Статья «Проблемы управления в воспитательной системе образовательных учреждений»
статья по психологии (11 класс) на тему
Актуальность этой проблемы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Проблемы управления в воспитательной системе образовательных учреждений»
Подготовил: Жабагин Руслан Кенжигалиевич
Научная степень: магистр психологии
Место работы: Аккайынская средняя школа, Мартукский район, Актюбинская область, Республика Казахстан, учитель русского языка и литературы, руководитель по работе с одаренными детьми. Электронный адрес rzhabagin@mail.ru
Мы живем в веке научно-технического прогресса и компьютеризации. Человечество в своем развитии шагнуло далеко вперед.
Но вместе с тем появились проблемы. Резкое изменение социально-политической ситуации в стране в последнее десятилетие привело к разнообразным нарушениям социальной адаптации у населения, которые отозвались ростом аддикций в молодежной среде.
Актуальность этой проблемы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Резкое ухудшение материального уровня жизни существенно сказывается на здоровье населения. Среди подростков получили широкое распространение наркомания, алкоголизм, токсикомания, суицидальное поведение, сектантство и уход в «мнимую религию». Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Идет стремительная коммерциализация досуга. Многие подростки уверовали в возможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. Тысячи детей оставляют школу, не закончив даже 9 классов. Это усугубляет криминогенную обстановку. Сегодня можно констатировать, что проблема социальной защиты подростков в Казахстане постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированных социальных педагогов и работников. Но, что же мы понимаем под девиантным поведением? /1,156/
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. /2,36/
Но данная проблема не всегда кроется в подростке. На первый план в нынешнее время выступает социум, в котором ему придется сосуществовать. Молодые люди в период с 14 до 20 лет находят как бы на грани, определенного, постоянного выбора. Начиная с субкультур, (скинхеды, эмо, рэперы и т.д.) заканчивая асоциальными группами (алкоголики, наркоманы, курильщики). Вступая во взрослую жизнь, молодежь теряет свою индивидуальность, так как считает, что нужно занять какую-либо позицию, чтобы не стать изгоем. Даже в асоциальных группах имеется свой лидер, который якобы устанавливает правила для своих «подчиненных», дает защиту и безопасность. Но молодые люди в данной группе превращаются в неких «рабов», заложников своего положения. Современным ноу-хау также можно считать сектантство и мнимую религию (йога, ваххабизм, и т.д.). Молодежь ищет признания понимания. Индивидуальные качества личности превращаются в «коллективный разум», который способен нести только негатив и разрушение, как самой личности, так и общества.
Часто взрослым кажется, что молодые люди бросают им некий вызов, пытаются вывести из себя. На самом деле происходит исследование себя и окружающего мира, определяются границы «дозволенного». Сложность момента заключается в том, что свои переживания и проблемы молодежь воспринимает, как нечто уникальное, не испытываемое больше никем, испытывая при этом тягу к большей самостоятельности и независимости. Каждому подростку сложно данными проблемами поделиться с взрослыми. У них велика боязнь, показаться смешными, проявить слабость в чем бы то ни было. Эта боязнь часто маскируется вызывающим поведением и неадекватной реакцией на поведение других людей и, вместе с тем, стремлением подражать некому принятому в среде сверстников стандарту.
В настоящее время наблюдается стремительный рост числа социально- неадаптированных детей. В связи с этим стало очевидной и социально-значимой необходимостью создания и реализации программы помощи подрастающему поколению.
Многие мероприятия, которые проводятся у нас в стране, часто разрознены и бессистемны. А неадаптированная молодежь сплошь и рядом. Почему такое происходит, если личность не может существовать вне социума? Наверно из-за того, что в последнее время социум настроен негативно по отношению к личности. Идет проверка, как физического, так и психологического состояния подростка. А выдержит ли он данную проверку, зависит только от него.
Наиболее подвержены кризису неадаптированности подростки, уязвимые эмоционально, находящиеся в конфликте с семьей или сверстниками, не имеющие навыков общения, комфортной среды обитания и возможностей для реализации и развития самоуважения. Соответственно, наличие этих навыков, умение анализировать информацию, успех в той или иной деятельности, независимость и ощущение безопасности, принадлежность к коллективу или поддержка взрослых, пользующихся доверием подростков, могут оказаться гораздо эффективными факторами защиты.
Следовательно, современная и своевременная помощь должны быть нацелены, в первую очередь, на формирование у подростков жизненных навыков, помогающих справиться с кризисами и проблемами – внутренними и в своей среде.
Необходимо создание и развитие у молодежи навыков принятия взвешенных и информированных решений, развитие коммуникативных навыков, помощь в укреплении своего статуса в релевантной группе, формирование здорового образа жизни.
Система работы с подростками должна опираться на воспитание и развитие личности, ориентированной на нравственно – правовые ценности, при которых во главу угла ставится развитие самоуважения и ответственности, уважение к моральным нормам человеческого общежития, а не страх перед возможными последствиями рискованного поведения или пред наказанием.
