Программа групповых занятий по снижению агрессивного поведения для учащихся 1-8 х классов
рабочая программа по психологии по теме
Предствлена программа по снижению агрессивного поведения детей. Поставлена актуальность проблемы, цели, задачи, предсавлено тематическое содержание, выводы, литература.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Принята Утверждена
педагогическим советом приказом директора школы
от 31.08.2012 № 1 от 01.09.2012 № 43
Программа групповых занятий по снижению агрессивного поведения для учащихся 1-8 х классов
(рассчитана на 1 год)
Разработчик программы:
Новикова Ольга Сергеевна
Педагог-психолог высшей
квалификационной категории
2013 г.
Актуальность программы:
Проблема агрессивного поведения детей актуальна в наши дни. Особое внима- ние в нашей школе уделяется агрессивности учащихся.
За последнее время в стране возросло количество различных детских заболе- ваний , резко увеличилось число детей-инвалидов и психически – нездоровых детей.
Профилактика заболеваний, предупреждение детской инвалидности, агрессив- ности и психолого-медико-социальная реабилитация и адаптация детей с органи- ченными возможностями здоровья являются основными приоритетными направле- ниями в работе школы.
Основной контингент учащихся школы - дети из «группы риска», дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной специализированной помощи.
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологичес-
кого обследования
Программа составлена для учащихся 2-8 классов с агрессивным поведением
с учетом психолого-возрастных особенностей детей
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 35 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 40 минут.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У 15,9 % учащихся нашей школы по различным причинам проявляется агрессивность. За этими учащимися проводится психологическое наблюдение и коррекционная работа.
По результатам наблюдений за поведением учащихся нашей школы в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями, был выявлен ряд причин, факторов, препятствующих поведению обучающихся: наследственно-характерологические; социально-бытовые; ситуационные; психические; социальные. Все это учитывалось при составлении программы по коррекции агрессивности.
Программа направлена на коррекцию агрессивного поведения учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отно- шениях с другими людьми : детьми и взрослыми.
Настоящая программа составлена для учащихся 2-9 классов :
2 класс | 6 класс | 7 класс | 8 классы | 9 класс |
ШабановД | ШумиловскаяН | Смирнов В | Гусев Л | Перепиленко К |
Дзюба О. | Седов С. |
У р о в н и а г р е с с и в н о с т и :
Уровень 1 - у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Уровень 2 - Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребёнку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень 3 - Ребёнку требуется значительная психолого - педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень 4 - Психолого - педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребёнку.
- Цели и задачи:
* способствовать полноценному психическому и личностному развитию учащихся;
* развивать у нерешительных учащихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;
* научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
* стимулировать положительные эмоции у агрессивных учащихся с целью переключения с агрессивного состояния на более спокойное;
* снижать уровень агрессивности;
* корректировать агрессивность у учащихся;
* учить учащихся признавать собственные ошибки, переживания чувства
неловкости, вины за агрессивное поведение;
* снижать эмоциональную напряженность учащихся;
* развивать целостную психолого-педагогическую культуру учащихся;
* корректировать поведения у учащихся с помощью игротерапии;
* выявлять психологические причины, вызывающие состояние агрессивности у
учащихся ;
*выявлять аномалии поведения учащихся и предупреждать их дальнейшее развитие;
* учить учащихся выплескивать гнев без агрессии;
* отслеживать агрессивное состояние ребенка;
Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики, индиви- дуальных особенностей учащихся и их заболевания. На всех них заведены карты агрессивности, в которых отслеживается психическое состояние уче- ников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Дата | СОДЕРЖАНИЕ: | Кол-во ч. |
1 | Снятие напряжения и коррекция агрессии: упражнения «Интервью», «Связывающая нить». Игра «Дракон кусает свой хвост» | 1 |
3 | Мышечная релаксация с использованием глубокого дыхания и визуальных образов «Узоры», «Изучение тарабарского языка» | 1 |
5 | Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации | 1 |
7 | Навыки конструктивного поведения через ролевые игры «Колокол», «Подари улыбку», Ласковое имя.» | 1 |
9 | Галерея негативных портретов | 1 |
11 | Техника “Разрывание бумаги” Кэти Дейвис | 1 |
13 | Снижение уровня личностной тревожности: упражнения «Цветок», «Зеркало», «Обзывалки» | 1 |
15 | Игровая психотерапия: техника “Ноги топают» | 1 |
17 | Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания: упражнения «Взаимоотношения», «Закончи предложения» | 1 |
19 | Коррекция и развитие тактильно-двигательного восприятия: упражнения «Разведчики», «Жужжа» | 1 |
21 | Коррекция и развитие эмоциональной сферы: упражнения «Рубка дров», «Доброе животное» | 1 |
23 | Поведенческая терапия, направленная на расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении | 1 |
25 | Развитие эмпатии: упражнения «Глаза в глаза», «Комплимент» | 1 |
27 | Игра для профилактики и разрешения конфликта «Волшебный шарик» | 1 |
29 | Обучение управлению гневом: упражнения «Распускающийся бутон», «Подари камешек» | 1 |
31 | Развитие позитивной самооценки : упражнения «Ласковые лапки», «Волшебный клубочки» | 1 |
33 | Аутогенные тренировки. В течение года (cогласно графика). | |
34 | Каждое чётное занятие песочная терапия. | |
Итого по программе: | 34 |
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
* признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
* переключаться с агрессивного состояния на более спокойное;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* осознавать через слово особенности, причины и последствия своего
агрессивного поведения;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.
НАСТОЯЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗВОЛЯЕТ:
* снизить уровень агрессивности учащихся;
* снизить уровень личностной тревожности учащихся;
* повысить уровень эмпатии учащихся;
* повысить контроль ученика над своими эмоциями;
Список литературы, использованной при разработке программы:
1. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
2. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.
3. Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996 г.
5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
6. Практическая психология в тестах - М., 2005 г.
7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения. – М., 2006 г.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), - М., 2004 г.
9. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
10. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1997 г.
11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа групповых занятий по снижению агрессивного поведения для учащихся 1-8 х классов
Предствлена программа по снижению агрессивного поведения детей. Поставлена актуальность проблемы, цели, задачи, предсавлено тематическое содержание, выводы, литература....
Рабочая программа групповых занятий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
Рабочая программа групповых занятий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
Психологический тренинг по профилактике агрессивного поведения с учащимися 5 - 7 классов 1 занятие
Знакомство....
Психологический тренинг по профилактике агрессивного поведения с учащимися 5 - 7 классов 2 занятие
Познание своей агрессии...
Психологический тренинг по профилактике агрессивного поведения с учащимися 5 - 7 классов 3 занятие
Коррекция агрессии...
Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте....
Корреционно-развивающие занятия , направленные на снижение напряжения, изменения негативных жизненных установок, снижение агрессивного поведения.
Занятие 1«Визитка»Цель: учить подростков подчеркивать свою индивидуальность в рассказе о себе.Инструкция: Ведущий предлагает каждому использовать собственные творческие...