Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»
материал по психологии на тему

Выступление на педагогическом совете  «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете  «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

5к- Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Как вы думаете, что чувствует ученик, когда он пришел от одного учителя к другому, получил столь различные требования. (тревогу, напряжение.) Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную  нестабильность. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти. У 5-ов начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно переходит в стадию формально-логических операций, т. е. ученик начинает оперировать отвлеченными понятиями без опоры на наглядность. при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение истории - с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана, формулировка вопросов к тексту и др. Целесообразно продемонстрировать школьникам и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.  И наконец, причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. физминутка снимает напряжение, уменьшает утомление. Однако в среднем звене, часто учителя не находят для нее времени. Между тем механизм работоспособности имеет определенную цикличность: 3-5 минут – врабатывание; 15-20 минут - оптимум; с 20 минуты утомление.
Какие приемы используете на уроке, чтобы снизить утомление. (…ответы…..)
В случае возникновения утомления предложить учащемуся наиболее эффективный способ быстрого восстановления работоспособности во время урока (1-2 мин. разминка пальцев рук, 1-2 вопроса интересного логического характера (способствуют переключению внимания и дальнейшей продуктивности усваивания материала) и т.п.); В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор.

Рекомендации педагогам при работе с пятиклассниками:

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников при выборе терминологии, подборе методических приемов.
  2. Не перегружайте учеников домашним заданием, дозируйте его с расчетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Следите за темпом урока - высокий темп мешает многим детям усвоить материал.
  4. Настраивайте эмоциональный контакт с классом.
  5. Никогда не используйте оценку как способ наказания ученика. Оценка достижений должна ориентироваться на успех, влиять на мотивацию обучения, а не на ее снижение, с объяснением за что?
  6. Фиксируйте позитивную динамику в развитии каждого ученика (не сравнивайте Катю и Мишу, а сравнивайте Мишу сегодня и вчера).
  7. Развивайте привычки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признавать свои ошибки.
  8. Постоянно анализируйте «плюсы» и «минусы» в своей работе.
  9. Используйте разные методики в группах, парах, индивидуально.

6 кл- Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ .Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии. Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. У многих шестиклассников снижается самооценка из-за телесных, сексуальных изменений, неуверенности в своей в своей взрослости. Поэтому важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение.

Ведущая деятельность подростка – общение, учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками. Главное новообразование этого возраста – чувство взрослости.

1. Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка в случае неудачи. помогите ему разобраться в причинах случившегося.

2.Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.

3. Крайне важно наличие системы последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности

7 кл.- речь идет о пубертатном периоде- период, который в психологии единодушно обозначается как время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.
Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «
не»:

Не хотят учиться так, как могут;

Не хотят слушать никаких советов;

Не убирают за собой;

Не делают домашние дела;

Не приходят вовремя.

Основные задачи развития в этот период:

-         формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

-         формирование широкого спектра  способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

-         формирование интереса к другому человеку как к личности;

-         развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;

-         развитие чувства взрослости;-         развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

-         развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и  способов их взаимопонимания;

-         развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

-         формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.

   

Особенность,

черта характера

Положительное

проявление

Отрицательное

проявление

Воспитательное

 воздействие

1. Появление чувства взрослости

Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое

Копируются чисто  внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя)

Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости.

2. Начало "ценностного конфликта"

Отстаивание собственного понимания взглядов на мир.

Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают.

Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям.

3. Новый период в нравственном развитии

Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).

Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь.

Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно.

4.Потребительское

 отношение  к взрослым.

Желание проверить равенство прав со взрослыми.

Расширение своих прав и сужение своих обязанностей.

Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность).

5. "Право на родителей"

Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят.

Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви.

Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими.

6. Недостаточный опыт общения

 

Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение.

Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания.

7. Развитие самооценки

Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения.

Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету.

Помочь найти  сферу, в которой ребенок будет успешным. Использование "эффекта Розенталя".

8. Потребность говорить

 о себе.

 

Отсутствие рефлексии и  достаточного словарного запаса, описывающего чувства.  

Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах.

9.Учение обретает

личностный смысл.

Формируется интерес к какой-либо деятельности.

Отсутствие учебной мотивации.

Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой.

  1. Познавательная

активность

Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы.

Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба

Контролировать "моду" на интересы. Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям.

11. Формирование понятийного мышления

Формируется научный язык, умение логически мыслить

Непонимание значения самых распространенных  слов.

Давать определение понятий, добиваться полного понимания.

 

8 кл-  это период называют «гормональной бурей или эндокринным штормом». Начинается бурный, неравномерный рост, в следствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим ,меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно ,обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости. Развивать волевое поведение подростка нужно, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникающие у него намерения. Очень важно обеспечить школьника средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся: умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально (например, представить собственные переживания при ответе невыученного урока). На аффективные проявления в подростковом возрасте существенное влияние оказывает повышенная чувствительность детей этого возраста к ситуациям, актуализирующим ведущие потребности, прежде всего потребность в самоутверждении. Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению.

9 кл.- вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов. Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться.

Надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе.

«Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?»

Одни старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно – чтобы их наконец-то оставили в покое.- надо как можно чаще хвалить (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие).

10 кл. - В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. нужно сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами. Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем, опасность- основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. В этом возрасте человек открывает свой внутренний мир. Познание себя у юношей и девушек объективно идет в процессе общения с окружающими их самыми различными людьми, примеривание к себе различных стилей поведения, "масок", проигрывания различных ролей.

-сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями. Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы у них превалируют над естественно-научными. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Старшеклассники часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. "Невоспитанность" внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости и некоторых эмоциональных проблем ранней юности .Стиль мышления зависит от типа нервной системы. Старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания. Однако это может быть компенсировано более тщательным планированием и контролем своей деятельности, самостоятельность.

11 кл- Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я-концепции. Юноши и девушки одновременно испытывают интерес, восхищение и тревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравнивают свое тело с культурным эталоном.

Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций Этот тип мышления необходим для абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним условиям.

По данным психологов, в интеллектуальной сфере учащихся средних и старших классов отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает трудности при самостоятельном овладении даже элементарной умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания, в качестве основного приема работы с текстом учебника применяют чтение и пересказ. Они плохо умеют конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным. В среднем лишь 22% школьников средних и старших классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам, у большинства сформированного активного интереса к учебе нет. Для значительной части учащихся (примерно 54%) характерно преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
  2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность,
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
  5. Ругая  мальчика,   помните  о  его  эмоциональной  чувствительности и тревожности.

Изложите ему кратко и точно свое недовольство- Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.

  1. Ругая девочку, помните об ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
  2. Девочки  могут капризничать  из-за  усталости (истощение правого "эмоционального" полушария}.      Мальчики в этом случае истощаются   информационно   (снижение   активности  левого   "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  3. Ориентируйте  программы  и  методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способное создайте ему ситуацию успеха.
  1. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы"врожденной"  грамотности.  Ищите причины  неграмотности  ребенка, анализируйте его ошибки.
  2. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий, Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по  разному мыслите.
  3. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
  4. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.
  5. Лень ребенка   —  сигнал неблагополучия  ваш педагогической деятельности.
  6. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  7. Для   успешного   обучения   мы   должны   свои   требования превратить в желания ребенка.
  8. Сделайте своей главной заповедью — "Не навреди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на род.собрании "Возрастные особенности подростков"

Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. Форма проведения – лекция....

Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

Ученики помнят и любят своих учителей не столько за усвоенный благодаря им учебный материал, сколько за их отношение, умение вдохновить и воодушевить, привить любовь к предмету и к знаниям вообще, за...

Выступление на педагогическом совете. Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Профессиональная культура педагога».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Профессиональная культура педагога»....

Выступление на педагогическом совете тема" «Особенности реализации требований ФГОС для обучающихся с нарушением слуха по формированию УУД у учащихся»

Одной из особенностей УДД  является их универсальность. В основе формирования УДД  лежит  "умение учиться"....

Выступление на педагогическом совете по теме "Образовательный стандарт педагога- новое качество образования"

Педагогический совет «Образовательный стандарт педагога – новое качество образования»Цель: Создание условий для включения педагогического коллектива школы в реализацию профессиональн...

Вмешательство при агрессивных проявлениях детей и подростков. Рекомендации педагогам и родителям

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в конфли...