Классный час "Выход из конфликтной ситуации"
классный час по психологии (5 класс) на тему

Закатеева Марина Анатольевна

Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители, дети. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_vykhod_iz_konfliktnoy_situatsii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

на тему:    «Выход из конфликтной ситуации»

Составитель:

М.А.Закатеева,

педагог-психолог МБОУ СОШ №4

Цель:

  1. Развивать умение понимать причины конфликтов и способы их решения.

Задачи:

  1. Показать возможность преодоления большинства повседневных конфликтов с взрослыми (воспитателями).
  2. Сформировать навыки конструктивного поведения в конфликте.

Методическое оснащение:

Анкеты, листы бумаги, ручки, плакат «Беспроигрышный метод решения споров», эпиграфы.

Ход занятия:

Психолог:        Давайте послушаем диалог ребенка и взрослого.

Диалог читают 2 ребенка.

  • Саша, почему ты ударил его?
  • Он первый ударил меня.
  • А он говорит, ты ударил его первым.
  • Нет, не я. Он первый ударил меня.
  • Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
  • Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
  • И поэтому ты ударил его?
  • Он первый меня ударил.

Психолог:        Что произошло?

Воспитанники:        Драка, выяснение отношений между ребятами, взрослый выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.

Психолог:         Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую» руку список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт».

Подростки пишут, а потом читают вслух (слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике…)

Психолог:        Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы», заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?

Подростки пишут на листах, а потом читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.

Психолог:        Итак, что же такое конфликт? Попробуйте дать понятие этому слову.

        Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.

        А может ли жизнь протекать без противоречий? (заслушиваем ответы подростков). Нужны ли конфликты?

Психолог:        Конфликт может привести к большой несправедливости, но может привести и к улучшению климата, например в классе, семье, к взаимопониманию.

        Но все зависит от нашего поведения.

        Давайте посмотрим, как мы реагируем на конфликт. Чтобы разобраться в этом, ответьте на вопросы анкеты (приложение № 1, могут отвечать и присутствующие взрослые).

        Перенесите в бланк для ответов соответствующие каждому вопросу баллы. Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит. (Приложение к анкете).

Психолог:        Но, конечно же, в зависимости от ситуации и от типа конфликта подходят разные способы поведения из перечисленного выше. Как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы разрешить тот или иной конфликт? (сначала нужно узнать, почему он возник, из-за чего).

        А как вы думаете: одна и та же ситуация воспринимается разными людьми, например взрослыми и детьми, одинаково или по-разному?

        А давайте проверим это!

Задание: Взрослые и подростки отвечают на вопрос письменно.

  • Однажды я видела, как девочка и воспитатель спорили по поводу… (опишите внешние признаки конфликта)
  • Думаю, что это произошло потому, что… (допишите фразу).

Зачитывают ответы (в сравнении) – дети и взрослые.

По итогам упражнения делается вывод о том, что у детей и взрослых часто взгляды на одно и то же событие очень отличаются, и из-за этого могут возникать конфликты.

Психолог:        Какими путями может разрешиться конфликт? (ответы детей)

  1. Деструктивным способом – приводит к кризису отношений. А это приводит к душевным страданиям.
  2. Конструктивным (плодотворным) – отношения перейдут на новый уровень развития. Но это произойдет, если каждый человек сопоставит свои интересы с интересами других. (компромисс)

А какие еще способы конструктивного разрешения конфликтов вы знаете? (юмор, нежность, третейский судья – но он должен быть авторитетом для обеих сторон).

А еще нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт. Быть внимательнее. Терпимее к другому (стих «Терпеть и верить»).

Психолог:        На практике мы убедились, что взгляды взрослых часто отличаются от взглядов детей. А могут ли они совпадать?

Задание: Подросткам предлагается от имени своих воспитателей обратиться к нему с фразой, начинающейся со слов «Я очень хочу…»

Взрослые с такой же фразой к детям.

Ответы заносятся в таблицу, сравниваются, делается вывод: о возможности договориться по основным вопросам. (Вариант: вывод совпадений желаний детей и взрослых).

Далее психолог предлагает возможный алгоритм разрешения спорных ситуаций. (Приложение № 2 «Беспроигрышный метод разрешения споров»).

Психолог:        Предлагаю при помощи этого алгоритма решить конфликт между воспитателем и ребенком:

        Девочка собирается пойти гулять с подружкой, воспитатель просит надеть теплую шапку, девочка не хочет этого делать.

Для осмысления полученного опыта предлагается:

Психолог:        Продолжите фразу:

Подростки «Самым трудным в конфликте с взрослыми для меня является…»

Взрослые «Самым трудным для меня в конфликте с ребенком является…».

Зачитать, обсудить.

Психолог:        А теперь я попрошу вас еще раз посмотреть ваши записи. В начале занятия вы записывали свои воспоминание, связанные со словом «конфликт», и свои эмоциональные реакции на конфликт. Прочитайте. Представьте. Что эти записи исчезают, зачеркните их. А теперь: удалось ли вам увидеть, как исчезают те эмоции, которые там записаны? Что приходит им на смену? Какие чувства вы испытываете? (радость облегчение, успокоение).

Психолог:        Иногда можно уменьшить свои переживания следующим образом.

  1. Нужно записать слова, обозначающие наше отрицательное настроение, а потом эту бумажку порвать.
  2. Можно писать слово столько раз, сколько длится чувство обиды или злости: «Я злюсь, я злюсь…». И постепенно (а иногда и вдруг) чувство это проходит и приходят успокоительные мысли: «Чего я злюсь? Я успокоился и внимания больше обращать на это не буду».

Подведем итоги! Что полезного вы сегодня узнали? Что из сказанного вы сможете применить в жизни?

Психолог:        На сегодняшнем занятии вы стали богаче! Вы приобрели знания о приемах разрешения конфликтов, а значит, вы приобрели друзей вокруг вас!

        Наше занятие мне хочется закончить словами из песни Булата Окуджавы: «давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб ошибившись раз, не ошибаться снова…».

        Всем спасибо!