Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"
рабочая программа (6 класс) по теме

Данный модуль программы внеурочной деятельности  представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного края» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_organizatsii_vneurochnoy_deyat.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль  программы  внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации  музея

 «Декоративно-прикладное искусство родного края».

                                                            Малофейкина Анна  Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 МБУ лицей № 67 г. Тольятти

                                             

Тольятти 2014 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….3

              Актуальность…………………………………………………………………3

              Противоречия……………………………………………………...................4

              Профессиональная проблема………………………………………………..5

              Задачи………………………………………………………………………....5

             

Механизм преобразования воспитательного процесса………………………....6

Условия, обеспечивающие достижение новых

воспитательных  результатов……………………………………….. …………..11

       

Введение

Актуальность темы 

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с  Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание рассматривается как «целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (п. 2 , ст. 14  ФЗ «Об образовании в РФ»).

Нормативно-правовой и документальной основой системы воспитания и социализации обучающихся являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  России.

В документах государственного значения прямо говорится о необходимости:

- духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической культуры, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;

- воспитания ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России;

- развития творческих способностей и формирования основ социально ответственного поведения ребенка в обществе и в семье.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании условий воспитания и социализации школьников и социального уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

Актуальность системы воспитания и социализации диктуется в настоящее время уровнем развития нравственного, духовного, культурного, гражданственного потенциала общества.

Новая социально-политическая, информационная обстановка в России открывает и новые возможности работы с молодёжью. Система управления процессами воспитания может стать достаточно эффективной, если в новых проектах будут решены основные противоречия  этой системы.

Противоречия

Существуют различные причины появления противоречий в общественном развитии и соответственно в сфере воспитания и социализации молодёжи. Противоречия, охватывающие общество в целом, являются внешними по отношению к противоречиям социализации и воспитательного процесса. Обозначим основные из них:

1. Возрастающие требования теоретико-методологического, проблемного характера обучения и воспитания и неумение преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки.

2. Остаточные явления в жизнедеятельности людей консервативных тенденций и стереотипов в условиях реформирования общества и системы образования и воспитания.

3. Противоречие между объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить её ресурсами, средствами.

4. Противоречие между оставшимися административными методами воспитания и управления и стремлением молодёжи к демократическим, гуманистическим формам жизнедеятельности, к самостоятельности, к самоуправлению.

5. Противоречие между использованием в воспитательном процессе авторитарных методов и стремлением школьников к самореализации в различных видах творческой деятельности, в том числе и в сфере краеведения (инициирование создания выставок, фестивалей народного творчества, музеев).

6. Несформированность представлений школьников о народном творчестве, его роли в жизни людей и необходимостью его популяризации среди молодежи.

Своевременность разрешения противоречий в сфере социализации и воспитания личности обуславливает характер совершенствования процесса развития личности, молодого поколения в целом.

Существуют механизмы и пути разрешения противоречий в  сфере социализации и воспитания личности, одним из которых я считаю создание общественно значимых организаций на базе школ в различных формах, например, создание музея декоративно-прикладного искусства родного края.

        Профессиональная проблема:

Как организовать процесс воспитания и социализации девятиклассников, чтобы сформировать у них  представление о декоративно-прикладном искусстве родного края и о его роли в жизни  человека?

         Задачи:

1. Осуществлять просветительскую работу по популяризации декоративно-прикладного творчества региона.

2. Собирать информацию об изделиях ДПТ г. Тольятти и окрестностей, систематизировать и описать изделия декоративного искусства.

3. Собирать и систематизировать информацию о мастерах декоративно-прикладного творчества г. Тольятти и окрестностей.

4. Организовать в школьном музее выпуск стенной газеты, постоянно действующую выставку со сменными экспонатами.

Механизм преобразования  воспитательного процесса

Модуль  программы  внеурочной деятельности по организации  музея  «Декоративно-прикладное искусство родного края».

Введение

Данный модуль программы внеурочной деятельности  представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 9 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного края»

 Модуль программы рассчитан на 68 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям в течение учебного года (по 2 часа в неделю).

Модуль программы  состоит из 3 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности школьников и направлен на решение своих собственных педагогических задач. 

