Программа групповых занятий по снижению агрессивного поведения для учащихся 1-8 х классов
рабочая программа по психологии по теме

Предствлена программа по снижению агрессивного поведения детей. Поставлена актуальность проблемы, цели, задачи, предсавлено тематическое содержание, выводы, литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

        Принята                                                                 Утверждена

педагогическим советом                                     приказом директора школы

   от 31.08.2012 № 1                                                  от 01.09.2012 № 43

Программа групповых занятий по снижению агрессивного поведения для учащихся 1-8 х классов

(рассчитана на 1 год)

                                        Разработчик программы:

                                        Новикова Ольга Сергеевна

                                    Педагог-психолог высшей

 квалификационной категории

                                                                                                                                        

2013 г.

Актуальность программы:

Проблема агрессивного поведения детей актуальна в  наши дни. Особое внима- ние в нашей школе уделяется агрессивности учащихся.

        За последнее время в стране возросло количество различных детских заболе- ваний , резко увеличилось число детей-инвалидов и психически – нездоровых детей.

        Профилактика заболеваний, предупреждение детской инвалидности, агрессив- ности и психолого-медико-социальная реабилитация и адаптация детей с органи- ченными возможностями здоровья являются основными приоритетными направле- ниями в работе школы.        

Основной контингент учащихся школы - дети из «группы риска», дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной специализированной помощи.

Длительность программы 1 год

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологичес-  

 кого обследования

Программа составлена для учащихся 2-8 классов с агрессивным поведением

с учетом психолого-возрастных особенностей детей

Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 35 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю).  Каждая встреча рассчитана на 40 минут.

Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Закон об образовании РФ;

- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;

- Этический кодекс психолога.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У 15,9 %  учащихся нашей школы по различным причинам проявляется агрессивность. За этими учащимися проводится психологическое наблюдение и коррекционная работа.

        По результатам наблюдений за поведением учащихся нашей школы в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями, был выявлен ряд причин, факторов, препятствующих поведению обучающихся: наследственно-характерологические; социально-бытовые; ситуационные; психические; социальные. Все это учитывалось при составлении программы по коррекции агрессивности.

        Программа направлена на коррекцию агрессивного поведения учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отно- шениях с другими людьми : детьми и взрослыми.

 Настоящая программа составлена для учащихся 2-9 классов : 

2 класс

6 класс

7 класс

8 классы

  9 класс

ШабановД

ШумиловскаяН

Смирнов В

Гусев Л

Перепиленко К

Дзюба О.

Седов С.

У р о в н и   а г р е с с и в н о с т  и : 

Уровень 1 - у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

 Уровень 2 -  Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребёнку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень 3 - Ребёнку требуется значительная психолого - педагогическая  и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень 4 - Психолого - педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребёнку.

- Цели и задачи: 

* способствовать полноценному психическому и личностному развитию учащихся;

* развивать у нерешительных учащихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;

* научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

* стимулировать положительные эмоции у агрессивных учащихся с целью переключения с агрессивного состояния на более спокойное;

* снижать уровень агрессивности;

* корректировать агрессивность у учащихся;

* учить учащихся признавать собственные ошибки, переживания чувства  

   неловкости, вины за агрессивное поведение;

* снижать эмоциональную напряженность учащихся;

* развивать целостную психолого-педагогическую культуру учащихся;

* корректировать поведения у учащихся с помощью игротерапии;

* выявлять психологические причины, вызывающие состояние  агрессивности у

   учащихся ;

*выявлять аномалии поведения учащихся и предупреждать их дальнейшее развитие;

* учить учащихся выплескивать гнев без агрессии;

* отслеживать агрессивное состояние ребенка;

        Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики, индиви- дуальных особенностей учащихся и их заболевания. На всех них заведены карты агрессивности, в которых отслеживается психическое состояние уче- ников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Дата

СОДЕРЖАНИЕ:

Кол-во          ч.

1

Снятие напряжения и коррекция агрессии: упражнения «Интервью», «Связывающая нить». Игра «Дракон кусает свой хвост»

1

3

Мышечная релаксация с использованием глубокого дыхания и визуальных образов «Узоры», «Изучение тарабарского языка»

1

5

Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации

1

7

Навыки конструктивного поведения через ролевые игры «Колокол», «Подари улыбку», Ласковое имя.»

1

9

Галерея негативных портретов

1

11

Техника “Разрывание бумаги” Кэти Дейвис

1

13

Снижение уровня личностной тревожности: упражнения «Цветок», «Зеркало», «Обзывалки»

1

15

Игровая психотерапия: техника “Ноги топают»

1

17

Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания: упражнения «Взаимоотношения», «Закончи предложения»

1

19

Коррекция и развитие тактильно-двигательного восприятия: упражнения «Разведчики», «Жужжа»

1

21

Коррекция и развитие эмоциональной сферы: упражнения «Рубка дров», «Доброе животное»

1

23

Поведенческая терапия, направленная на расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1

25

Развитие эмпатии: упражнения «Глаза в глаза», «Комплимент»

1

27

Игра для профилактики и разрешения конфликта «Волшебный шарик»

1

29

Обучение управлению гневом: упражнения «Распускающийся бутон», «Подари камешек»

1

31

Развитие позитивной самооценки : упражнения «Ласковые лапки», «Волшебный клубочки»

1

33

Аутогенные тренировки.                В течение года (cогласно графика).

34

Каждое чётное занятие песочная терапия.

Итого по программе:

34

           К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

* признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

* переключаться с агрессивного состояния на более спокойное;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* осознавать через слово особенности, причины и последствия своего

   агрессивного поведения;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно в парах, в группах.

          НАСТОЯЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗВОЛЯЕТ:

* снизить уровень агрессивности учащихся;  

* снизить уровень личностной тревожности учащихся;

* повысить уровень эмпатии учащихся;

* повысить контроль ученика над своими эмоциями;

Список литературы, использованной при разработке программы:

1. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003 г.

2. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.

3. Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996 г.

5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.

6. Практическая психология в тестах - М., 2005 г.

7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения. – М., 2006 г.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), - М., 2004 г.

9. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

10. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1997 г.

11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа групповых занятий по снижению агрессивного поведения для учащихся 1-8 х классов

Предствлена программа по снижению агрессивного поведения детей. Поставлена актуальность проблемы, цели, задачи, предсавлено тематическое содержание, выводы, литература....

Рабочая программа групповых занятий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Рабочая программа  групповых занятий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.

Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте....