Программа предпрофильной подготовки "Азбука профориентации"
рабочая программа по теме

Холикова Айгуль Каусаровна

Программа предпрофильной подготовки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_9a_-_kopiya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Программа предпрофильной подготовки

 «Азбука профориентации»

для обучающихся 9А класса

Гиндуллиной Айгуль Каусаровны

Пояснительная записка

Программа предпрофильной подготовки  «Азбука профориентации» для 9-х классов составлена на основе авторов: Бендюкова М.А., Соломина И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы; Климова Е.А. Психология профессионального самоопределения; Пряжникова Н.С. Профориентация в школе:  игры, упражнения,  опросники; Г. Резапкиной. Программа предпрофильной подготовки для 9 класса.

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям, неотъемлемая часть всестороннего и гармоничного развития личности. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной  подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной  части учащихся  зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.

Программа профессионального самоопределения старшеклассников ориентирована на учащихся 9 классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и саморазвитие выбранной деятельности и профессионально важных качеств.

Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка, сколько с появлением у него новых вопросов, новых ракурсов под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое  приобретение подросткового возраста – открытие своего внутреннего мира. Потребность в познании самого себя усиливается рядом дополнительных обстоятельств: возрастающими в школе требованиями к поведению, стремлением найти свое место в системе общественных отношений, возникновением в этот период интереса к другим людям, в частности, к представителям другого пола. Все это  способствует познанию самого себя, сравнению себя с другими, оценке  качеств  своей личности.

Основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии являются:

- получение знания о себе (Образ «Я»);

- о мире профессионального труда;

- соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, старшеклассник мог в полной мере реализовать себя в будущей профессии.

Недостаток жизненного опыта и завышенный уровень притязаний как в смысле оценки своих способностей  овладеть сложной профессией, так и относительно предъявленных к ней ожиданий могут привести к разочарованиям и психическим травмам. Помочь подростку избежать ошибок в выборе профессии и, как следствие – чувства, что главное в жизни уже позади, - одна из основных задач.

Непрофессиональный, стихийный выбор профессии, сферы деятельности влечет за собой массу проблем и конфликтов.

Основной целью, данной  профориентационной программы для старшеклассников, является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:

- положительное отношение к трудовой деятельности;

- потребность в осуществлении профессиональных намерений с учетом своих возможностей;

- сформированность необходимых для выбора профессий знаний и умений.

Таким образом, психологическая готовность состоит из мотивационного, познавательного, эмоционального и волевого компонентов, меняющих приоритеты в зависимости от возрастного этапа.

В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть верным, когда он  продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная работа по самопознанию и изучению мира профессий.

Поскольку выбор профессионального самоопределения характеризуется многомерностью, для его адекватного восприятия необходимо проделать  большую работу: проанализировать ресурсы (интересы, склонности, способности и т.д.), особенности избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

Программа профориентационного курса для старшеклассников поможет более эффективно решать главную задачу подросткового возраста – профессионального самоопределения.

В результате проведения  курса старшеклассники должны освоить: значение профессионального самоопределения; требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических  и психологических возможностях личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека.

Для лучшего усвоения материала применяются различные формы работы:  

- лекции;

- беседы;

- коллективные обуждения;

- тренинговые  упражнения;

- профориентационные игры.

Для  диагностики интересов, склонностей, некоторых личностных особенностей и интеллектуальных способностей учащихся используются: тесты, опросники, проективные методики, наблюдение.

Цели курса:

- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии и определить свои жизненные планы, в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи курса:

- формирование актуального для подростков «информационного поля»;

- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целепологанию и планированию;

- формирование мотивов саморазвития, личностного роста;

- формирование положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях приминительно к реализации себя в будущей профессии.

Предполагаемый результат:

- формирование интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю;

-  ориентации учеников в мире современных профессий;

- изучение влияния индивидуальных особенностей на профессиональное самоопределение.

Оценка достижения планируемых результатов:

- защита проектной работы «Моя будущая профессия»

Форма проведения: групповая работа

Режим работы:  Длительность занятия 45 мин. Частота встреч  - 2часа в неделю.

Численность группы: 13-15 чел.


Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения 1гр.

Примечание

Раздел 1. Введение

1-2

Понятие «профориентация». Матрица профессионального выбора

2

2

Раздел 2. Психологический аспект профессионального выбора «Что я знаю о себе»

1

Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.

1

10

2

Изучение интересов и мотивов.

1

3

Ценностные ориентации

1

4

Способности и профессиональная пригодность.

1

5

Профессионально важные качества.

1

6

Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации.

1

7

Самооценка.

1

8

Целеполагание и образ будущего.

1

9

Этапы профессионального самоопределения.

1

10

Карта самопознания.

1

Раздел 3. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях»

1-3

Понятие «профессия». Классификация профессий. Признаки профессии.

3

10

4

Классификация профессий по предмету труда

1

5-6

Определение профессионального типа личности.

2

7

Интеллектуальный потенциал.

1

8

Профориентационная игра «Твое счастье»

1

9

Формула профессии. Профессия, специальность, должность

1

10

Профориентационная игра «Эпитафия».

1

Раздел 4. Система профессионального образования.  

1

Учреждения профессионального образования

1

3

2

Формы и сроки обучения.

1

3

Система профессиональных учебных заведений ХМАО-Югры.

1

Раздел 5. Анализ современного рынка труда.

1-2

Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.

2

4

3

Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО-Югры.

1

4

Игра «Престижная профессия»

1

Раздел 6. Технологии выбора профессии.

1

Типичные ошибки в выборе профессии

1

2

2

Стратегии принятия решения в выборе профессии

1

Раздел 7. Заключение. Моя профессиональная карьера

1

Заполнение маршрутной карты профессионального самоопределения учащегося.

2

3

2

 Урок-конференция «Моя будущая профессия».

1

                                                                                                        ИТОГО         34 часа


Список использованной литературы

  1.  Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. – СПб., ООО «Издательский дом РОСТ», 2000.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе:  игры, упражнения,  опросники. (8-11    классы).   -   М.:   ВАКО,   2005.
  4. Г. Резапкина, Программа предпрофильной подготовки для 9 класса, М., "Генезис", 2005 г.
  5. Учебник для 8-9 классов «Твоя профессиональная карьера» под ред. Чистяковой С.Н., Москва, «Просвещение», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса

Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы  акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...

Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”

В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...

Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...