Установление контакта с девиантными детьми
методическая разработка по психологии на тему

Лавриенко Елена Викторовна

Методика контактного взаимодействия психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_deviantnymi_detmi.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия (Филонова Л.Б., 1985). Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:

1. Расположение к общению.

2. Поиск общего интереса.

3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых

качеств.

4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

5. Адаптивное поведение партнеров.

6. Установление оптимальных отношений.

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются

конкретные задачи (см.табл.1) .

Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания

постоянных отношений с девиантными подростками.

                                                                       

Таблица 1

     Методика контактного взаимодействия с подростками

     

Стадия

взаимодействия

Содержание и характер контакта

Основная

Тактика

Результат

1 . Расположение

к общению

Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости

Одобрение,

согласие,

безусловное

принятие

Принятие

согласия

2. Поиск

общего интереса

Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностнозначимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам

Ровное отношение —

заинтересованность —

подчеркивание уникальности личности

Положительный

эмоциональный

фон, согласие

3. Выяснение

предполагаемых

положительных

качеств

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам.

Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя

Принятие того, что

Предлагает партнер,

авансирование доверием

Создание

ситуации

безопасности, безусловное принятие личности

4. Выяснение

предполагаемых опасных качеств

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения.

Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах

Принятие позитивного без

обсуждения,

сомнения, возражения

Ситуация

доверия, открытости

5. Адаптивное

поведение

партнеров

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого

Открытые высказывания; стимулирование

диалога, советы

Определение объекта

и предмета

изменения и

преобразования

6. Установление

оптимальных

отношений

Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению

Общие намерения

Согласие на

выполнение

принятого

плана

                   

ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

        

         В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Гораздо реже психологи исследуют причины и условия формирования этих девиаций, используя этимологический подход. Расширение области диагностики (объекты, предметы) влечет за собой определенные трудности при создании универсальных методик, способных отвечать сразу на все вопросы: Имеет ли место девиация? Какой тип девиантного поведения диагностируется? Каковы причины, его вызывающие? В каких ситуациях оно проявляется? Носит ли оно ситуативный характер или уже является личностной характеристикой подростка? и др. Набор психодиагностического инструментария по рассматриваемой проблеме достаточно разнообразен. Для диагностических целей могут быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их сочетания в виде батареи тестов.

        Предлагаются и различные модели диагностики. Весьма продуктивной представляется модель, включающая скрининг — направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов-смежников для уточнения этиологии отклонений (Кузнецова И.В., Сергеев Г.К., 1994). В диагностической работе с подростками и старшеклассниками психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р. Кеттела, патохарактерологического опросника А.Е.Личко и проективного теста М. Люшера.

Признаки нарушений поведения у подростков

Диагностируемые показатели

     Опросник Р. Кеттела (симптомокомплексы)

I+D+C+                                                    Аффективное

поведение.                     Е+

Склонность к агрессии.                    G—

Асоциальное, аморальное поведение. J+

Склонность к правонарушениям

группового характера.                    O+Q4+C-F—

Склонность к алкоголизации.

                  ПДО А.Е. Личко (акцентуации характера)                 

     

Неустойчивая

Истероидная

Эпилептоидная

Гипертимная

Склонность к риску, контакту с асоциальными личностями, прогулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству.

     

Лабильная

Эпилептоидная

Истероидная

Вероятность демонстративного

суицида.

Отношение к спиртным напиткам У+2

Склонность к алкоголизации.

Циклоидная

Сенситивная

Психастеническая

Вероятность суицидального поведения.

Истероидная

Вероятность демонстративного суицида.

Эпилептоидная

Склонность к агрессии.

                    Тест М. Люшера (сочетание цветов)                   

     

Сочетание 1, 2, 3, 4 с 7, 0

Патохарактерологическое развитие личности, психопатические черты, ведущие к социальной дезадаптации.

5-й цвет на первом месте

Дезадаптивное, аффективное поведение.

Сочетания 5, 2 и 2, 5

Черты паранойяльного стиля переживаний, поведения, крайнее упрямство.

Сочетания 1, 7

Агрессивное поведение, протестные реакции.

Сочетания 2, 6 и 6, 2

Аффективное, взрывчатое поведение.

Сочетания 7, 4

Экстремальное поведение, дезадаптация.

Сочетания 2, 7 и 7, 2

Негативизм, недоверие.

Сочетания 4, 3, 2; 4, 3, 7

или 4, 3, 0

Вспышки поведенческих реакций в стрессовых ситуациях

Сочетания 2,0 и 0, 2

Конфликтность.

Сочетания 5, 4

Демонстративное, истероидное поведение.

Сочетания 3, 5, 7 ; 3, 7, 5

и 7, 5, 3

Антисоциальные тенденции поведения.

     

Вывод

        Итак, девиантное поведение детей и подростков — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

Работа психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. В статье представлены форм...

Доклад по теме «Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей» + презентация

В докладе отражена система взаимоотношений между чителем и родителями. Конструктивное взаимодействие учителей и родителей – это создание условий для разностороннего развития ребенка...

Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника.

Тренинг на установления контакта, на восприятие и понимание эмоционального состояния собеседника....

Доклад: "Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося"

Информационно-педагогическая помощь классному руководителю.В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия , направленные на укрепление и повышение авторитета родите...

Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности....

Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.

 Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности....