Программа внеурочной деятельности для учащихся третьих классов «Психологическая мозаика»
рабочая программа на тему

Холикова Айгуль Каусаровна

Программа внеурочной деятельности  для учащихся третьих  классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_3_kl_-_kopiya.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Психологическая мозаика»

для обучающихся третьих классов

педагога-психолога Гиндуллиной Айгуль Каусаровны

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.

Особенно это важно в начальной школе, так как именно здесь учеба – ведущий вид деятельности учащихся. Психологическая служба в системе образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка.

Цель программы

Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
  • Развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

Основные направления

Диагностическое

Коррекционно-развивающее

Аналитическое направление

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Организационно-методическое направление

Материал рассчитан на 34 урока в каждой ступени в год по 25 минут в каждой группе. Проводятся систематически 1 раз в неделю с сентября по май.

Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
  • результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этим заданием самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности является повышение успеваемости по различным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, мыслительной активности и т.д.)
  • эмоциональное состояние учеников.

Диагностические процедуры в программе

Важным аспектом реализации программы сопровождения детей является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

Диагностическая работа включает:

– изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, когнитивных способностей обучающихся;

– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

– углубленное исследование детей "группы риска";

– анализ успешности коррекционно-развивающей работы, диагностика сформированности УУД.

Диагностические процедуры в программе.

Диагностический инструментарий

Цель

Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки).

Уровень сформированности регулятивных УУД

«Лесенка»; анкета по оценке уровня школьной  мотивации; методика «Что такое хорошо и что такое плохо».

Уровень сформированности личностных УУД

"Выделение существенных признаков", Тест «Логические закономерности»

методика Э.Ф.Замбицявичене) “Определение уровня умственного развития младших школьников”

Уровень сформированности познавательных УУД

изучение уровня умственного развития учащихся

Наблюдение, Методика «Рукавички»

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Консультативная работа включает:

– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;

– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

– консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов обучения ребёнка;

– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей;

Коррекционно-развивающая работа включает:

– организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

– системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий;

– развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для третьих классов разработана на основе авторских развивающих программ для младших школьников «Уроки психологического развития» Локаловой Н.П., Литвиненко С.В. «Думаем и фантазируем».

Ожидаемые результаты реализации программы:

Предполагаемый результат:

- развитие познавательных процессов и мыслительных операций;

- развитие личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Календарно-тематический план занятий «Психологическая мозаика» 3А

Темы занятий

Задачи

Кол-во занятий

Дата проведения

1

«Давайте познакомимся»

Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого.

1

02.09.13

2

«Слова, слова»

Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза

1

09.09.13

3-4

«Дружба – это…?»

Содействие осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развивать навыки совместной деятельности.

Формировать умения эффективного общения, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.

2

16.09.13

23.09.13

5

«Моделирование геометрических форм»

Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза.

1

30.09.13

6

«Образ и мысль»

Развитие монологической речи на наглядно-образной основе

1

07.10.13

7

«Секреты нашей памяти»

Развитие памяти; обучение приемам логического, ассоциативного, образного         запоминания.

1

14.10.13

8

«Развиваем память»

Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания

1

21.10.13

9

«Общее в различном»

Развитие обобщения на наглядно-образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой работы.

1

28.10.13

10

«Развиваем мышление»

Развитие аналитико-синтетического мышления. Формирование образного и понятийного обобщения

1

11.11.13

11

«Как подружились Хочу и Надо»

Развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности

1

18.11.13

12

«Смешной и грустный человек»

Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на действие контроля

1

25.11.13

13

«Когда я бываю Незнайкой»

Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление.

1

02.12.13

14-15

«Умение задавать и отвечать на вопросы»

Обучение умению постановки вопросов. Формирование умений строить суждения как ответ, развитие связной речи.

2

09.12.13

16.12.13

16

«Как я работал редактором»

Формирование навыков контроля и самооценки. Развитие связной речи.

1

23.12.13

17

«В мире образов»

Развитие воображения.

1

13.01.13

18-19

Ребята, давайте жить дружно!

Взаимодействие с одноклассниками, ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения.

2

20.01.14

27.01.14

20

«Отыщи числа».

Внимание ( переключение). Мышление (наглядно- образное).

1

03.02.14

21-22

«Цель, планирование, реализация»

Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию.

2

10.02.14

17.02.14

23

«Как развивать память»

Обучение способам развития различных видов памяти.

1

24.02.14

24-25

«Как мы думаем»

Развитие способности к анализу и обобщению информации. Развитие связной речи.

2

03.03.14

10.03.14

26

«Классификация»

Обучение приемам классификации объектов. Развитие навыков планирования.

1

17.03.14

27

«Учимся давать определение»

Овладение алгоритмом определения понятий. Развитие функции обобщения.

1

31.03.14

28

«Правила доказательства, или как доказать черепахе, что она не рыба»

Обучение построению умозаключений. Развитие аналитико-синтетических действий.

1

07.04.14

29

«Учимся решать проблему или задачу»

Развитие навыков построения суждения и умозаключения. Активизация мыслительной деятельности. Формирование познавательного интереса к решению задач

1

14.04.14

30

«Мысли на бумаге»

Развитие связной письменной речи. Обучение приемам планирования письменных работ

1

21.04.14

31

«Развиваемся»

Активизация познавательной деятельности

1

28.04.14

32

«Легко ли быть оратором»

Знакомство с приемами построения доклада. Развитие связной речи

1

05.05.14

33

«И снова о себе…»

Диагностика отношений к учебной деятельности, к своим достижениям.

1

12.05.14

34

Итоговое занятие «У меня все получится!»

Диагностика готовности детей к обучению в основной школе

1

19.05.14

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий 3-х классов

Диагностический инструментарий

Цель

Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки).

Уровень сформированности регулятивных УУД

«Лесенка»; мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева), методика «Незаконченные предложения».

Уровень сформированности личностных УУД

Тест «Логические закономерности»,

“Определение уровня умственного развития младших школьников”

Уровень сформированности познавательных УУД

изучение уровня умственного развития учащихся

Наблюдение

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Использованная литература:

  1. Боровик  O-S.   Развитие   воображения.   Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
  2. Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Зак А. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет – М., 1994 г.
  4. Литвиненко С.В. «Думаем и фантазируем» 2 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011.
  5. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. «Педагогическое общество России, 2000.
  6. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М. «Педагогическое общество России, 2000.
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995.
  8. Пол И. Деннисона и Гейл И. Деннисон. Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». – М., 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Мы – исследователи»

материал содержит программу по внеурочной деятельности для 1-2 класса по 1 часу в неделю....

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся .

Здесь представлена мини-программа на 6 часов, соответствующая новейшим требованиям ФГОС.  Это база , опираясь на которую можно создать образовательную программу внеурочной деятельности учащихся л...

Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова

Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова Направление: проектная деятельность. Вид деятельности: познавательная деятельность. Возраст: 8...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»

Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"

Данный модуль программы внеурочной деятельности  представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...

Программа внеурочной деятельности учащихся «Знай и сохраняй природу родного края»

Программа внеурочной деятельности учащихся«Знай  и сохраняй природу родного края»(программа разработана для учащихся 8 классов)Программа рассчитана на 1 год реализацииПояснительная записка.Настоя...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Магия творчества" 5,6 класс.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым празднико...