Введение в профориентацию для учеников 8-11 классов.
план-конспект занятия по психологии (8 класс) на тему

Матерьял для ознокомления учеников старших классов с понятием и принципами профориентации. Матерьял является конспектом для проведения занятия. Так же рекомендуется показ презентации и 2 фильмов("Профориентация фильм шутка" и "Что такое профессиональное самоопределение учащегося Образование" ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

6. Введение в профориентацию для учеников 8-11 классов.

 Конспект занятия.

Тема занятия:

Профориентация и определение с профессией.

Цель занятия:

Вызвать интерес у учеников 9 класса к выбору профессии.

Задачи:

Подобрать материал(собрать интересную и понятную для учеников теоретическую часть, составить презентацию, отобрать 2 фильма).

Привлечь внимание учеников и начать беседу.

Начать показ презентации.

Каждые 3-5 минут адресовывать ученикам простые вопросы(чтобы привлечь внимание и сделать материал более конкретным и наглядным).

В середине занятия показать мини-фильм.

Отслеживать уровень внимания учеников(когда они устали начать показ второго фильма).

Делать короткие остановки в просмотре фильма для разбора содержания.

       Успешность профессионального обучения существенно зависит от характера профориентационной работы. Профориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается недостаточная помощь. В обществе профориентационную работу осуществляют специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.

Вопросы по содержанию: как поняли сказанное и акцентировать внимание на главном.
          Профориентация - это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). Профессиональное самоопределение и профессиональное "созревание" длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или специальности внутри нее в зависимости от изменения в мире профессий, от изменений в себе самом, от отношения к труду. Профессиональное развитие человека - это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.
          Проведение профориентации - это осуществление широкой программы действий. Назовем основные вехи этой программы:

  • необходимо иметь описание и классификацию профессий, а также профессиограммы отдельных профессий, включающих подробное описание ее сторон - предмета труда в профессии, задач, условий труда, производственных отношений, средств, орудий труда, характера результатов. Особо следует указать условия труда и характеристики результата, требующие от человека значительных психологических усилий. Знакомя школьников с профессиями, важно увязать эту работу с реальными потребностями специалистов в данном регионе. При этом может использоваться так называемый веер профессий: веер профессии - это присущая данному этапу развития экономики страны и педагогически целесообразная модель дифференцированного распределения профессий между территориальными единицами, отраслями производства, учебными заведениями, отраженная в общественном и индивидуальном сознании в соответствии с социальной значимостью профессии, требованиями полноты и неизбыточности информации, логической преемственности развертывания профориентационного процесса. Функция "веера профессии" - обеспечение соответствия содержания профориентационной работы экономической реальности данного региона, города;
  • надо опереться далее на подробное изложение требований к субъекту труда - психограмму, то есть на описание сочетания необходимых для данной профессии ПВК. Особо надо указать те качества, которые обусловлены природными особенностями человека, мало меняются в течение жизни и отсутствие которых может быть основанием для невыбора профессии. Следует отметить те психологические качества, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней (например, нелюбовь к детям у педагога замедленная реакция у водителя). Важно изложить те психологические качества и даже тип личности, которые могут развиться в ходе осуществления труда в данной профессии;
  • необходимо собрать данные психологического обследования, беседы о человеке, выбирающем профессию. Важно выявить, понимает ли молодой человек социальную значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни связан с данной профессией. Целесообразно изучить профессиональные намерения, интересы, склонности этого конкретного человека, состояние его профессионального сознания (понимание качеств профессионала в данной профессии) и самосознания (выявление наличия этих качеств и возможностей у себя), историю его выбора профессии и этапы, подводящие к этому, объективную картину мотивационной и операциональной сфер его психического развития;
  • необходимо располагать приемами помощи человеку в понимании самого себя как целостной личности с осознанием своей мотивационной сферы (интересов, склонностей, притязаний, ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений, способностей, типа мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может помочь и помешать его работе в данной профессии;
  • целесообразно использовать ряд процедур профконсультации: выяснение альтернатив в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других (по ее графической модели, в ходе профконсультационных игр; соотнесение профессий с возможностями выбирающего человека; приемы развития у человека "ощущения профессии", которая принесет ему максимальный профессиональный успех и удовлетворение в жизни.

Кратко пройтись по пунктам для лучшего запоминания. Включить для показа 1 фильм.

