Психологическая поддержка учителя
статья по психологии на тему
В статье раскрывается практический опыт работы психолога в школе с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g.v.navdushevich-statya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.В.Навдушевич
педагог-психолог
ГБОУ лицей№486
г. Санкт-Петербург
Психологическая поддержка учителя
Одним из видов деятельности педагога-психолога в современных условиях является поддержка учителя.
Психологическая поддержка, как показывает опыт, берет свое начало с опроса сложностей, трудностей испытываемых учителем в процессе педагогической деятельности и их совместный с психологом анализ.
Следующим аспектом психологической поддержки является психодиагностика, способствующая, в первую очередь, выявлению необходимых для учителя профессиональных качеств, таких как:
1) Приоритетные ценности – любовь к детям, стремление понять и помочь им.
2) Психоэмоциональное состояние (особенности поведения и восприятия учителя, которые во многом обусловлены состоянием его нервной системы).
3) Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия», во многом определяемая его самооценкой.
4) Стиль преподавания, где на формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может или способствовать эффективности работы учителя, или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.
5) Уровень субъективного контроля. Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени [1].
Выяснение выраженности в то или иной мере выше перечисленных качеств, в конечном счете, становится основанием для их изменения или коррекции.
Следующей задачей психодиагностики является выявление индивидуальных личностных особенностей, прояснение слабых или сильных, опорных сторон личности, что, в свою очередь, дает возможность определения направления личностного роста и профессионального совершенствования педагога.
Поскольку педагогическая деятельность сопряжена с постоянными стрессами, информационными и эмоциональными перегрузками. И, кроме того, существуют такие проблемы как «молодой учитель и проблема эмоциональной напряженности», «проблема синдрома выгорания», которые напрямую сопряжены со здоровьем педагога, то становится необходимым определение с помощью диагностического инструментария типа нервной системы.
Учет особенностей деятельности того или иного типа нервной системы облегчает подбор наиболее приемлемых методов и приемов по саморегуляции, способствующих управлению эмоциональными состояниями.
Ещё одним направлением психологической поддержки является психопрофилактика, заключающая в себе лекции, обучающие семинары, тренинги, затрагивающие следующие темы:
1. «Психологические особенности учащихся разных возрастов», данная лекция более глубоко информирует учителей о тех физиологических и психологических изменениях, которые претерпевают учащиеся в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах и которые необходимо учитывать при планировании и построении учебного и воспитательного процессов.
2. «Конструктивное взаимодействие с подростком», ключевыми для которого является, осознание следующих позиций учителя: учитель – начальник; учитель – компьютер; учитель – мученик; учитель – приятель и принятие другой позиции, без пьедестала, учителя – партнера, и построение взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей и возможных акцентуаций характеров подростков (гипертимного, аутичного, застревающего, демонстративного, неустойчивого, лабильного, сензитивного, болезненного, педантичного, конформного, циклоидного) [2].
3. «Учитель и проблемы дисциплины», тема, которая поднимает вопрос о повышении коммуникативной компетентности учителя, которая, в свою очередь, предполагает умение определять мотивы «плохого» поведения и умение их устранять.
Американский педагог Рудольф Дрейкурс выделяет четыре мотива «плохого» поведения.
а) Привлечение внимания – некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам понимать учителя.
б) Власть – некоторые ученики «плохо» ведут себя потому, что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом.
в) Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду.
г) Избегание неудач – некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предполагают ничего не делать [3].
Таким образом, учитель в процессе обучающего семинара получает представление о возможных причинах «плохого» поведения учащихся и способах их исправления.
4. Практический семинар - «Конфликт-компетентность учителя», решающий такие задачи, как: а) повышение теоретических и практических знаний учителей по психологии общения в конфликтных ситуациях; б) формирование тактичного и внимательного отношения к учащимся, умения бесконфликтного выхода из сложных ситуаций.
Конфликты в школе могут происходить между учениками; учениками и учителями; учителями и родителями; между педагогами. Самыми сложными являются конфликты, в которых принимают участие ученик и учитель. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении. Разбирая конфликт, педагог должен помнить как минимум три основных положения:
- необходимо вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;
- опираться не на интересы сторон, а на справедливость;
- относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон – мягко! [4]
Конфликты необходимо разрешать, поскольку невнимательное отношение к разногласиям ведет к тому, что дети и учителя перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимание личным качествам. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.
Этапами достойного выхода из конфликтной ситуации являются:
а) создание обстановки; б) обсуждение ситуации; в) принятие решения.
