год обучения « Учимся мыслить »

Цель: формирование мыслительных операций, связной речи, развитие контрольно-оценочных действий.

  • Групповые развивающие и коррекционно-развивающие занятия

Цель: формирование мыслительных операций, связной речи, развитие контрольно-оценочных действий

  • Групповые занятия «Учим детей  общению»

Цель: формирование коммуникативных компетенций

Четвертый год обучения «Учимся думать, запоминать и быть внимательными»

Цель: развитие различных видов памяти, основных видов мышления, формирование внутреннего плана действий, развитие рефлексивных действий.

Отличие 4 года обучения состоит в усложнении заданий, преобладании заданий на развитие словесно-логического мышления, увеличении объема слов для запоминания, использовании отвлеченных понятий, усложненных текстов.

  • Групповые развивающие и коррекционно-развивающие занятия

Цель: развитие различных видов памяти, основных видов мышления, формирование внутреннего плана действий, развитие рефлексивных действий

  • Групповые занятия «Учим детей  общению»

Цель: формирование коммуникативных компетенций

Общая структура занятий.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

  • Ритуал приветствия.
  • Разминка.
  • Рефлексия прошлого занятия (если это необходимо).
  • Основное содержание занятия (развивающие упражнения, игры).
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания.
  1. Ритуал приветствия-прощания является важным моментом работы с группой, позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
  2. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, их уровень активности, настройки на продуктивную групповую деятельность. Проводятся игры на взаимодействие, упражнение «Корректурная проба» (в различных вариантах).
  3. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего цикла. Приоритет отдается многофункциональным техника, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия) и на формирование социальных навыков (обучение способам конструктивного взаимодействия).

Последовательность упражнений предполагает чередование видов деятельности, смену психофизиологического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального упражнения к релаксационной технике.

  1. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось- не понравилось, было хорошо-плохо и почему), и смысловом (чему научились, что нового узнали).

Методическое обеспечение программы.

Методики и техники для работы:

  • создание проблемной ситуации;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы групповой работы;
  • методы индивидуальной работы.

 Материально-техническая оснащенность учреждения для реализации программы.

 Для проведения систематических занятий специально оборудован кабинет педагога-психолога школы:

- ученическая зона, для работы в тетрадях и рисования;

- мягкая мебель,

- аудио-, видео- аппаратура (для упражнений на релаксацию, стабилизацию эмоциональных состояний),

- зеленая зона,

- зеркала (для организации наблюдения за эмоциями)

В арсенале педагога-психолога имеются комплекты наглядного раздаточного материала (карточки, бланки, иллюстрации, плакаты и т.д.) необходимые для проведения упражнений на развитие памяти, внимания, мышления.

Изучение результатов деятельности в рамках реализации программы.

Ожидаемые результаты.

При выполнении разработанного комплекса мероприятий, направленных на коррекцию и развитие младших школьников, имеющих проблемы в развитии возможно:

1. Создание оптимальных условий для интеллектуально-личностно-

деятельностного развития младших школьников.

2. Обеспечивается  развитие и компенсация слабо развитых функций.

3.Успешное обучение в основной школе.

4. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения

Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога

п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса  ФГОС (вариант 2) «Временные представления»...