Развитие профессионального самосознания, самоопределения обучающихся.
материал по психологии на тему

Исаева Олеся Викторовна

Защита опыта работы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_opyta_raboty.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Развитие профессионального самосознания, самоопределения  обучающихся.

У меня растут года, скоро мне 17,

Кем работать мне тогда, чем заниматься?

         Нет   человека, в жизни которого рано или поздно не появлялся бы этот вопрос.  Подобная проблема неизменно встает  и перед нашими выпускниками.

         Когда мы спрашиваем у учителей как ими понимаются термины профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, то обычно они говорят что-то вроде: «Методики, позволяющие узнать, какая профессия лучше всего подходит человеку» или «Методики, помогающие человеку самому выбрать себе профессию». Кто-то говорит: «Специальные занятия, помогающие школьнику выбрать профессию». И все эти предположения – вроде бы логичные и вполне осмысленные, – не совсем полно раскрывают смысл. Мы исходим из того, что суть работы всех специалистов в школе состоит в содействии развитию личности школьника. И развитие профессионального самосознания – является одним из направлений, в котором могут эффективно работать не только психологи, социальные педагоги, но и учителя.

        В законе об образовании говорится, что одной из задач современной школы является помощь в адаптации личности к жизни в обществе. Так, как выбор профессии определяет всю дальнейшую жизнь человека, развитие профессионального самосознания обучающихся не вызывает сомнений в своей актуальности.

 Целью профориентационной работы является – подготовка обучающихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих  задач:

1. Изучение личности обучающихся, направленное на выявление интересов и способностей  к той или иной профессии.

2. Формирование мотивации и познавательных интересов обучающихся.

3. Просвещение обучающихся относительно особенностей различных профессий.

4. Создание у обучающихся максимально четкого и конкретного образа основных типов профессий.

5. Воспитание у обучающихся чувства долга, ответственности необходимых для профессионального самоопределения.  

         Социальным педагогом я работаю 4 года, но  проблемой профориентации вплотную занимаюсь 2 год. Конечно, я делаю это не одна, это работа всего педколлектива.

 

          Администрация                  Социальный педагог                         Психолог

                 школы

            Учителя                                 Родители                                 Учащиеся

                          Соц.службы                                                        ОДН

Схема 1

           Чтобы выполнить вышеперечисленные задачи, мы применяем разные формы и методы работы.

              Мы проводим различные исследования готовности учащихся к профессиональному выбору. Например в ходе одного исследования были опрошены 59  обучающихся 8-11 классов нашей школы. Мы выясняли, насколько мечта подростка совпадает с реальными планами на поступление по той или иной специальности с тем, кем бы им хотелось стать в будущем, во взрослой жизни. После обработки полученных данных мы увидели следующую картину: только у   12 % (7 человек) опрошенных мечта о профессии совпадает с реальными планами на поступление и желанием стать специалистом в этой области.  42% (25 человек) пойдут учиться на ту специальность, о которой совсем не мечтали, но которую планируют освоить. 10% (6 человек) знают на какую специальность пойдут учиться, но не знают, кем хотят стать. У 12% (7 человек) есть мечта о том, кем бы они хотели стать, но не знают, куда и по какой специальности пойдут учиться. Для 19 % (11 человек) запланированное обучение не совпадает с той специальностью, где  они видят себя специалистом. А 5% (3 человека) опрошенных будут учиться  той  специальности о которой они  мечтали,  но хотят стать кем-то, кто к этой профессии не относится.

     

      Проведя анализ мы увидели, что мечты  о будущей профессии редко совпадают с реальными планами у большинства обучающихся. Возникает противоречие между желаниями подростка и его реальными возможностями.  

          Однако, обучающиеся заканчивают школу, поступают в высшие или средние - специальные  учебные заведения. А что же дальше? Нас заинтересовал этот вопрос  и мы изучили статистические данные, узнали, работают ли  выпускники по тем специальностям, которые выбрали?  

Таблица 1

Год

Кол-во выпускников

Поступили в учебные заведения

Закончили учебные заведения

Продолжают обучение

Работают по профессии

2003

31

23

21

-

6

2004

31

22

21

2

2

2005

30

18

11

1

1

2006

19

17

7

2

?

2007

16

15

9

5

?

2008

28

23

12

10

?

2009

15

13

5

6

?

2010

19

19

-

19

?

         Данные, которые мы видим – удручающие. Большая часть выпускников, получивших профессию, работают не по своей специальности.   Мы видим, что выбор профессии был сделан  не верно, и это объясняется объективными причинами.            

        Большинство выпускников при выборе профессии вынуждено подчиниться мнению родителей, которые, в свою очередь не всегда учитывают способности и интересы своего ребенка. Зачастую родители в лице своих детей пытаются воплотить в жизнь свои не сбывшиеся мечты. Но  бывает и так, что материальное положение семьи не позволяет выпускнику поступить куда хочется, и приходится учиться тому, что не принесет удовлетворения.

        Немаловажную роль относительно выбора учебного заведения и специальности для подростка играют мнение сверстников и «мода» на профессии. А самая главная причина неверного выбора профессии в том, что выпускник не научен самостоятельно, осознанно сделать правильный выбор.

          Мы поняли, по каким направлениям нам нужно работать.

Мы проводим беседы, лекции классные часы, тематические родительские собрания, мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов, тренинговые занятия, профессиональные консультации, анкетирование. Совместно с психологом используем диагностические методики с последующим анализом и обсуждением результатов с классными руководителями на педсоветах.

        В процессе беседы проводим ознакомление обучающихся с профессиями по такому плану:

1.Общие сведения о профессиях. Краткая характеристика отрасли, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2.Производственное содержание профессии. Место и роль профессии, её перспективность; результат труда; содержание и характер трудовой деятельности; знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества.

3.Условия работы и требования профессии к человеку. Требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека; специальные условия; влияние профессии на образ жизни работника; и т.д

4.Система подготовки к профессии. Пути получения профессии; уровень и объем профессиональных знаний; перспективы профессионального роста; где можно продолжать ознакомление с профессией.

            В выпускных классах проводим тренинговые занятия. Например в ходе одного из занятий обучающиеся были разбиты на группы. Каждой группе были  предложены карточки с названиями профессий. Это были профессии - юрист, врач, учитель,  тракторист, контролер, продавец. Задачей каждой группы было найти как можно больше аргументов в защиту выбранной профессии. Группы участников занятия, которым достались карточки с профессией юрист, врач, гораздо легче справились с заданием, привели большое количество доводов в защиту выбранной профессии, но в основном это были аргументы материального достатка. Те, кому достались карточки с рабочими специальностями, затруднялись найти доводы в защиту «выбранной» профессии, они не увидели надобности данных специальностей. Даже профессия учителя  вызвала у участников затруднения  для защиты.  После работы в группах   совместно с ребятами мы рассматривали каждую профессию, выделяли положительные  и отрицательные стороны предложенных профессий.

       Кроме этого был проведен круглый стол с приглашением специалистов: врача, парикмахера, военнослужащего и других, которые рассказали о специфике своих профессий.      

        Какие же  результаты  нашей работы? (таблица 1).

        Я считаю, что применение этих форм и методов, уже сейчас заставляет обучающихся задумываться над выбором профессии и поможет выпускникам сделать сознательный выбор. Но увидеть более существенные результаты всей нашей работы мы сможем, когда посмотрим на эту таблицу лет через 5. Уверена, что данные в последней колонке будут намного радостнее.

        А чтобы эти данные были таковыми, мы планируем использование метода «Профессиональное портфолио». В своих портфолио обучающиеся будут собирать сведения о различных профессиях, наблюдения за работой специалистов и вырезки из газет и журналов.   Может, сразу не все будут регулярно пополнять содержимое этих папок. В какой-то момент нужно будет проявить требовательность, а в какой-то стерпеть критические высказывания, но по прошествии 5–6 занятий, в течение которых портфолио будут наполняться реальными результатами их деятельности, эти папки с файлами-накопителями приобретут для обучающихся личностное значение. Им будет интересно возвращаться к материалам, смотреть, как менялось их мнение по поводу тех или иных профессий. Также в планах организация интернет-уроков по профориентации. Когда обучающиеся будут самостоятельно находить информацию о профессиях в определенном учителем интернет-ресурсе.

           Мы не можем не согласиться со словами выдающегося психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна - «Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол

Социальный педагог    Олеся Викторовна Исаева

                   

2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Семинар "Профессиональное самосознание учителя"

Самосознание предполагает выделение человеком самого себя, своего Я от всего ,что его окружает. Фундаментальным условием профессионального развития специалистов, работающих с людьми, является осознани...

Статья "Роль учителя в развитии патриотического самосознания старшклассников в условиях становления гражданского общества"

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ  В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА....

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «АЛАШ» В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Данная статья посвящена проблеме работы ХХ века представителей казахской передовой интеллегенции. Идеи лидеров «Алаш» сопричастны к современным развитиям Казахстана, оказывали влияние на правосо...

Профессиональное самосознание педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе ДШИ и ДМШ

Самосознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки....

Профессиональное самосознание педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе ДШИ и ДМШ

Самосознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки....