Психологическое просвещение педагогов "Диагностика и развитие творческих способностей"
статья по психологии на тему

Савенкова Анна Владимировна

Психологическое просвещение педагогов "Диагностика и развитие творческих способностей"

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует "континуум талантов", от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_i_razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА И  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует "континуум талантов", от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе.

В исследованиях различных авторов были обнаружены значимые отрицательные корреляции между некоторыми показателями исследовательского поведения и творчества. Например, точность прогноза поведения исследуемой системы, который делали испытуемые, отрицательно коррелировала с оригинальностью по тесту креативности.

О творческом потенциале судят по достижениям. Но потенциал - это лишь возможность успеха. Его как раз и нужно научиться измерять.

Интенсивное изучение творческих способностей осуществляется с конца 50-х годов XX века. Поиски какого-то единого показателя не дали положительных результатов. Выяснилось, что творческие способности во многом зависят от того материала, на основе которого составлено задание. Например, ребенок может достаточно легко и продуктивно фантазировать, комбинируя элементы зрительного образа, однако с трудом составлять слова из букв. Или, если он легко составляет слова из букв, то может с большим трудом придумывать целостные фразы.

Исследования творческих способностей, интенсивно развернувшиеся в Америке в 60-х годах, привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна.

В исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории психологии способностей ИП РАН, выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые.

Поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации именно по этому критерию (творчество антиадаптивно!), – то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые интеллектуальные задачи.

Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной за дачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

Для любой творческой работы требуются разные способности. Вот почему ни один психологический тест в принципе не может обладать абсолютной предсказательной силой; нужны комплексы тестов. К тому же для прогнозирования успешной деятельности необходимо не только понимать психологию таланта, но и учитывать условия, в которых будет протекать деятельность. Поэтому при оценке результатов тестирования надо проявлять благоразумие и осторожность.

Диагностика креативности использует положительный критерий: проявление креативности при тестировании свидетельствует о том, что индивид – креативен, но обратное – неверно. Отсюда вытекает бессмысленность использования тестов креативности при отборе "одаренных детей" во всякого рода гимназии, лицеи и т.д. и т.п. Есть шанс упустить при отборе талантливых детей.

Творческая продуктивность, проявленная индивидом при решении задач на креативность, разумеется, свидетельствует о наличии способности к творчеству, но отсутствие проявления креативности при решении задачи не говорит о том, что испытуемый не способен к творчеству.

Низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

Теоретические соображения и экспериментальные данные позволяют заключить, что креативность и интеллект являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга. Между тем операционально они противоположны: ситуации, благоприятствующие проявлению интеллекта, противоположны по своим характеристикам ситуациям, в которых проявляется креативность.

Простейшая житейская интерпретация этой статистической зависимости состоит в следующем: люди, склонные к выдвижению чересчур оригинальных идей, обычно не очень точны в предсказаниях поведения реальных систем.

Для исследования творческого мышления мы предлагаем серию достаточно простых и быстрых в использовании диагностических методов. Каждый из них ориентирован на определенный возраст и имеет свои показатели творческих способностей.

Представленные ниже методики диагностики творческих способностей были адаптированы на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН, а также использовались автором пособия для изучения креативности на студенческих выборках ряда петербургских вузов. 

Творческие способности (креативность).

Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского сгеаtivу — дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

  1. оригинальность — способность продуцировать необычные ответы;
  2. продуктивность — способность к генерированию большого числа идей;
  3. гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
  4. способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.

Упражнение «Перевод»

Перевод с русского языка на язык суахили: надо будет, пользуясь подстрочником, перевести с русского языка на язык суахили контрольную фразу. Фиксируйте основные этапы решения с целью последующего анализа.

Материал эксперимента:

Он любит тебя — акупенда.

Он бьет их — авапига.

Я бью тебя — никупига.

Он любит нас — авупенда.

Задача испытуемого: перевести на язык суахили предложение «Я люблю тебя». Если можно, лучше думать вслух (правильный ответ — никупенда).

Из данных упражнений можно выбрать те, которые вызовут интерес именно у ваших школьников.

Упражнение «Поиск соединительных звеньев»

Предлагаются два предмета, не связанных между собой:

Лопата — автомобиль

Шкаф — завод

Ножницы — трава

Котенок — озеро

Медведь — карандаш

Улица — фартук

Книга — мяч

Небо — цветок

Очки — велосипед

Необходимо назвать 2-3 предмета, находящихся между первым и вторым и составляющих как бы «переходный мостик» между ними. «Переходные» предметы должны быть связаны между собой и заданными словами логическими связями. Если таковые не являются очевидными, участники должны специально обосновать наличие такой связи.

Для усложнения задания — составить логическую цепочку из слов не «спереди-назад», а наоборот (автомобиль — лопата). 

Упражнение «Немыслимые ассоциации»

Еще в 70-е годы прошлого века украинские ученые провели серию опытов по направленному ассоциированию. Им удалось показать, что между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной:

пятерка — хорошая отметка,

хорошая отметка — поощрение,

поощрение подарок,

подарок — велосипед.

Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния между двумя понятиями.

Возьмем другую, странную на первый взгляд, пару слов: «небо» и «чай». Здесь маршрут из естественных ассоциаций может быть следующим:

небо — туча,

туча — дождь,

дождь — вода,

вода — питье,

питье — чай.

Попробуйте измерить смысловое расстояние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):

пейзаж — холодильник,

окурок — лягушка,

зависть — пальма,

гурман — хранилище,

багажник — младенец,

мороз — середина,

строитель — освобождение,

джунгли — рекорд,

старшина — драма,

исповедь — оркестр,

поленница серебро,

телеграмма — легенда,

гордец — поход,

тесто — криминалист,

сокровище — змея,

ворота — литература,

минута — подосиновик,

свидетельство — рычаг,

требование — хоровод,

человечество — остров.

Упражнение «Ситуация»

Задается определенная ситуация, участники должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

Вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...

Когда Сережа шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет...

Я проснулся среди ночи и заметил какое-то существо в углу комнаты...        

Лена позвонила подруге, но по телефону ей ответил незнакомый грубый голос...

Катя не успела выучить домашнее задание... Леша пришел домой в 12 часов ночи...

Упражнение «Задача»

Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?

(Правильный ответ: Путники подошли к разным берегам реки, и сначала переправился один, а затем другой.)

Вы увидели, что задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы («Двое подошли к реке»), которая наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении.

Сочинение «Что было бы, если б наступила вечная темнота»

Алекс Осборн в конце 30-х годов предложил "брейнсторминг" (мозговой штурм) как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль. Стимулирование творческой активности достигается благодаря соблюдению четырех правил:

1. Исключается критика - можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.

2. Поощряется свободное и даже необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.

3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим.

4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также предлагать модификации, то есть "улучшать" идеи, выдвинутые другими членами группы.

В заключение мнение о психологических тестах Стивена Ликока, которое он высказал в коротком рассказе "Тест":

"Джон Смит уже некоторое время отбывал воинскую повинность, но не проявил при этом ни сообразительности, ни инициативы. Сначала его направили в пехоту, но оказалось, что для этого рода войск он слишком туп. Попробовали конницу, но там он зарекомендовал себя еще хуже. Однако, поскольку Смит был парень крепкий, здоровый, уволить его вообще из армии не могли. Оставалось одно - перевести его в другое подразделение.

И вот Джон Смит отрапортовал о своем прибытии новому начальнику.

- Ну вот что, Джон,- сказал тот,- главное в воинской службе-это всегда проявлять смекалку и предприимчивость. Другими словами - интеллект. Понял?

- Так точно, сэр.

- Теперь слушай меня внимательно: я тебе устрою испытание, задам тест. Как ты думаешь, есть у тебя интеллект?

- Кто же его знает! - протянул, переступая с ноги на ногу, Джон.

- Сейчас увидим. Скажи мне, что это такое: имеет две подошвы, два каблука и 24 дырки для шнурков.

Джон Смит напряженно думал около трех минут. На лбу у него выступили мелкие капли холодного пота.

- Не могу знать, сэр,- наконец произнес он.

- Вот чудак,- усмехнулся офицер.- Это же одна пара ботинок! Но продолжим. Скажи, что такое: имеет четыре подошвы, четыре каблука и 48 дырок для шнурков.

Спустя пять минут взмокший от напряжения Джон повторил:

- Не могу знать, сэр...

- М-мда-а... Это же две пары ботинок! Ну, попробуем последний вопрос. Что имеет шесть ног, два рога и в мае летает и жужжит? Если не ответишь, я уж и не знаю, что с тобой делать.

Не долго думая, Джон Смит выпалил:

- Так это ж три пары ботинок, сэр!"

Педагог-психолог         А.В.Савенкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Новый взгляд на влияние психологических факторов фортепианного обучения в развитии творческих способностей учащихся.

Целью доклада является показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся....

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...