План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье»
классный час

Севидова Юлия Владимировна

Классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. Формирование у них понимания и осознания личной ответственности за свои выбор в жизни, о том, как избежать неправильного решения, как просчитывать последствия своих действий и поступков. Данное занятие позволяет охватить большое количество учащихся. Дает им возможность задуматься над предложенной темой, самостоятельно, в рамках занятия выработать альтернативные способы проведения свободного времени, налаживания контактов, решения жизненных трудностей, удовлетворения любопытства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx29.16 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_plan_konspektu.ppt2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время, отмечается постоянный рост численности детей с проблемами в развитии. Учитывая присущие данным детям психологические особенности: в первую очередь, незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности регуляции собственного поведения, проблемы самооценки и т.д. они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Особенно незащищенным слоем населения, от внешнего нежелательного влияния, является ребенок с интеллектуальными нарушениями, психологические особенности которого отличаются внушаемостью и комфортностью. Поэтому проблема психологической профилактики зависимостей школьников с ОВЗ является актуальной. Для того чтобы уберечь учащихся от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия.

Классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. Формирование у них понимания и осознания личной ответственности за свои выбор в жизни, о том, как избежать неправильного решения, как просчитывать последствия своих действий и поступков. Данное занятие позволяет охватить большое количество учащихся. Дает им возможность задуматься над предложенной темой, самостоятельно, в рамках занятия выработать альтернативные способы проведения свободного времени, налаживания контактов, решения жизненных трудностей, удовлетворения любопытства.

Опираясь на возрастные особенности подростков нами были выбраны следующие формы и методы:

Форма: классный час.

Методы: дискуссия, игра, ролевая игра.

Цель: закреплять и расширять знания о здоровом образе жизни. Помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия, преподнести учащимся с ОВЗ представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье, формировать у них стойкое неприятие к наркотикам, формирование жизненных навыков, умение сказать “нет”.

Предполагаемые результаты:

-уменьшение факторов риска употребления курения, алкоголя и наркотиков.

-укрепление у детей с ОВЗ позитивных социально значимых установок и мотивации на здоровый образ жизни.

-увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в организационный досуг.

-увеличение числа эмоционально благополучных детей.

Принципы реализации классного часа «Береги себя и свое здоровье»

-принцип личностной направленности, предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей обучающихся, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них;

-демократизм, предполагает сотрудничество педагога и обучающегося;

-учет возрастных, психологических особенностей обучающихся.

Организация и контроль реализации классного часа «Береги себя и свое здоровье»:

-выделение направлений работы и определение задач;

-включение в реализацию всех участников образовательного процесса (классные руководители, педагоги-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по УВР и ВР, родители обучающихся);

-анализ промежуточных и итоговых результатов работы.

Материально-техническое обеспечение

1. СМИ

2. Информационные буклеты

4.Справочная, научно-популярная и другая литература по профилактике употребления наркотических средств, психотропных веществ, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся

5. Комплект технических средств (компьютер, мультимедийные установки.)


План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье»

Аудитория: обучающиеся 6-8 классов

Продолжительность:40 мин.

Форма проведения: классный час

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, цветные карандаши, чистые листы (формат А4).

Оформление: кабинет украшен символикой мероприятия; на стенах кабинета развешены рисунки; по кругу расставлены стулья для участников мероприятия.

Цель: закреплять и расширять знания о здоровом образе жизни. Помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия, преподнести учащимся с ОВЗ представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье, формировать у них стойкое неприятие к наркотикам, формирование жизненных навыков, умение сказать “нет”.

Задачи:

- повысить уровень информированности обучающихся о проблеме употребления ПАВ;

- формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья.

План мероприятия:

  1. Вводная часть:
  • орг. момент;
  • релаксационное упражнение
  1. Основная часть:
  • игра «Спорные утверждения»
  • игра «Поиск»
  • игра «Знатоки пословиц и поговорок»
  • физкультминутка
  • ролевая игра «Давай с нами!»

3.Заключительная часть:

  • беседа «Дерево ваших возможностей»
  • подведение итогов

Ход урока:

Организационный момент.

Преподаватель:

- Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит.

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать на занятии с полной отдачей…

Прежде чем приступить к нашему сегодняшнему занятию, предлагаю вам снять напряжение и расслабиться. А поможет нам в этом упражнение «Искорка» (Цель: создавать ощущение сплоченности группы.)

Предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, далее по кругу подарить друг другу по очереди самые невообразимые подарки. При этом соблюдается условие: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: «Спасибо, Наташа, за …, а я дарю Кристине …» (Примеры подарков: вечный праздник, молодильное яблоко, мешок здоровья, земной шар, остров сокровищ и др.)

Сообщение темы:

Сегодня я предлагаю вам побывать в одной удивительной стране. Как она называется? Это вы узнаете, переставив местами буквы:

ЗОДРВОЬЕ

Правильно, это - Здоровье. И тема нашего занятие «Береги себя и свое здоровье».

-Итак, в путь!

Сейчас, ребята, вы получите билет с маршрутом путешествия, во время нашего путешествия мы встретимся с различными препятствиями, преодолев которые каждый из вас сможет вспомнить то, что он уже знает о вредных привычках, а также узнать что – то новое о здоровом образе жизни. (каждому обучающемуся вручается билет-маршрут)

Билет – маршрут «Город здоровья»

№п/п

Наименование остановки

1.

Проспект «Спорные утверждения»

2.

Улица «Поиск»

3.

Проспект «Знатоки пословиц и поговорок»

4.

Переулок «Давай с нами!»

Проспект «Спорные утверждения»

Описание:  Все участники слушают спорные утверждения, после чего должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый участник по желанию должен его обосновать: «почему я считаю именно так».

-Легкие наркотики безвредны.

