Выставка инноваций.
презентация к уроку по психологии на тему

Мычкова Наталья Анатольевна

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми «группы риска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_pri_rabote_s_detmi.doc41.5 КБ
Файл blanki.rar23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми «группы риска»

Подготовила педагог-психолог ГБОУ СОШ № 473Мычкова Н.А..

В психологии и педагогике к категории детей «группы риска» относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Работая в младшей школе, могу сказать, что с такими детьми мы сталкиваемся постоянно, каждый год в первый класс приходят 5-6, а то и больше детей, которым сложно адаптироваться к новым условиям жизни, сложно найти контакт с учителем и одноклассниками, сложно соблюдать правила школьной жизни, тяжело усваивать учебную программу. Таких детей мы относим к «группе риска».

Слово «риск» здесь означает возможность, большую вероятность чего-то негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, говоря о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью сглаживания неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития таких детей.

Наша задача, задача школы – обеспечить детям наиболее благоприятные условия для социализации, и это включает психологические, социальные, медицинские факторы; нам необходимо создать им такую среду, которая будет для них комфортной, где они будут развиваться нормально, усваивая базовые человеческие ценности, формируя смысложизненные ориентации.

В период адаптации, уже в первые две недели - месяц обучения дети «группы риска» выделяются своим поведением, имеют проблемы с коллективом и жалобы со стороны учителя. Включая сюда результаты психологической и социально-психологической диагностики, а также данные медицинских карт учеников, в первые 2 месяца обучения у нас в школе проводится заседание психолого-медико-педагогического консилиума, в процессе которого обсуждаются возможные варианты обучения и воспитания таких детей, вырабатываются рекомендации и направления по оказанию им помощи, заполняются бланки на каждого ученика. (Бланк психолога представлен на слайде). Часто мы рекомендуем родителям таких детей обратиться к психоневрологу для того, чтобы ребенку была оказана медикаментозная помощь.

Далее педагоги и специалисты ведут работу по своим направлениям индивидуально с каждым учеником или в микрогруппе, что также фиксируется. (Бланк работы психолога на слайде).

Для того чтобы работа была систематичной, организованной, у психологической службы разработан отдельный план по работе с детьми «группы риска». (План представлен на слайде).

Конкретными направлениями здоровьесберегающей деятельности при работе с детьми «группы риска» в нашей школе являются:

1. Взаимодействие всех участников жизнедеятельности ребенка, постоянная работа в сотрудничестве родитель-педагог-медик-логопед-дефектолог-социальный работник-воспитатель ГПД-психолог, то есть мы стараемся охватить жизнь ребенка полностью, со всех сторон, отслеживать динамику его развития, осуществлять обмен опытом, совместную выработку рекомендаций. В рамках просветительской работы проводятся совместные с учителем классные часы на темы «Дружба», «Правила школьной жизни», «Я в будущем», «Мир здоровья» и др.; на родительских собраниях и педсоветах участникам не только сообщается об особенностях таких детей, но и даются практические рекомендации по взаимодействию с ними и оказанию им помощи; разрабатываются буклеты, памятки для классных руководителей и родителей; проводятся консультации.

2. Проведение развивающих, психокоррекционных и психопрофилактических занятий с такими детьми (по программам Языкановой Е.В., Локаловой Н.П., Хухлаевой О.В., Фопеля К.).

Одним из направлений этой работы являются занятия с детьми в сенсорной комнате, где сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Таким образом, сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует сенсорные процессы, что является основой для развития высших психических функций; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; возбуждает интерес к исследовательской деятельности; развивает общую и мелкую моторику.

Использование в работе с детьми «группы риска» методов арттерапии (в нашей школе это рисование, коллаж, лепка, сказкотерапия, оригами, игротерапия и др.), которая  предоставляет  ребенку  возможность проигрывать,  переживать,  осознавать   конфликтную   ситуацию,   какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом, на наш взгляд, особенно эффективно при работе именно с этой категорией детей, поскольку арттерапия позволяет ребенку ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности, получить опыт принятия и поддержки, что так ему необходимо для успешной социализации. Особенно значение здесь мы придаем песочной терапии (Фрагмент такой работы будет представлен в конце выступления), которая дает детям, прежде всего, возможность самовыражения. Песок и несколько  маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Кроме того, песочная терапия способна помочь справиться с комплексами, наладить взаимоотношения. При этом такие сеансы дают ощущение защищенности и полной свободы.

3. В этом году нашей психологической службой осуществляется сотрудничество с учителем хореографии, проводятся занятия ритмики с элементами психокоррекции, в будущем планируется разработка программы по данному направлению работы.

При этом регулярно отслеживается состояние ребнка, ведутся наблюдения, диагностическая работа (мониторинг здоровья, интеллектуальных и личностных особенностей).



Предварительный просмотр:

Проводимое мероприятие

Сроки проведения

1

Изучение документации и заключений ПМПК

Октябрь

2

Обсуждение со специалистами списков детей, нуждающихся в поддержке

Октябрь

3

Обсуждение планов взаимодействия со специалистами по работе со школьной дезадаптацией

Октябрь

4

Составление плана мероприятий по психологическому сопровождению данных учащихся и их родителей

Октябрь

5

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися

В течение года

6

Консультации классных руководителей, администрации, воспитателей ГПД и родителей учащихся

В течение года

7

Снятие тревожности при работе в сенсорной комнате (песочная терапия)

В течение года

8

Проведение совместных классных часов психолог + классный руководитель на темы дружбы, вежливости и т.д.

1 раз в три месяца

9

Тренинг для родителей первоклассников «Помогая себе – помогаю своему ребенку»

Ноябрь

10

Выступления на родительских собраниях с целью углубления психологических знаний родителей по вопросам воспитания и развития их детей

В соответствии с планом школы

11

Разработка буклетов, памяток для классных руководителей и родителей с рекомендациями по темам: «Как общаться с ребенком», «Пять способов проявления любви к ребенку»

Декабрь, февраль, май

12

Обзор проводимых мероприятий на сайте школы

В течение года

13

Планирование разработки совместной программы занятий ритмикой с элементами психокоррекции

В течение года

14

Приобретение методических материалов, пособий для проведения коррекционно-развивающих занятий

Ноябрь

Педагог-психолог _____________________ /Шведова Т.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.

Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....

Статья на тему: "Понятие инноваций в образовании"

В статье раскрыто понятие инноваций в образовании. Указаны специфичность и важнейшие составляющие образовательных инноваций. Рассмотрено отличие инноваций от псевдоновизны....

Инновации в образовании

 Будущее не импровизируется, его можно построитьлишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,что мы отливаем новые идеи в старых форма...

Выступление на ШМО по теме: "Инновации в образовании"

 Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как"обучение", "воспитание", "развитие". Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело...

Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций

В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....

• Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова,

Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги Ро...