Конспект классного часа по теме: «Как научиться умению владеть своими чувствами в конфликтных ситуациях»
классный час по психологии (7 класс) по теме

Селезнева Надежда Владимировна

Ознакомление учащихся с понятием "Конфликт", со способами управления своими эмоциями и чувствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа по теме:

«Как научиться умению владеть своими чувствами в конфликтных ситуациях»

Цель: ознакомление учащихся со способами управления своими чувствами и эмоциями.

Категория: учащиеся 7 класса.

Техническое оборудование: компьютер, SMART-доска для демонстрации презентации.

Раздаточный материал: карандаши, листы А 4, бланки с методикой «Самооценка «мудрого поведения» в конфликте».

Ход занятия

         Педагог-психолог: Добрый день, ребята! Наше занятие я хочу начать со следующих замечательных слов ученого, поэта, философа – Омар Хайяма.

Других не зли и сам не злись.

Мы гости в этом бренном мире.

А если, что не так - смирись,

Будь умнее - улыбнись,

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно...

    Вопрос психолога классу: Как вы понимаете слова «Зло, излученное тобой,

К  тебе вернется непременно»? Что может произойти, если на зло отвечать злом? (ответы учащихся)

В психологии конфликт рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми, которое связано с серьезными разногласиями, с ярко выраженными отрицательными чувствами (гневом, обидой, раздражением и др.).

Как вы думаете конфликт – это только  отрицательное  явление в нашей жизни? (ответы учащихся)

Да, в конфликтной ситуации есть положительная сторона. Какая? Главное, конфликт нам говорит о возникновении проблем в отношениях между людьми. Мы принимаем своевременные меры для их решения. Совместные наши усилия разрешить конфликтную ситуацию приводят к сплочению коллектива, к снижению напряжения в отношениях и отношения меняются и развиваются. Самому человеку это позволяет научиться понимать чувства других людей и свои чувства.

А когда конфликт приводит к серьезным негативным последствиям?

Учащимся предлагается прослушать следующий  рассказ:

«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка он вдруг сообразил, что в последней драке он упал. потому что Вовка ему подножку подставил. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. «Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо ударил.»

А как-то во время завтрака в столовой Толик вспомнил смешную историю, и так ему стало радостно, что стал он хохотать на всю столовую. Да еще соседку Аню щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему? Ему ведь просто весело было!

А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по физкультуре. Радостный прибежал домой, да так громко закричал: «Ура, мама, хвали меня!», что младшая сестренка – она была еще грудная – проснулась и заплакала. А мама застыдила его. «Но почему? – грустно подумал Толик -  Я ничего не понимаю»

Как вы думаете, почему  Толик попадал в  такие ситуации?

Выскажите главную мысль автора  (педагог-психолог подводит детей к выводу, что герой рассказа не был хозяином своих чувств).

Неумение управлять своими чувствами, неумение «жить в ладу с самим собой», неправильное поведение во время конфликта приводит  к увеличению напряжения между людьми, к агрессивным действиям в адрес  друг друга, что приводит к ухудшению и прекращению отношений.

Психотерапевтическое упражнение. «Картина двух художников».

Участники делятся на пары и выполняют следующее задание: На листе бумаги А 4, держась одновременно за один карандаш и не разговаривая друг с другом, необходимо нарисовать дом, кошку, цветок.

По окончании работы идет обсуждение рисунков. Психолог спрашивает учащихся:

Какие ситуации из вашей жизни вам напомнила эта работа?

Какие  действия или мероприятия помогали вам управлять своими чувствами и эмоциями?

Продолжите предложение:

 «Мне   помогает  управлять   своими  чувствами …»

Педагог-психолог предлагает несколько психологических приемов управления своими чувствами и эмоциями.

Приемы восстановления эмоционального равновесия (аутотренинг).

1. Сделайте 10 медленных и глубоких вдохов. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Медленно выдохните через нос, сосредоточившись на своих ощущениях.

2. Сосчитайте до 10.

3. Потянитесь и если необходимо, выйдите из помещения и побудьте в каком-либо месте в одиночестве.

4. Смочите лоб, виски, запястья холодной водой.

5. Осмотритесь по сторонам. Переводите взгляд с одного предмета на другой, медленно описывай те их внешний вид.

6. Посмотрите в окно, на небо. Разве мир не прекрасен!

Выражение эмоций.  Если есть негативные чувства:

- можно написать об этом и выбросить в мусорную корзину;

- нарисовать на листочке, что раздражает и бросить в стену или выбросить в мусорную корзину;

- кому-нибудь рассказать, кто вас выслушает.

С помощью следующего теста учащиеся могут  сами проанализировать и оценить свое поведение в конфликтных ситуациях.

Самооценка «мудрого поведения» в конфликте

Способ поведения в конфликте

Нет - 1

Редко - 2

Иногда - 3

Часто - 4

Почти

всегда – 5

Позитивно оцениваю партнера

Стараюсь понять его доводы

Контролирую свои эмоции

Анализирую причины конфликта, стараюсь понять в чем моя ответственность за конфликт

Стремлюсь к сотрудничеству с партнером

Пытаюсь стать на точку зрения партнера, посмотреть на ситуацию его глазами

Думаю о том, что говорю, стараюсь не говорить о том, о чем позже могу пожалеть

Подчеркиваю наше равенство

Проявляю терпимость

Стараюсь найти разумное решение

Интерпретация результатов.

Менее 25 баллов – ребенок не владеет навыками разумного поведения в конфликтных ситуациях.

25-40 баллов – ребенок владеет некоторыми навыками поведения в конфликтах, но его поведение неустойчиво.

Более 40 баллов – ребенок полностью владеет способами «мудрого» поведения в конфликтных ситуациях.

В конце занятия – саморефлексия. Выполнение учащимися упражнения «Мои возможности».

1. На листе нарисуйте собственную ладонь.

2. В центре ладони напишите главную причину, которая мешает вам конструктивно, т.е. «мудро» вести себя в конфликтных ситуациях.

3. В контуре каждого пальца напишите то, что вам поможет при решении конфликтных ситуаций.

Затем читается притча о бабочке. Не обсуждается.

Восточная притча «Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Источники.

  1. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.
  2. Психология: Учебное пособие.VII класс / А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. И. Толстых; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  3. Справочник педагога-психолога, школа, 02, 2014.
  4. Стюхина Г. А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных  ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. – Педагогический университет «Первое сентября», 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

Конспект классного часа по теме: Город-герой Новороссийск

Цель: познакомить детей с понятием «город-герой», воспитывать любовь к своей Родине и гордость за доблесть солдат, победителей ВОВ....

конспект классного часа по теме "Праздники"

Классный час "Праздники" ориентирован для учащихся 6-7 класса коррекционной школы VIII вида.  Классный час разработан с компенентностым подходом. В ходе  классного часа учащиеся научатся опр...

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА на тему: «Великие женщины Казахстана, прославившие свою страну и народ»

Задачи: 1) Познакомить (актуализировать знания) учащихся  с биографиями женщин,  известных не только в  Казахстане,  принесших славу своей родине.2) Обогащать словарный запас,...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Конспект классного часа по теме «Известные личности Татарстана» на примере известной татарской учёной Гариповой Ф.Г. "Давайте помнить своих земляков!"

Данный материал может быть полезен классным руководителям при проведении классных часов краеведчекой направленности...

План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье»

Классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. Формирование у них понимания и осознания ли...