И еще один полезный прием выхода из конфликтной ситуации это «Я-высказывание», схема которого такова:
- Описание ситуации, вызвавшей напряжение;
- Точное называние своего чувства в этой ситуации;
- Называние причин.
-«Я-высказывание» хорошо тем, что оно сфокусировано, главным образом, на чувствах говорящего, не на обвинениях слушающего [5].
Кроме того, немаловажным в разрешении конфликтной ситуации является представление учителя об основных типах личности трудных учащихся и о способах обращения с ними (которое он получает в ходе семинара).
5. «Формирование мотивации учения». На лекции для учителей по данной теме раскрываются факторы, оказывающие влияние на мотивацию учения. Кроме того, учителя знакомятся с программой по ее формированию, с приемами деятельности учителя формирующими положительную мотивацию и со способами повышения мотивации у неуспешных в учебной деятельности школьников [подробнее см. в 6].
6. «Социально – психологический климат ученического коллектива». Данный семинар знакомит, раскрывает и сосредотачивает внимание педагогов на основных характеристиках социально – психологического климата, таких как:
а) Степень удовлетворения учащихся своими взаимоотношениями в коллективе, учебным процессом и педагогами.
б) Преобладающее настроение (которое зависит от обстановки в группе либо неблагоприятной, либо благоприятной).
в) Авторитет педагога.
г) Степень участия членов коллектива в управлении школы, класса.
д) Сплоченность.
е) Степень сознательности и дисциплины.
ж) Успеваемость [7].
Учет, выше представленных характеристик, в своей педагогической деятельности является залогом успешности и благополучия, как учащихся, так и самого учителя.
Немаловажным в психологической помощи и поддержке учителя является консультирование.
Во – первых, по результатам мониторинга, проводимого в рамках классно – обобщающего контроля и являющегося основанием для рекомендаций, на предмет построения тактики воздействия и взаимодействия с отдельными учениками по таким проблемам как:
а) учебные;
б) личностно – социальные;
в) выбор образовательного маршрута.
Во – вторых, индивидуальное консультирование:
а) по учебным проблемам педагогов;
б) личностно – социальным проблемам педагогов;
в) по взаимодействию педагогов с родителями [8].
И, наконец, еще одна форма психологического сопровождения учителя – это психологический анализ урока, заключающийся в пересмотре, переосмыслении его следующих составляющих:
- психологической цели урока;
- стиля урока;
- организации познавательной деятельности учащихся;
- организованности учащихся;
- учета возрастных особенностей учащихся [9].
Таким образом, выше представленный обобщенный опыт психологической поддержки, заключающей в себе информационную, эмоциональную и действенную помощь со стороны психолога образовательного учреждения, несомненно, может способствовать успешному совершенствованию личности и профессиональной компетентности учителя.
Используемая литература:
- Резапкина З., Резапкина Г. Психологический портрет учителя.//Школьный психолог. – 2006, № 7, с. 40-41.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М. Генезис, 1997г.
- Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М. Генезис, 1997г.
- Щекина Г.Н. Взаимодействие учителя и ученика в конфликтных ситуациях.//Справочник классного руководителя. – 2012, № 1, с. 12-13.
- Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие /З.М.Молчанова и др.; Под. Ред. Т.В.Черниковой. – М., 2006.
- «Формирование мотивации учения» Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б. – М., 1990.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: 1989.
- Психологическая служба системы образования. Выпуск 4. Научные сообщения к городской научно-практической конференции. Научн. ред. док. психол.н. А.К.Колеченко – СПб.: СПбГУПМ, 2000.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создай себя сам (иэ цикла “Психологическая поддержка учащихся”)
Оказать помощь в раскрытии и развитии креативного потенциала личности как одного из аспектов здоровья, как фактора развития личности, определяющем её готовность изменяться, преодолевать стереоти...
Психологическая поддержка педагогов
Данная презентация предназначена для педагогов. Может представляться как самостоятельно, так и на различных собраниях и педсоветах. Данная презентация содержит рекомендации для сохранения и укрепления...
психологическая поддержка ребенка
выступление на родительском собрании рекомендации психолога родителям...
Социально-психологическая поддержка школьников, попавших в сложную жизненную ситуацию
В данной статье рассматривается одна из важнейших психологических проблем школьников..Дети, ещё не сформировались как личность, и поэтому учителя и социальные работники должны выявлять таких подростко...
Психологическая поддержка детей с различными нарушениями психологического здоровья
Материалы для педагогов-психологов...
Статья "Проект «Совет молодых учителей» как метод психологической поддержки и мотивации в профессиональном становлении"
Многие из нас с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Труд учителя – особый труд, который нельзя измерить количеством выпускников, единицей раб...