-Наркомания - это болезнь.

-Что все в жизни надо попробовать, в том числе наркотики.

-Что мыть руки нужно перед каждым приемом пищи.

-Что витамины из аптеки совершенно безвредны и их можно есть в любых количествах.

-Что если ребёнку, например, на день рождения выпить полстакана вина, то ничего страшного не случится.

-Что курение более опасно для детей, чем для взрослых.

-Продажа наркотиков не преследуется законом.

Улица «Поиск»

Описание: из представленных слов и словосочетаний выбрать те, которые относятся к характеристике здорового человека. Подчеркнуть их. Ловкий, подтянутый, истощенный, закаленный, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный, не употребляет алкоголь.

Проспект «Знатоки пословиц и поговорок»

Описание: Каждый из участников вынимает из колоды карточку, на которой написана незаконченная пословица или поговорка. Ее нужно закончить вслух. Участники отвечают по кругу:

В здоровом теле - а здоровье смолоду. Здоровье закаляйся. Где табак, там язва и наши лучшие друзья. Солнце, воздух и вода рак. Если хочешь быть здоров - не купишь. Береги платье снову, здоровый дух.

А теперь давайте немного отдохнем и расслабимся. А поможет нам в этом релаксационная игра «Дерево»

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шевелятся», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится!

Ролевая игра «Давай с нами!»

Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.

Описание: учащиеся изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача учащихся – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.

Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствовали участники?
  • Трудно ли было противостоять давлению со стороны?
  • Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
  • Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?
  • Почему?

Педагог: Будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.

"Дерево ваших возможностей"

- Ребята, перед вами схема вашей дальнейшей жизни в виде дерева:

Корни - это семья, интернат.

Ствол - школа, где вы получили первоначальное образование и трудовые навыки.

Ветви - это дороги, которые вы выбираете, и от того, по какой дороге вы направитесь, зависит ваша дальнейшая жизнь

Видите, ветка сломана. Что это значит? (ответы)

 Когда у человека ничего не болит, он хорошо себя чувствует, он может выполнять работу, заниматься своими увлечениями. Если человек болеет у него нет ни на что сил, от этого он несчастен. Поэтому очень важно следовать здоровому образу жизни с детства, тогда человек в течение жизни будет здоровый, успешный, счастливый!

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

- Расскажите о впечатлениях, полученных на сегодняшнем занятии.

- Что понравилось? Что было интересным? Что оказалось полезным? Что не понравилось?

Благодарим вас, дорогие ребята, за активное участие в сегодняшнем путешествии. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» психоактивным веществам. Ребята, помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках.

Всем спасибо за работу!


Список используемой литературы:

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 320 с.
  2. Колесов Д. В. «Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни». М.: «Дрофа», 2022 г. – 192 стр.
  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 256 с.
  4. Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками». СПб: Питер, 2015 г.-271 стр.
  5. «Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». Б. И. Хасан, Е. Ю. Федоренко и др. М.: «Вариант», 2013 г. – 335 стр.
  6. «Подростки групп риска». Т. Корнилова, Е. Григоренко, С. Смирнов. СПб: «Питер», 2015 г. – 336 стр.
  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Далин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2020. – 500 с. ("Практикум по психологии").
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2022. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  9. «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и медицинских психологов, социальных работников, врачей». Н. В. Вострокнутов, Н. К. Харитонова и др., М.: «Вариант». 2013 г. – 240 стр.
  10. «Технология оказания помощи подросткам с девиантным поведением». Т. Шульга, Х. Спанияярд. Москва-Амстердам. 2014 г. – 238 стр.
  11. «Управление рисками в сфере образования». Л. Н. Антонова. Москва, 2013 г. – 138 стр.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тамбовская область «Методическая разработка по профилактике употребления наркотических средств, психотропных и иных психоактивных веществ, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся» План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье» Разработали: педагог-психолог МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Авдеева С.А., учитель МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Какушкина Е.С., социальный педагог МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Севидова Ю.В. г. Мичуринск 2023 г.

Слайд 2

« Искорка » Нажми на меня

Слайд 3

Билет – маршрут «Город здоровья» № п/п Наименование остановки 1. Проспект «Спорные утверждения» 2. Улица «Поиск» 3. Проспект «Знатоки пословиц и поговорок» 4. Переулок «Давай с нами!»

Слайд 4

Проспект « Спорные утверждения » -Легкие наркотики безвредны. -Наркомания - это болезнь. -Что все в жизни надо попробовать, в том числе наркотики. -Что мыть руки нужно перед каждым приемом пищи. -Что витамины из аптеки совершенно безвредны и их можно есть в любых количествах. -Что если ребёнку, например, на день рождения выпить полстакана вина, то ничего страшного не случится. -Что курение более опасно для детей, чем для взрослых. -Продажа наркотиков не преследуется законом.

Слайд 5

Улица «Поиск» ловкий, подтянутый, истощенный, закаленный, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный, не употребляет алкоголь.

Слайд 6

Проспект «Знатоки пословиц и поговорок» В здоровом теле - а здоровье смолоду. Здоровье закаляйся. Где табак, там язва и наши лучшие друзья. Солнце, воздух и вода рак. Если хочешь быть здоров - не купишь. Береги платье снову, здоровый дух. В здоровом теле – здоровый дух Береги платье снову, а здоровье смолоду Если хочешь быть здоров закаляйся Где табак, там язва и рак Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Если хочешь быть здоров - закаляйся

Слайд 7

Ролевая игра «Давай с нами!» Вопросы для обсуждения: Что чувствовали участники? Трудно ли было противостоять давлению со стороны? Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения? Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной? Почему?

Слайд 8

Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно . Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шевелятся», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа.

Слайд 9

Рефлексия

Слайд 10

Всем спасибо за работу!