Введение в профориентацию
презентация к уроку (технология, 10 класс) на тему

Одегова Елена Викторовна

     Данный урок является вводным в программе по профориентации.

 Для привлечения интереса учащихся к уроку, была создана презентация к уроку.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.47 КБ
Файл vvedenie_v_proforientaciyu.pptx2.21 МБ
Файл kartochka.docx11.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

«Введение в профориентацию»

Цель: актуализация темы профориентации.

Задачи:

- познакомить учащихся с тем, что такое профориентация и зачем это нужно;

- установление контакта с учащимися;

- знакомство с моделью профессионального выбора: треугольник Е.А. Климова;

- изучение личностных особенностей учащихся.

Материалы и оборудование: класс, рабочая тетрадь.

Продолжительность: 1 урока.

Ход занятия:

  1. Знакомство

     На первом занятии очень важно установить контакт с подростками. Вначале нужно представиться и познакомиться с ребятами, объяснить, с какой целью все собрались, и познакомить с режимом работы.

- Здравствуйте. Меня зовут ……, я проведу у вас вводный урок по профориентации, и, если вам понравится, я буду проводить у вас дальнейшие занятия по профориентации. Я представилась, теперь, пожалуйста, представьтесь вы, кроме имени и фамилии постарайтесь сказать о себе еще что-нибудь, например, чем увлекаетесь, что любите и т.д.

- Спасибо, мне приятно с вами познакомиться. А сейчас вы можете задать мне вопросы, если хотите.

Ученик:

- зачем нам нужны эти занятия?

- очень хороший вопрос, послушайте меня

  1. Беседа о важности профессионального самоопределения.

- Представьте, что вы пришли в огромный супермаркет, где более четырех тысяч наименований товаров, но они не расставлены, а сложены в огромную непонятную кучу. Как долго вы будете выбирать из нее то, что вам нужно? (ответ ученика: «Очень долго»). Сколько времени на это уйдет? (ответ ученика: «Может быть, повезет, и нужные продукты будут рядом, а так, наверное, несколько часов или дней»). Правильно. Так и в выборе профессии. Вы можете перебирать их одну за другой, и целой жизни не хватит. Если же расставить все по полочкам, задача упрощается. И цель наших занятий – познакомить вас с ориентирами в мире профессий.

- Чего может стоить выбор профессии, вы поймете из следующего рассказа. Представьте себе, что вы поступили в медицинский институт. Чтобы стать хорошим врачом, понадобится 6 лет учебы и 3 года практики. И к 30 годам вы можете стать хорошим врачом или… поймете, что занялись не своим делом. Тогда нужно срочно что-то менять. Теперь вы уже зрелый человек и выбираете осмысленно, однако, сколько времени остается на то, чтобы переквалифицироваться? В сегодняшних условиях при приеме на работу существует ограничение по возрасту до 35 лет. Таким образом, очевидно, что важен осознанный выбор профессии как можно раньше.

- Что же необходимо для правильного выбора? Психолог Е.А. Климов предложил треугольник профессионального выбора: ХОЧУ – МОГУ – НАДО. Хочу – ваши желания, интересы, стремления. Могу – ваши таланты, способности, состояние здоровья. Надо – состояние рынка труда, востребованность профессий.

ХОЧУ

НАДО

МОГУ

- Хочу, Могу, Надо могут пересекаться очень по-разному: так, как в образце, или, в самом лучшем случае, могут полностью совпасть, или, наоборот, даже не соприкасаться, что может быть тоже редко.

- Что такое ХОЧУ при выборе профессии? (ответы учеников: «желания», «интересы»).

- молодцы, вы совершенно правы, ХОЧУ – это  ваш интерес, желание заниматься любимым делом. Подчеркнем, что это ваш собственный, внутренний мотив достижений. Очень часто происходит подмена ХОЧУ НАДО. Но НАДО выражает не внутренние побуждения человека, а внешние требования родителей, родственников, учителей, а могут быть как бы вашими собственными, но труднообъяснимыми. Поэтому мы можем наблюдать два вида мотивации.