Основные разделы модуля   программы внеурочной деятельности по созданию школьного музея декоративно-прикладного искусства

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1

Познавательная деятельность

33

7

26

1.1

Организационный этап. Знакомство с видами народного творчества региона

4

4

1.2

Сбор информации о  мастерах декора-тивно-прикладного творчества г.Тольятти и окрестностей и их работах

8

8

1.3

Посещение Краеведческого музея

4

4

1.4

Организация мастер-класса по дпт с участием народных умельцев дпт.

3

3

1.5

Поисковая работа по сбору изделий дпт «Из бабушкиного сундучка».

14

14

2

Туристско-краеведческая деятельность

11

3

8

2.1

Посещение музея народных промыслов в селе Ширяево.

7

1

6

2.2

Проведение игры-реконструкции жизни и быта народов Поволжья

4

2

2

3

Художественное творчество:

выпуск  стенной газеты «Декоративно – при-кладное искусство родного края»

24

14

10

3.1

Как делается газета

4

4

3.2

Проба пера.

10

10

3.3

Выпуск стенной газеты

10

10

Всего:

        68

22

46

Примерное содержание занятий

Раздел 1 Познавательная деятельность  (33 часа)

1.1. Организационный этап. Знакомство с видами народного творчества региона (4 часа). Планирование мероприятий по данному виду внеурочной деятельности. Знакомство с народным творчеством г. Тольятти и окрестностенй.

1.2. Сбор информации о мастерах декоративно-прикладного творчества г. Тольятти, окрестностей и их работах. (8 часов). Знакомство с руководителем отдела «Глиняная игрушка» при ДДЮТ Морозовой Т.А., ее работами и работами ее воспитанников. Знакомство с техникой плетения изделий из ивовых прутьев (Елесеев В.И., ОАО АВТОВАЗ замначальника по работе с клиентами, коммерческая дирекция). Знакомство с работами Тимбаковой О. Е., учителя черчения МБУ лицея № 67 по бумагопластике (макетирование).

           1.3. Посещение Краеведческого музея (4 часа). Музей как  источник социальной памяти народа. Знакомство с музейными экспонатами, относящимися к направлению «Декоративно-прикладное творчество».

1.4. Организация мастер-класса по дпт с участием мастеров дпт.

 (3 часа).  Мастер-класс по макетированию Тимбаковой О.Е. Создание презентации, отражающей стиль, особенности работ мастера..

1.5. Поисковая работа по сбору изделий дпт «Из бабушкиного сундучка» (14 часов). Сбор информации (опрос населения, устные свидетельства, интервьюирование). Работа в библиотеках, архивах. Переписка с мастерами дпт. Встречи с интересными творческими людьми. Получение даров из семейных коллекций. Пополнение музея экспонатами.   Подготовка фотоотчета.

Раздел 2. Туристско-краеведческая деятельность.  (11 часов)

2.1. Посещение музея народных промыслов в селе Ширяево (7 часов). Подготовительное ознакомление с таким видом дпт, как резьба по дереву

(1 час). Экскурсия в с. Ширяево, знакомство с экспонатами сельского музея

(направление дпт). Встречи с творческими людьми – местными мастерами

резьбы по дереву. Подготовка фотоотчета (6 часов).

2.2. Проведение игры-реконструкции жизни и быта народов Поволжья (4 часа). Знакомство с историческими источниками о жизни и быте народов Поволжья. Правила игры. Подготовка к ее проведению.  

Разработка плана игры. Деление на команды. Поведение в команде. (2 часа)  Организация и проведение игры-реконструкции жизни и быта народов Поволжья. Подготовка фото и видеоотчета (2 часа)  

Раздел 3.  Художественное творчество:

выпуск стенной газеты «Декоративно-прикладное искусство родного края» (24 часа)

3.1. Как делается газета (4 часа). Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка, оформление.  Выбор названия для газеты: открытый конкурс.

3.2. Проба пера (10 часов).  Сбор информации.  Анкетирование.  Интервьюирование.  Репортаж.  Соцопрос. Информационный дайджест.  