Хотя если говорить о проблемах, можно сказать, что не все так плохо, как казалось бы на первый взгляд. Ведь в противовес негативной девиации существует позитивная девиация. Хотя наше общество, пока несколько неадекватно и даже с опаской относится и к позитивной девиации. Может это бессмертное чувство зависти?!
Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.
Важнейшим направлением реформирования образования является социальная адаптация учащихся, одним из условий которой следует считать коммуникативную компетенцию, как освоение навыков социального общения, поскольку любая деятельность осуществляется с помощью коммуникации. Без коммуникации невозможен обмен мнениями, установление взаимопонимания, планирование адекватных условий и выбор соответствующих способов деятельности.
При новой парадигме образования, чтобы снизить девиантное поведение, учитель должен быть, прежде всего, организатором самостоятельной активной познавательной деятельности обучающихся, компетентным консультантом и помощником. А коррекционной работой должны заниматься психологи и социальные педагоги. Но в современное время их роль несколько изменена. Психолог не только должен тестировать учащихся и вести отведенные часы по плану, он должен быть креативной личностью, чтобы стать для молодого человека другом и компетентным наставником. Психологу надо научиться, не только слушать и говорить, но и слышать, понимать, уметь поставить себя на место другого человека.
У меня создается впечатление, что современному человеку принятие решения дается все труднее и труднее, и со временем в результате общения с людьми это впечатление только усиливается.
Вероятно, для объяснения этого существует много причин. Это окружающая среда, и жизненные обстоятельства, и привитая нам пассивность, когда почти не надо думать, в результате чего многие становятся не способными ни на что. Внутреннее безразличие, разрастаясь, парализует людей, и создается впечатление, что они уже не могут коренным образом изменить свою жизнь.
Молодые люди легче принимают решения и отправляются к новым берегам. Но не всегда их решения оказываются правильными. Они путаются, а запутавшись, не всегда могут найти верный выход.
Хорошо бы в жизни иметь инструкцию-руководство, которая нам могла бы подсказать, как нашу жизнь лучше устроить, чтобы она была достойной. Ведь человек не менее сложная машина, и чтобы понять мотивы его поступков, вы должны, прежде всего, отнестись к своему подопечному, как к личности, а не как к предмету своего исследования. Ведь социальная активность, нравственность, реализация способностей личности – главные задачи образования и воспитания, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. В данное время, помимо проблемы девиантного поведения, появляется еще одна проблема – психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности. /3,25/
Каждый молодой человек обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода, который психолог, в силу различных причин, не всегда может осуществить. Даже специально разработанные психологические рекомендации оказываются неэффективными из-за существующих профессиональных барьеров и низкого качества профессиональной подготовки учителей. /4,97/ Тогда, осмелюсь предположить, что вся психологическая наука строится на субъективности в своих знаниях. В данное время каждому психологу, следует самостоятельно заниматься экспериментальной работой, по изучению личности, и разработкой психологических рекомендаций. Но надо помнить одно: эксперимент должен проводиться, не принося вреда для личности подростка. «Чтобы увидеть что-то новое, надо совершить что-то новое» Гербарт. Мы не вправе запрещать подросткам «летать», даже, если они не имеют крыльев. Они самостоятельно должны понять, что их цель: не пытаться быть выше других людей, а всегда быть выше обстоятельств, которые им мешают быть людьми. Быть настоящими людьми, характер которых формируется на толерантности, гуманности и доброте, а не на эгоцентризме и эгоизме. Жить, а не проживать эту жизнь попусту.
За каждой партой перед нами сидит творчески одаренный ребенок – это в перспективе творец новых технологий, гуманный политик, надежный медик, виртуозный музыкант, неповторимый художник, это в будущем свободный, ответственный, высоконравственный человек. А значит – это национальное достояние. Будем же работать вместе, в системе, на наше будущее, на будущее нашей страны.
Литература:
- Выготский Л.С. Педология подростка//Собрание сочинений. Т6. – М., 1960.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1979.
- Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие.
Т1. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-181334-1358502333.jpg)
Реферат "Организация управления экспериментальной работой в образовательном учреждении."
Р Е Ф Е Р А Т...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-539107-1416967140.jpg)
Самоанализ "Воспитательная система образовательного учреждения"
В данной статье дан подробный анализ воспитательной системы школы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-547003-1446104957.jpg)
Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения
Критерии, показатели, способы изучения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/30/picture-803867-1469873909.jpg)
Педагогический мониторинг в системе образовательного учреждения как технология управления качеством образования.
Решение проблемы качества образования во многом зависит от того, насколько своевременна будет реакция на социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-890162-1613543498.jpg)
Районный конкурс воспитательных систем образовательных учреждений и проектов (программ) классного руководителя по проблемам воспитания.
Районный конкурс воспитательных систем образовательных учреждений и проектов (программ) классного руководителя по проблемам воспитания....