Программа кружка психологии
рабочая программа по психологии на тему

Цыганкова Наталья Юрьевна

Структура материала: Пояснительная записка (цели, задачи курса, предполагаемый результат), тематическое планирование на 1 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_psikhologii_2010.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»                                     «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ ДПО МУ:                            Директор МОУ «Вечерняя (сменная)

                                                                        средняя общеобразовательная школа

                                                                        г.Пушкино»:

_______________О.Н.Рыбалова                  ________________Гончарова Т.П.

«____» ________________ 20___г.             «____» ____________________ 20___г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора МОУ «Вечерняя

(сменная) средняя общеобразовательная школа

г.Пушкино» по УВР:

___________________  Юрьева Н.Д.

«____» _________________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка психологии

7-12 классы

Разработчик программы: педагог-психолог - Цыганкова Н.Ю.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа г.Пушкино»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе и к окружающим его людям. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения, самовосприятия в социуме.

Важно отметить, что негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным. Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации, положительно коррелирует с депрессией.

Как показывает практика чаще всего «трудные» подростки имеют неадекватную самооценку (оценочное самоотношение и эмоциональную ценность), которая является причиной психологических проблем в общении и самосознании. Поэтому данный курс занятий направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств, т.е. курс предназначен для развития социальноактивной личности.

Например, упражнение “Самопрезентация” позволяет осуществить целенаправленное корректирующее влияние на личность подростка и решить целый спектр проблем – от развития коммуникативных навыков до умения самостоятельно разрешать личностные проблемы.

Цель занятий: развитие социальноактивной личности подростка.

Задачи курса:

  1. Развитие социальных навыков, развитие групповых структур и процессов, поддержании благоприятного внутригруппового климата, сплочении и развитии подросткового сообщества, развитие группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения.

2. Развитие личностных ресурсов обучающихся в области коммуникативных умений и навыков:

- формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию;

- формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному решению;

- освоение способов конструктивного поведения в конфликте;

- осознание особенностей собственного поведения в конфликте;

- рассмотрение собственных ресурсов в разрешении конфликтов;

- выработать навыки бесконфликтного поведения. 

3. Формирование адекватной самооценки;

4. Развитие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности;

5. Развитие у подростков навыков рефлексии;

6. Способствовать развитию познавательных процессов;

7. Развитие эмпатии и толерантности.

Занятия построены на основе современных психологических представлений о природе человека с учетом особенностей подросткового возраста.

Данный курс состоит из 30 занятий по 1,5 – 2 часа каждое. В его основе лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания себя каждым членом группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является основой для последующей, но позволяют с легкостью включаться в процесс вновь пришедшим в группу участникам. Занятие начинается с упражнения, которое способствует установлению доверительной атмосферы в группе. По итогам встречи проводится обсуждение участниками полученной информации и приобретенных навыков.

Обширная психологическая диагностика, включенная в программу, является профессиональной точкой опоры в осуществлении поставленных целей.

Формы и методы работы:

- групповая работа;

- элементы индивидуальной работы;

- групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);

- психогимнастика;

- наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)

- ролевые игры;

- элементы индивидуальной и групповой релаксации;

- подвижные игры.

Учебно-тематический план

Форма проведения: занятия  с элементами тренинга.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, ножницы, листы А4 формата, ватман, цветная бумага, клей.

п/п

месяц

Тема

Цель, задачи

Сопутствующие формы работы

1

сентябрь

«Здравствуй! Это Я!»

знакомство участников группы, установление контакта ведущего и группы, снятие барьеров, создание атмосферы доверия и сплочению группы

2

«Путешествие по самому себе»

самопознание

Диагностика личностной сферы

3

«Я такой, какой я есть»

выработка у участников более объективной самооценки

4

«Визитка»

развитие самопознания, рефлексии, позитивного отношения к себе

Диагностика личностных особенностей

5

октябрь

«Доверие – основа дружбы»

развитие представлений о важности доверия к людям

Профилактика национализма и расизма

6

Психология общения

формирование коммуникативных умений и навыков

7

Психология семейных отношений

формирование представлений о счастливой семейной жизни

Просветительская

8

«Счастье – это просто!»

научиться позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки

9

«Быть ответственным  - это…»

помочь почувствовать, что означает чувство ответственности за себя или за других

10

ноябрь

«10 заповедей»

помощь овладение ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии

11

Мир профессий

помощь в соотнесении своих способностей с необходимыми профессиональными качествами

Просветительская, диагностика способностей

12

«Самопрезента-ция»

включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации

Творческая работа (проекты и др.)

13

декабрь

«Сотворение мира»

творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы

14

«Я – глазами других»

развития группового единства, увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи

15

«Образ – Я»

развитие глубокого осознания личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции

16

«Я – реальное, я – идеальное»

помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки

17

январь

«Здесь и теперь»

отработка навыка рефлексии

18

«Зеркало»

развитие осознания «языка» собственного тела и телодвижений;  развитие эмпатии и рефлексии

19

февраль

Мир эмоций

Расширение знаний участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучению навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей

Просветительская

20

«В мире других людей»

работа на сплочение группы, повышение коммуникативной грамотности участников, обучению навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей

Профилактика национализма и экстремизма

21

«В мире других людей»

работа на сплочение группы, повышение коммуникативной грамотности участников, обучению навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей

Профилактика национализма и экстремизма

22

«Через стекло»

формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне

23

март

«Я тебя понимаю»

формирование эмпатии, умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям

24

«Как полюбить себя полностью и окончательно»

помощь в выявлении скрытых установок и комплексов, связанных с самооценкой, определение причин возникновения низкой самооценки и связь между проблемами в жизни и отношением к себе, обретение уверенности в общении

Профилактика суицида

25

«Как полюбить себя полностью и окончательно»

помощь в выявлении скрытых установок и комплексов, связанных с самооценкой, определение причин возникновения низкой самооценки и связь между проблемами в жизни и отношением к себе, обретение уверенности в общении

Профилактика суицида

26

апрель

Общение без масок

снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я"

27

Обратная связь в общении

формирование рефлексии, увеличение степени самосознания и знания о других

28

«Благодарю за все плохое!»

помощь в осмыслении личностных изменений, произошедшие в ходе групповых занятий

29

«Благодарю за все плохое!»

помощь в осмыслении личностных изменений, произошедшие в ходе групповых занятий

30

«Исповедальная свеча»

Рефлексия, подведение итогов

Формы подведения итогов:

по окончании занятий проводится анализ результатов работы с помощью:

- диагностики личностной сферы;

- творческих работ участников (проектные работы, сценические представления, отзывы и т.д.);

- опроса учителей, классных руководителей, родителей об изменении поведения обучающихся в течение учебного года.

Предполагаемый результат (гипотеза):

В результате занятий ожидается:

  • сформированость адекватной самооценки и освоение эффективной поведенческой стратегии с целью регуляции социальных отношений;
  • достижение уменьшения факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности;
  • формирование навыков адекватного конструктивного поведения;
  • развитие навыков доброжелательного общения.

Для разработки программы занятий кружка использованные следующие источники:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2004.
  2. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. Форум-Инфра. М, 2007.
  3. Рубенштейн Н. Полный тренинг по развитию уверенности в себе.
  4. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении/Т.А.Шилова. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  5. Шилова Т.А. Психодиагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  6. http://www.your-mind.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).

ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"

Программа кружка расчитана на 34 часа,  позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Программа кружка по психологии "Путь к успеху"

      Работа кружка «Путь к успеху» направлена на развитие у подростков психологической, социальной компетентности, миролюбия, толерантности и стремления к подлинному жизненному ...

2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа кружка по психологии "Я и мой внутренний мир"

Осмысление себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружественного «Они» — важная задача, которую должен решить студент. Данная программа способству...