3.3. Выпуск стенной газеты (10 часов). Создание совета дела и распределение обязанностей.  Выпуск и презентация перед школой первого номера стенной газеты.  Выпуск номера о декоративно-прикладном творчестве родного края.  Выпуск номера «ДПТ в деталях» (об умельцах и их мастерстве). Выпуск номера по итогам поездки в с. Ширяево.

Предполагаемые результаты реализации модуля  программы внеурочной деятельности по созданию школьного музея декоративно-прикладного искусства

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): 

приобретение школьниками знаний о принятых в обществе  нормах отношения  к памятникам истории и культуры, изделиям народного творчества, к людям других поколений; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в библиотеках, архивах, справочной литературе.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям  общества (человек, родина, природа, культура, труд): развитие ценностных отношений школьника к родине, природе и культуре родного края, к другим людям и их труду. 

   

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): девятиклассник приобретает опыт проведения опросов общественного мнения, интервьюирования; опыт общения с людьми старших поколений, творческими людьми; опыт охраны памятников культуры; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.

Условия, обеспечивающие достижение новых воспитательных результатов

1. Кадровые условия: классный руководитель, заместитель директора по УВР, учителя истории, изобразительного искусства, педагог-психолог, работники библиотеки, музея.

      2. Научно-методические условия:

Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2011.

 Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 г.№21).

Григорьев, Д.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д.В. Григорьев, В.П. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.

Научно-методическую поддержку по организации внеурочной деятельности по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного края» будут оказывать коллектив библиотеки лицея № 67, библиотеки Автоград, музейные работники (с. Ширяево, краеведческий музей  г. Тольятти)

      3. Материально-технические условия:

для реализации внеурочной деятельности по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного края» лицей № 67 предоставляет помещение исторической гостиной для размещения экспонатов. В пользование организаторам музея  руководством лицея предоставляется музыкальная техника, видеотехника, ресурсы библиотеки, медиатеки, дидактические материалы.

     

4. Нормативно-правовые условия: 

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г)

2. ФГОС ОО (2011 г)

3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» 373-ФЗ от 25 июня 2002 г.

4. Письмо Министерства образования России 328181/16 от 12 марта 2003 г «О деятельности музеев образовательных учреждений»

       5. Информационные условия:

1.  Соколова, С.Б. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в пространстве школьного музея текст научной статьи по специальности: «Народное образование. Педагогика» / Соколова С.Б. – СПб. : журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,  2008.- Том: 24 Номер выпуска: http://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-v-prostranstve-shkolnogo-muzeya.

2. Школьный музей
http://гимназия38.рф/shkolny-muze.html,

3. Новые горизонты деятельности школьных музеев Тольятти

 http://tltmuseum.ru/news/439-novye-gorizonty-deyatelnosti-shkolnyx-muzeev-tolyatti.html.

       6. Организационные условия:

1. Организация встречи с мастерами ДПТ (подготовить аудиторию, создать условия для комфортного общения со слушателями).

2. Организация экскурсии в краеведческий музей с привлечением родительского комитета класса.

3. Организация  экскурсии в с. Ширяево для ознакомления с экспонатами

сельского музея. Привлечение родителей класса для оказания помощи в

организации данного мероприятия. Договориться об автобусе  для поездки.

4. Организация игры-реконструкции жизни и быта народов Поволжья. Привлечение к ее проведению родителей класса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова

Программа внеурочной деятельности учащихся «Основы WEB-конструирования» по программе А.А.Дуванова Направление: проектная деятельность. Вид деятельности: познавательная деятельность. Возраст: 8...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»

Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности учащихся «Знай и сохраняй природу родного края»

Программа внеурочной деятельности учащихся«Знай  и сохраняй природу родного края»(программа разработана для учащихся 8 классов)Программа рассчитана на 1 год реализацииПояснительная записка.Настоя...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Магия творчества" 5,6 класс.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым празднико...

Программа внеурочной деятельности учащихся "Здоровячок" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Здоровячок» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Программа внеурочной деятельности учащихся "Русские подвижные игры" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Русские подвижные игры» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...

Модуль программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Творческая мастерская «Музыка росписи» для обучающихся 5 классов

Модуль «Творческая мастерская «Музыка росписи » программы внеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...