Программа дополнительного образования для учащихся 8-11 классов "Юный интеллектуал"
рабочая программа по психологии (8 класс) на тему

Савенкова Анна Владимировна

Программа дополнительного образования «Юный интеллектуал» имеет социально-педагогическую направленность. Основной идеей программы является создание условий для социализации подростков, развития их интеллектуальных способностей, нестандартного мышления и обучение разнообразным навыкам поведенческой креативности.

Особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей подростков посредством включения их в интеллектуальную работу как активных участников всех интеллектуальных мероприятий путем совместной и самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_yunyy_intellektual-_3_goda.docx47.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Юный интеллектуал»

Срок реализации программы – 3 года

Возраст учащихся: 13 – 17 лет

Автор-составитель: педагог-психолог

Савенкова Анна Владимировна


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Юный интеллектуал» имеет социально-педагогическую направленность. Основной идеей программы является создание условий для социализации подростков, развития их интеллектуальных способностей, нестандартного мышления и обучение разнообразным навыкам поведенческой креативности

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года,  особую важность приобретают «сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда», «необходимость повышения готовности граждан к социальному выбору», «коммуникабельность», что требует «формирования современного мышления молодого поколения». Другими словами, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, «обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Формирование перечисленных качеств молодых членов современного общества предполагает реализация данной образовательной программы. Она рассчитана на трехгодичный срок обучения учащихся старше 12 лет. Программа предусматривает занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Цель: Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития всесторонне развитой  творческой высокоинтеллектуальной личности

Задачи:         

  • Развивать познавательные психические процессы учащихся
  • Формировать мировоззрение личности путем приобщения к культурным и нравственным ценностям
  • Развивать креативность подростков
  • Развивать личностные качества, необходимые для продуктивного взаимодействия в коллективе
  • Поддерживать и развивать способности интеллектуально одаренных детей

Особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей подростков посредством включения их в интеллектуальную работу как активных участников всех интеллектуальных мероприятий путем совместной и самостоятельной деятельности.

Путем свободного набора формируется профильная группа постоянного состава из 15 учащихся в возрасте от 13 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.


Для реализации учебного процесса необходимо:        

  • кабинет;
  • 9 столов;
  • 16 стульев;
  • доска;
  • литература.

Ожидаемые результаты:

  • Положительная и устойчивая динамика показателей познавательных психических процессов: образная (зрительная, слуховая, двигательная), словесно-логическая, эмоциональная память; наглядно-образное, словесно-логическое мышление;
  • Проявление творческой активности учащихся,  способность проявления поведенческой креативности подростков;
  • Сформированность нравственных качеств личности, убеждений, взглядов, идеалов, ценностных ориентаций, а также устойчивость моральных суждений и нравственных поступков;
  • Сформированность коммуникативной культуры, социальная активность и проявление самостоятельности учащихся.

Тематическое планирование Первого года обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Формирование группы

2 часа

Вводное занятие: Знакомство. Принятие правил группы. Инструктажи

2 часа

I. ИНТЕЛЛЕКТ

I. 1. Займемся своим мозгом

5 часов

Мозг и интеллект

2 часа

Чем кормить свой мозг

1 час

Как правильно обращаться с мозгом

2 часа

I. 2. Что такое интеллект и у всех ли он есть

4 часа

Как работает мозг человека.  Можно ли измерить интеллект

2 часа

Тот, кто измерил интеллект (Ханс Юрген Айзенк).  Опросник PEN

1 час

Интеллект у женщин и мужчин. Интеллект и наследственность

1 час

I. 3. Виды интеллекта

4 часа

Виды интеллекта.  Физический интеллект / телесное мышление

2 часа

Эмоциональный / чувственный интеллект.  Творческий интеллект

2 часа

I. 4. Развитие интеллекта

15 часов

Нейробика. Сделаем мир ярче

1 час

Как работает нейробика

1 час

Логические диаграммы

1 час

Процессы правого полушария: сила визуализации

2 часа

Процессы правого полушария: открывая мир заново

2 часа

Процессы левого полушария: мир слов

2 часа

Архитектура мозга: ассоциация идей

2 часа

Архитектура мозга: Что знают яблоки?

2 часа

Натуралистический ум: классификации

2 часа

I. 5. Измерение IQ

2 часа

Тест Векслера

1 час

Коэффициент интеллекта

1 час

Итого:

32 часа


Содержание занятий по разделу «Интеллект»

(Первый год обучения)

Формирование группы

Занятие 1-2.Вводное занятие: Знакомство. Инструктажи

Теория: «Техника безопасности», «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность», «Правила поведения».

Практика: «Самопрезентация», «Снежный ком (на необитаемый остров)», «Угадай настроение», «Мои ожидания», «Правила группы».

I. ИНТЕЛЛЕКТ

I. 1. Займемся своим мозгом

Занятие 3. Мозг и интеллект

Теория: «Что такое мозг», «Что такое интеллект»

Практика: «Атомы и молекулы», ЛД (Методика личностного дифференциала)

Занятие 4. Мозг и интеллект

Теория: «Тяжелый» мозг»

Практика: «Сосчитай до ста (без 3)», «Как связаны понятия «МОЗГ» и «ИНТЕЛЛЕКТ»?»

Занятие 5.  Чем кормить свой мозг

Теория: «Питание для мозга»

Практика: «Доброе слово и кошке приятно», «Чем мы кормим свой мозг», Меню «Подкормите свой мозг»

Занятие 6-7. Как правильно обращаться с мозгом

Теория: «Несколько советов по обращению с мозгом»

Практика: «Подарок», Комплекс упражнений

I. 2. Что такое интеллект и у всех ли он есть

Занятие 8-9. Как работает мозг человека.  Можно ли измерить интеллект

Теория: «Как работает мозг», «Можно ли измерить интеллект»

Практика: «Коллективный счет», «Что измеряют тесты интеллекта», «Интеллектуальный юмористический тест»,

Занятие 10. Тот, кто измерил интеллект (Ханс Юрген Айзенк).  Опросник PEN (EPI)

Теория: «Айзенк об интеллекте»

Практика: «Встаньте, сколько назовут», «Опросник PEN», Беседа о вреде курения

Занятие 11. Интеллект у женщин и мужчин. Интеллект и наследственность

Теория: «Влияет ли пол на интеллект», «Наследственность или окружающая среда?»

Практика: «Сосчитай до ста (без 6)», «Интеллект у мужчин и женщин», «Природа или воспитание?»

I. 3. Виды интеллекта

Занятие 12-13. Виды интеллекта.  Физический интеллект / телесное мышление

Теория: «Основные виды интеллекта. Телесное мышление»

Практика: «Нос, пол, потолок», «С кем поведешься, … Так тебе и надо!», «Уровень физического интеллекта»

Занятие 14-15. Эмоциональный / чувственный интеллект.  Творческий интеллект

Теория: «Чувственный интеллект», «Другие виды интеллекта»

Практика: «Мой портрет в лучах солнца», «Уровень развития чувственного интеллекта», «Эмоциональный интеллект»

I. 4. Развитие интеллекта

Занятие 16. Нейробика. Сделаем мир ярче

Теория: «Нейробика – аэробика для мозга»

Практика: «Передай настроение», «Спортзал для нейробики – наши будни»

Занятие 17. Как работает нейробика

Практика: «Встаньте, кто …», «Поставим рабочий стол с ног на голову», «Оптимальный режим дня», «Свободная минутка»

Занятие 18. Логические диаграммы

Практика: «Круг с закрытыми глазами», «Удивительный мир логических диаграмм», «Что можно получить благодаря логическим диаграммам», «Строим диаграммы»

Занятие 19-20. Процессы правого полушария: сила визуализации

Практика: «Постройтесь росту», «Изучение сна», Тесты на визуализацию

Занятие 21-22. Процессы правого полушария: открывая мир заново

Практика: «Кто я?», «Тысячи образов в минуту», «Правое полушарие тоже может рисовать», «Курс» быстрого рисунка

Занятие 23-24. Процессы левого полушария: мир слов

Практика: «Вспомни скороговорку», «Освобождение слов», «У меня нет слов, чтобы выразить это», «Мы думаем то, что говорим, или говорим то, что думаем?», Упражнения

Занятие 25-26. Архитектура мозга: ассоциация идей

Практика: «Кто кого напоминает», «Я не могу вспомнить», «Скажите то, что приходит вам в голову», «Сны – это тоже дверь»

Занятие 27-28. Архитектура мозга: Что знают яблоки?

Практика: Загадка «Три криминалиста», «Что знают яблоки?», «Мозг – это компьютер со множеством соединений», Упражнения на построение ассоциаций

Занятие 29-30. Натуралистический ум: классификации

Практика: «Когда я слышу слово «правила» (законы, нормы, инструкции)…», «Натуралистический ум», «Слишком много музыки», «Безобидный и съедобный», Упражнения на создание ассоциаций

I. 5. Измерение IQ

Занятие 31. Тест Векслера

Практика: «В человеке все должно быть прекрасно…» (А.П.Чехов), Тест Векслера

Занятие 32. Коэффициент интеллекта

Практика: «Я уверен / не уверен в себе», «Стресс – следствие нашего образа жизни, а не наших слабостей», Тест «Коэффициент интеллекта» (КИ)


Тематическое планирование Второго года обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Формирование группы

1 час

Вводное занятие: Правила группы. Инструктажи

1 час

II. ПАМЯТЬ

II. 1. Критерии классификации памяти

8 часов

Что такое память и объект запоминания. Структура и виды памяти

2 часа

Словесно–логическая память

2 часа

Произвольная память.  Непроизвольная память

2 часа

Кратковременная память. Долговременная память

2 часа

II. 2. Упражнения и тесты на определение реальных возможностей памяти

9 часов

Внимательность и наблюдательность. Память экстравертов и интровертов

3 часа

Запоминание цифр. Запоминание слов

2 часа

Цифровой алфавит. Система локусов. Акронимы

2 часа

Умение удерживать информацию в памяти

2 часа

II. 3. Методы и системы запоминания информации

8 часов

Основные принципы запоминания. Забывание. Закономерности запоминания

2 часа

Мнемотехника

2 часа

Метод ассоциации запоминания цифр. Запоминание формул и адресов

2 часа

Системы запоминания иностранных слов. Самопроверка

2 часа

II. 4. Практическое использование методик  систем запоминания информации

6 часов

Запоминание и удержание текстовой информации.  Учимся запоминать стихи

2 часа

Запоминание имен и лиц. Запоминание дат.

2 часа

Смысловые связи. Что мешает запоминать.   Памятка сдающему экзамены

2 часа

Итого:

32 часа


Содержание занятий по разделу «Память»

(Второй год обучения)

Формирование группы

Занятие 1.Вводное занятие: Правила группы. Инструктажи

Теория: «Техника безопасности», «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность», «Правила поведения».

Практика: «Мои ожидания», «Правила группы».

II. ПАМЯТЬ

II. 1. Критерии классификации памяти

Занятие 2-3. Что такое память и объект запоминания. Структура и виды памяти

Теория: «Память. Объект запоминания»

Практика: «Мое настроение … цвета», Задания, Таблица «Виды памяти», «Особенности детской памяти»

Занятие 4-5. Словесно–логическая память

Теория: «Словесно-логическая память»

Практика: «Цвет его настроения», Тест «Смысловые связи», Тест «Сложные аналогии»

Занятие 6-7. Произвольная память.  Непроизвольная память

Теория: «Произвольная и   непроизвольная память»

Практика: «Нескучные вопросы», Тест «Любовь к жизни», Тест «Оттепель Хрущева», Упражнение «Опосредованное запоминание»

Занятие 8-9. Кратковременная память. Долговременная память

Теория: «Кратковременная и долговременная память»

Практика: «Нескучные вопросы – 2», Упражнение «Тренировка памяти», Упражнение «Кратковременная зрительная память», Упражнение «Оперативная память на числа»

II. 2. Упражнения и тесты на определение реальных возможностей памяти

Занятие 10-11-12. Внимательность и наблюдательность. Память экстравертов и интровертов

Теория: «Память экстравертов и интровертов»

Практика: «Нескучные вопросы – 3», «Внимательность и наблюдательность», «Советы. Психотехнические и релаксационные упражнения», «Экстраверт или интроверт?»

Занятие 13-14. Запоминание цифр. Запоминание слов

Практика: Байка «Алиса и Чеширский кот», Тест «Запоминание цифр», Тест «Память на числа», Упражнения на запоминание слов

Занятие 15-16. Цифровой алфавит. Система локусов. Акронимы

Практика: Байка «Шесть верных слуг», «Список слов», «Список мест», «Цвета радуги»

Занятие 17-18. Умение удерживать информацию в памяти

Практика: Байка «Двойной кофе», «Ньюфаундленд», «Муравьи и тли», «Судьба кошки во времена прошлые»

II. 3. Методы и системы запоминания информации

Занятие 19-20. Основные принципы запоминания. Забывание. Закономерности запоминания

Теория: «Основные принципы запоминания. Забывание.Закономерности запоминания»

Практика: Байка «Никому ничего не скажу», «Свод правил»

Занятие 21-22. Мнемотехника

Теория: «Мнемотехника. Узловая модель»

Практика: «Я в группе», «Если я забуду»

Занятие 23-24. Метод ассоциации запоминания цифр. Запоминание формул и адресов

Практика: Байка «Каков вопрос – таков ответ», «Ряд чисел», «Визуальный код», «Кодирование цифр», «Формулы», «Адреса»

Занятие 25-26. Системы запоминания иностранных слов. Самопроверка

Практика: Байка «Дело мастера боится», «Ритмизация», «Метод Цицерона», Самопроверка (Тесты для самопроверки)

II. 4. Практическое использование методик  систем запоминания информации

Занятие 27-28. Запоминание и удержание текстовой информации.  Учимся запоминать стихи

Практика: Байка «Богач-недоучка», Систематизация, Тренинг памяти

Занятие 29-30. Запоминание имен и лиц. Запоминание дат.

Практика: Байка «Почетный заплыв», Упражнения на запоминание

Занятие 31-32. Смысловые связи. Что мешает запоминать.  Памятка сдающему экзамены

Практика: Байка «Кому ботики, а кому и ползунки», «Смысловые связи», «Факторы, мешающие запоминанию», «Памятка»


Тематическое планирование Третьего года обучения

Название разделов, тем

Количество

часов

Формирование группы

1 час

Вводное занятие: Правила группы. Инструктажи

1 час

III. КРЕАТИВ

III. 1. Понятие креативности

7 часов

Что такое креативность

1 час

Психогеометрический тест

1 час

Творческое мышление

1 час

Мозговой штурм

1 час

Синектика

1 час

Теория решения изобретательских задач

1 час

Понятие интуиции и ее роль в жизни

1 час

III. 2.Развитие креативности

16 часов

Ассоциативный тренинг: непроизвольные ассоциации

1 час

Ассоциативный тренинг: немыслимые ассоциации

1 час

Задачи с подвохом

1 час

Головоломки

1 час

Задачи на практический интеллект и тренинг чувства юмора

2 часа

В роли античного мудреца

1 час

Логические задачи

2 часа

Немного комбинаторики

1 час

Развиваем пространственное воображение и мышление

2 часа

Игры со словами

1 час

Креатив и словарный запас

2 часа

Тренинг понятийного мышления

1 час

III. 3.  Креатив в реальной жизни

7 часов

Иной взгляд на учебу / работу

1 час

Задачи

1 час

Право выбора. Выбора нет

1 час

Креатив в семье

2 часа

Конфликтуем творчески

2 часа

Подведение итогов

1 час

Творческий отчет

1 час

ВСЕГО:

32  часа


Содержание занятий по разделу «Креатив»

(Третий год обучения)

Формирование группы

Занятие 1.Вводное занятие: Правила группы. Инструктажи

Теория: «Техника безопасности», «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность», «Правила поведения».

Практика: «Мои ожидания», «Правила группы».

III. КРЕАТИВ

III. 1. Понятие креативности

Занятие 2. Что такое креативность

Теория: Лекция «Понятие креативности. Мозговой штурм».

Практика: Упражнения «Немыслимые ассоциации», «Стратегия мышления», «Необычные задачи», «Коллективное рисование».

Занятие 3.Психогеометрический тест

Практика: Байка «Страшный сон», «Психогеометрический тест»

Занятие 4. Творческое мышление

Практика: Байка «Почетный заплыв», «Творческое мышление», «Я – Творец!»

Занятие 5. Мозговой штурм

Практика: Байка «Даешь психологию инженеров», Беседа «Мозговой штурм», «Штурм мозга»

Занятие 6.Синектика

Практика: Байка «Парадокс маркетинга», «Синектика», Упражнения:        «Альтернативное применение», «Изменение», «Замещение», «Перемещение», «Перевертывание», «Комбинирование»

Занятие 7. Теория решения изобретательских задач

Теория: «ТРИЗ – развитие воображения»

Практика: Байка «Не судьба», «Представьте себе…»

Занятие 8. Понятие интуиции и ее роль в жизни

Теория: «Интуиция»

Практика: «Смысл жизни», «Роль интуиции в жизни», Комплекс упражнений для развития интуиции