     Первый мотив направлен на внутренний рост, сепарацию от среды, все большую опору на себя и доверие к себе, и мы называем его мотивом достижений. Второй мотив связан с исполнением. Как любая исполнительская деятельность, он влечет за собой целую вереницу страхов, и мы называем его мотивом избегания неудач. Оба мотива имеют отношение к ХОЧУ. Если первый обеспечивает успех в освоении любого начатого предприятия, то второй служит целям внутреннего побега от риска, открытий, потрясений и любопытства.

     Нередки случаи, когда вчерашний выпускник, поступив в институт, вдруг забрасывает учебу. Родители в панике. Что делать? Как заставить его учиться? Однако совсем немногие взрослые готовы рискнуть и отдать решение на откуп ребенку. Опять тот же мотив избегания неудач. И это тупик.

     По окончании учебы начинается трудовая деятельность. Что происходит, если человек занимается тем, что ему неинтересно? Он изо дня в день ходит на работу, которая ему не нравится. Он придумывает для себя различные объяснения, почему ему нужно это делать. И чем больше себя заставляет, тем меньше хочет это делать. Грустно, не так ли?

     - Что такое МОГУ при выборе профессии? (ответ ученика: «это то, что я могу», «что я умею»)

 - МОГУ – это  ваши способности, склонности, образование и опыт. Вы знаете, что в любой профессии необходим набор определенных знаний, умений и навыков. Допустим, что кто-то из вас хочет стать профессиональным футболистом. Получится ли у него это? Возможно – да, возможно – нет. Тут многое зависит от физических способностей и потраченного на тренировки времени. Если этого багажа у вас за плечами не окажется, то играть лучше всего в дворовой команде. Так и с любой профессиональной деятельностью. Если вы приходите на работу, которая вам нравится, но вы с ней не справляетесь, то через некоторое время вас, скорее всего, уволят и найдут более подходящего сотрудника.

- Что такое НАДО при выборе профессии? (ответ ученика: «может, то, что я умею, никому не надо»)

- Опять вы правы, слово НАДО подразумевает под собой требование. НАДО в данном случае означает тот круг профессий, который востребован на рынке труда. Допустим, вы стали программистом, имеете соответствующее образование и даже склонности заниматься именно такой деятельностью. Те, кто знаком с ситуацией поближе, знают, что востребованы, бывают не просто программисты (в особенности, если ориентироваться на европейский и американский рынок), а специалисты, владеющие тем или иным языком программирования и разбирающиеся в тех или иных специальных вопросах. Безусловно, программисты – неглупые люди и в состоянии многое освоить, но за это время уходит вакансия, и обучение становится бессмысленным. Поэтому найти рабочее место, где ваши знания, способности и опыт получат достойное применение и оплату, совсем не просто. Это та часть вашей профессиональной биографии, которая не сулит деньги, а приносит их. Здесь все зависит от вашей активной позиции, амбиций и удачи.

- А сейчас выполним небольшое упражнение про Хочу и Должен, чтобы осознать разницу между желаемым и необходимым.

  1. Упражнение про «ХОЧУ» и «ДОЛЖЕН».

     Цель: осознание разницы между желаемым и необходимым.

     Инструкция: напишите на листке 5 утверждений, начинающихся словами: «Я должен…», теперь запишите эти же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте + те, с которыми вы готовы согласиться. Что изменилось? (ребята отмечают, что их желания не всегда совпадают с тем, что они должны). Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу»? как меняется ваше отношение к деятельности? («когда я знаю, что хочу что-то делать, я делаю это с удовольствием»)

- Спасибо. А теперь перейдем к формированию у вас небольшого словарного запаса по профориентации.

4. Теоретическая часть.

     Направлена на формирование понятий: профессия, специальность, должность. Выясняем с помощью беседы, знают ли ребята разницу между этими тремя понятиями. Для этого вспоминаем вопросы из предварительного тестирования:

1. Должность – это:

  1. Профессия
  2. Специальность
  3. Призвание
  4. Служебная обязанность
  1. Учитель начальных классов – это:
  1. Профессия
  2. Специальность
  3. Должность
  4. Призвание

     - Помните эти задания? («да»). Давайте разберемся, что такое профессия и как она связана с понятиями должность и специальность. В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое требует:

а) специальной подготовки, обучения. Скажите, расклейщик объявлений – профессия? (предполагаемый ответ – нет, так как такое занятие не требует особой подготовки и обучения);

б) практикуется человеком регулярно;

в) служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби.  

     Профессию надо отличать от специальности. Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист и др.

     А должность – это конкретный трудовой пост в организации. Некоторые  должности могут быть занимаемы представителями различных профессий. Например, менеджером по кадрам на предприятии может быть и психолог и юрист. Некоторые должности вообще не связаны с требованиями к профессии человека. Например, кондуктором в общественном транспорте может стать практически любой человек.

- Итак, запомните! Профессия, специальность, должность – это разные понятия. Обычно в рамках одной профессии можно приобрести несколько специальностей, также возможно занять разные должности.

- Давайте разберемся теперь, что же такое должность в первом вопросе теста? («служебная обязанность»). А «Учитель начальных классов»? («специальность»).

     - А сейчас вы выполните практическое задание на бланках, которые лежат у вас на парте.

5. Выполнение задания.

  6. Рефлексия.

- Наше занятие заканчивается. Вспомните и постарайтесь доказать, что необходимо  как можно раньше и как можно точнее определиться с выбором профессии. (Ребята отвечают, что важно определиться как можно раньше, чтобы совпали Хочу и Могу)

- Чем профессия отличается от специальности, должности? (ответы учеников, хотя и своими словами, были верными)

   9. Завершение занятия

     - На сегодняшнем занятии мы с вами успели очень много: поняли, как важно правильно и как  можно раньше определиться  с будущей профессией; построили профессиональный личный план; лучше узнали друг друга и себя. На следующем занятии вы продолжите познавать себя, совершенствовать свои знания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение в профориентацию.

Слайд 2

Ваши желания, интересы, стремления Ваши таланты, способности, состояние здоровья. Состояние рынка труда, в остребованность профессий.

Слайд 3

Треугольник Е. А. К лимова.

Слайд 4

Упражнение: «Хочу» и «Должен» Напишите на листке 5 утверждений начинающихся словами – « Я должен….»

Слайд 5

Тест 1. Должность: Профессия Специальность Призвание Служебная обязанность 2. Учитель начальных классов: Профессия Специальность Должность Призвание

Слайд 6

Профессия: Специальная подготовка, обучение Практикуется человеком регулярно Служит источником средств к существованию Специальность - конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии Должность - это конкретный трудовой пост в организации.

Слайд 7

Упражнения с целью закрепления материала Класс делится на подгруппы из 3-5 человек. Раздаются каждой группе карточки с заданиями и дается время на их выполнение. Для карточки 10 минут на выполнение.



Предварительный просмотр:

Карточка № 1.

Составьте список специалистов, которые участвуют в создании:

а) художественного фильма;

б) батона хлеба;

в) газеты;

г) ученической тетради;

д) пальто;

е) магнитофона;

Обеспечивают:

ж) возможность поездки в любой населенный пункт,

з) возможность телефонного разговора;

и) безопасность Государственной границы;

к) возможность получения среднего образования.

Карточка № 2.

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности:

токарь,

хирург,

директор школы,

литературный критик,

пианист,

преподаватель музыки,

столяр,

монтажник,

шахтер,

летчик-испытатель,

судья,

химик-теоретик,

маляр,

художник-конструктор,

закройщик,

ткачиха,

секретарь-референт

Карточка № 3.

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:

ветеринарный врач,

учитель,

резчик по камню,

токарь,

продавец книг,

бульдозерист,

директор школы,

инженер,

художник-конструктор,

парикмахер,

водитель,

швея,

кулинар,

учитель рисования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»

Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспек...

Введение в профориентацию для учеников 8-11 классов.

Матерьял для ознокомления учеников старших классов с понятием и принципами профориентации. Матерьял является конспектом для проведения занятия. Так же рекомендуется показ презентации и 2 фильмов("Проф...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

презентация по профориентации "День профориентации"

Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему: "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в ОУ"

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в образовательных учреждениях". сентябрь ...