В ходе профконсультации важно учитывать:

  • общую профессиональную направленность личности, называемую иногда профессиональной валентностью личности (С.Я. Батышев). Наблюдаются моновалентные, поливалентные относительно мира профессий типы людей, а также неопределенные типы. Профессиональную валентность можно расширить в ходе обучения и воспитания, но важно учитывать, насколько целесообразно тот или иной ярко выраженный тип человека адаптировать к неадекватным видам профессии;
  • соотношение мотивационной и операциональной сферы у данного молодого человека, а также затраты усилий и возможные потери на пути получения профессии; например, операциональная сфера может забегать вперед мотивов (способности есть, а интереса к профессии нет), мотивационная сфера может опережать операциональную, когда молодой человек стремится к профессии, например, к актерской, но не обладает нужными качествами; или способности и мотивы есть, но усилия и затраты на пути профессии очень велики, например, получение данной профессии вредит здоровью или приносит ущерб семье;
  • индивидуальные особенности учащихся, проявляющиеся в отсутствии выраженных способностей и склонностей, в колебаниях и неуверенности человека, в присутствии противоречивых, неоднозначных мотивов выбора профессии.

Уточнить как именно ученики поняли сказанное.

Тестирование позволит Вам:

  • определить свои профессиональные склонности, интересы, способности;
  • выявить уникальные личностные качества, свойства характера;
  • выяснить личностный потенциал и уровень развития индивидуальных способностей, выбрать область профессиональной деятельности.

Профконсультация проводится по результатам тестирования, учитывая анализ интересов, способностей и черт характера тестируемого. Психолог-профконсультант ответит на вопросы:

Индивидуальная консультация психолога - профконсультанта.

  • Какие профессии и почему подходят подростку ?
  • В каких вузах можно получить соответствующее образование?
  • Как подготовиться к поступлению в вуз?
  • Как выбрать профильный класс, школу, лицей или колледж?
  • Как можно скорректировать выявленные тестом "слабые" стороны характера?
  • Как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных  профессиональных сферах?

Психофизиологические особенности к началу трудовой деятельности еще не говорят однозначно о пригодности человека, главное зависит от личности, от желания трудиться в этой сфере. Центральное внимание надо уделить анализу типа личности, а не только отдельных ее качеств. Соответственно профессию желательно подбирать не к отдельным ПВК человека, а к целостной личности. С другой стороны, целесообразно ориентировать личность не на узкую профессию, а на достаточно широкий спектр специальностей внутри профессии (например, учитель-предметник, методист, управленец, школьный психолог), что облегчает взаимозаменяемость специалистов, их возможную переквалификацию.

Расставить акценты на самом важном.
          Готовность к выбору и к овладению профессией определяется знанием требований профессии к человеку и адекватной оценкой человеком необходимых ПВК у себя, успешным решением учебно-профессиональных задач. Выбор профессии считается удачным, если человек эффективно осуществляет профессиональную деятельность, приносит пользу обществу, получает удовлетворенность от этого, а также если его психофизиологические затраты на получение профессионального образования и на осуществление профессиональной деятельности не являются чрезмерными.
          Необходимо располагать и системой приемов по продолжению профориентационной работы с человеком в условиях его профессиональной адаптации на этапе начала учебы и работы, в условиях его переквалификации на последующих этапах. Профориентация сопровождает и раннее, и позднее профессиональное самоопределение человека, продолжающееся всю жизнь.
          Все эти приемы профориентационной работы желательно знать молодому человеку, выбирающему профессию, чтобы активно и сознательно участвовать в этой работе в качестве главного действующего лица, субъекта выбора профессии.

Уточнить степень утомленности беседы. При необходимости включить фильм 2(что такое профессиональное самоопределение).

Задать вопросы по материалу:

1. Что запомнили из сегодняшней беседы?

2. Появились ли у вас новые мысли по своей профориентации?

3. Что было и осталось непонятным?

4. Возникшие вопросы от учеников.

Видеозапись занятия, презентация и фильмы использовавшиеся на занятии прилагаются на отдельном DVD-диске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по профориентации "Проектируем будущее" (для гуманитарного класса)

Элективный курс «Проектируем будущее» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позво...

Время инженеров. Профориентация, выбор профессии 9 - 11 класс

Проект. Профориентация,выбор профессии9 - 11 класс "Время инженеров"...

Введение в профориентацию

Данный урок является вводным в программе по профориентации. Для привлечения интереса учащихся к уроку, была создана презентация к уроку....

Рабочие программы «Профориентация» для учеников 7 класса, 8 класса

Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к п...

Лучшие работы учеников. Рецензия на спектакль "Отцы и сыновья" ученика 11-б класса Персиянова Николая

Спектакль"Отцы и сыновья" театра "На Литейном" никого  из учащихся 11 класса не оставил равнодушным На уроке, посвященном написанию рецензии на спектакль, ребята прочитали сво...

Памятка по профориентации для учеников и родителей

Памятка по профориентации для учеников и родителей...

Индивидуальная работа по профориентации с учеником 9 класса коррекционной школы по профессии "Столяр"

Индивидуальный план работы с воспитанникомКоррекционной школы по профориентации. №п/пНазвание мероприятияМесяц1.·        Просмотр видеоролика «Проф...