III. 2. Развитие креативности

Занятие 9. Ассоциативный тренинг: непроизвольные ассоциации

Практика: Байка «Кто о чем», «Два списка», «Что может быть зеленым?», «Ассоциации со знаменитостями», «Символ профессии»

Занятие 10. Ассоциативный тренинг: немыслимые ассоциации

Практика: Байка «… И сломанный стебель тюльпана»; «Немыслимые ассоциации», «Чужие ассоциации»

Занятие 11. Задачи с подвохом

Практика: Байка «Курсант спит, служба идет», Задачи 1 – 7

Занятие 12. Головоломки

Практика: Байка «Полковника будить не надо», Головоломки 1 – 10

Занятие 13. Задачи на практический интеллект и тренинг чувства юмора

Практика: Байка «Кирпичи в портфеле», Задачи 1 – 14

Занятие 14. Задачи на практический интеллект и тренинг чувства юмора

Практика: Байка «Не все так плохо…», Задачи 15 – 28

Занятие 15. В роли античного мудреца

Практика: Байка «… И ты прав!», «Единственно верное слово»

Занятие 16. Логические задачи

Практика: Байка «Лишь бы совесть была чиста», Задачи 1 – 28

Занятие 17. Логические задачи

Практика: Байка «Страшная правда», Задачи 29 – 52

Занятие 18. Немного комбинаторики

Практика: Байка «Жертва информированности», Задания 1 – 5

Занятие 19. Развиваем пространственное воображение и мышление

Практика: «Несуществующее животное», Задачи 1 – 22

Занятие 20. Развиваем пространственное воображение и мышление

Практика: Байка «Ученый спор», Задачи 23 – 45

Занятие 21. Игры со словами

Практика: Байка «Неправильный поставщик», Выполнение заданий 1 – 6

Байка «Уверенность – гарантия успеха», Выполнение заданий 7 – 13

Занятие 22. Креатив и словарный запас

Практика: Байка «Почему он смотрит в окно?», Выполнение заданий 1 – 15

Занятие 23. Креатив и словарный запас

Практика: Байка «Простое решение», Выполнение заданий 16 – 30

Занятие 24. Тренинг понятийного мышления

Практика: Байка «А что тебе может помешать, парень?», «Исключение лишнего», «Существенные признаки»

III. 3. Креатив в реальной жизни

Занятие 25. Иной взгляд на учебу / работу

Практика: Байка «Трясти надо», Мозговой штурм «Учеба / работа как …», «Мозг – главный инструмент»

Занятие 26. Задачи

Практика: Байка «Честный молочник», Задачи 1 – 4

Байка «Искусство красноречия», Задачи 5 – 8

Занятие 27. Право выбора. Выбора нет

Практика: Байка «Единственный выход», Задачи 1 – 12, Задачи 1 – 8

Занятие 28. Креатив в семье

Практика: Байка «Как изменилась вода», Задачи 1 – 7, 1 – 5

Занятие 29. Креатив в семье

Практика: Байка «Две лягушки», Задачи 6 – 17

Занятие 30. Конфликтуем творчески

Практика: Байка «Четверо и толкователь», Задачи 1 – 5

Занятие 31. Конфликтуем творчески

Практика: «Хвосты», Задачи 6 – 7, Тесты 1 – 4

Подведение итогов

Занятие 32. Творческий отчет

Практика: «Наши результаты», Презентации творческих работ


Раздел

Форма

занятий

Приемы и методы

организации

учебно-

воспитательного

процесса

Методический

и

дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

 Форма

подведения

итогов

ИНТЕЛЛЕКТ

I. 1

Займемся своим мозгом

Групповая,

индивидуальная

Лекционные,

дискуссионные

исследовательские,

тренинговые,

словесные,

наглядные,

практические

Конспект,

тесты

Рефлексия:

Сочинение- рассуждение

I. 2

Что такое интеллект и

у всех ли он есть

Групповая,

фронтальная,

индивидуальная, работа в парах

Лекционные,

дискуссионные

исследовательские,

игровые,

тренинговые,

словесные,

наглядные,

практические

Конспект,

тесты

Схема

I. 3

Виды интеллекта

Групповая,

индивидуальная, работа в парах

Лекционные,

дискуссионные

исследовательские,

игровые,

тренинговые,

словесные,

наглядные,

практические

Конспект,

тесты

Таблица

I. 4

Развитие интеллекта

Групповая,

индивидуальная,

Дискуссионные

исследовательские,

игровые,

тренинговые,

словесные,

наглядные,

практические

Упражнения

I. 5

Измерение IQ

Групповая,

Исследовательские,

тренинговые,

практические

Тесты

Анализ уровня

развития IQ

II. ПАМЯТЬ

II.1

Критерии классификации

памяти

Групповая,

работа в парах

Лекционные,

словесные,

практические

Конспект

Таблица

II.2

Определение реальных

возможностей памяти

Групповая,

фронтальная,

индивидуальная

Исследовательские,

игровые,

тренинговые,

словесные,

практические

Упражнения

и тесты

Анализ уровня

развития

памяти

II.3

Методы и системы

запоминания информации

Групповая

работа в парах

Дискуссионные

исследовательские,

тренинговые,

словесные,

практические

Методики

Памятка

II.4

Практическое использование

методик  систем запоминания

информации

Групповая,

фронтальная,

индивидуальная

Дискуссионные

исследовательские,

игровые,

тренинговые,

словесные,

практические

Упражнения

Рефлексия

III. КРЕАТИВ

III.1

Понятие креативности

Групповая,

фронтальная

Лекционные,

дискуссионные

исследовательские,

тренинговые,

словесные,

практические

Конспект

Рефлексия

III.2

Развитие креативности

Групповая,

фронтальная,

работа в парах

Дискуссионные

исследовательские,

игровые,

тренинговые,

словесные,

наглядные,

практические

Упражнения

Рефлексия

III. 2

Креатив в реальной жизни

Групповая,

фронтальная,

индивидуальная, работа в парах

Дискуссионные

исследовательские,

игровые,

тренинговые,

словесные,

наглядные,

практические

Упражнения

Анализ продуктов

деятельности

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Групповая,

индивидуальная

Тренинговые,

словесные,

практические

Анализ уровня развития IQ;

Творческий отчет


Список литературы

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М.: Мир, – 1972. – 112 с.
  2. Акимова Г.Е. SUPERинтеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2007. – 320 с.
  3. Арос К. Как развивать умственные Superспособности. / Пер. с испанскогоИ.Ереминой / – Харьков, 2007. – 240 с.
  4. Геймон Д., Брэгдон А. Игры, в которые играет мозг. / Пер. с англ. Ю.Гольдберга / – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.
  5. Иванова Л.Н. Обучение учению. Введение в специальность: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. – 142 с.
  6. Игры для веселй компании / Составитель М.Э. Чупрякова. – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2002. – 160 с.
  7. Кинякина О.Н. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей / О. Кинякина, Т.Захарова, П.Лем, Ю.Асоскова, О.Овчинникова. – М.: Эксмо, 2007. – 848 с.
  8. Психологические программы развития личности в  подростковом и старшем школьном возрасте. (Руководство практического психолога). Пособие для школьных психологов. / Под общ.ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 1995. – 124 с.
  9. Психологические тесты для деловых людей. / Составитель: к.п.н. Н.А. Литвинцева. – М., 1994. – 320 с.
  10. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
  11. Рассел  К., Картер Ф. Тренинг интеллекта. / Пер. с англ. В.Штаермана / – М.: Эксмо, 2003. – 96 с.
  12.  Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5 – 9 классов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с.
  13. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 224 с.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 208 с.
  15. Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.
  16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  17. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие: Пер. с нем. – 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2005. – 256 с.
  18. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер.  нем. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2004. – 267 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Говори по-немецки!"

Изучение иностранного языка младшими школьниками прочно вошло в педагогическую практику, открывая большие потенциальные возможности для развития личности ребенка и подготавливая к изучению иностранног...

Авторская программа дополнительного образования для учащихся среднего звена по мировой художественной культуре «Ты – творец!»

Рецензент: В.Г. Максимов, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. ЯковлеваВ соответствии с современными тенденциями р...

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования  для учащихся 5 – 7 классов)...

Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"

Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...

Программа дополнительного образования для учащихся 5-9 классов "Театр моды "Шанс"".

Отличительной особенностью программы "Театр моды "Шанс"" является практическая направленность, она призвана помочь учащимся видеть проблему, самостоятельно критически осмыслить и найти пути рациональн...

Модифицированная программа дополнительного образования для учащихся 7-16 лет «Быстрее, выше, сильнее»

Программа составлена на основе типовой программы, составитель Галкин А. А.Программа предназначена для детского спортивного коллектива общеобразовательного учреждения. Освоение учебного материала прогр...