ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
учебно-методический материал по психологии на тему

Васильева Жанна Евгеньевна

Возможные возрастные особенности реагирования детей на кризисную ситуацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptsr_osobennosti_reagirovaniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Возможные возрастные особенности реагирования детей на кризисную ситуацию

Дошкольный возраст

Симптомы  

Помощь

Беспомощность и пассивность                          

Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, хорошее питание, возможность играть, рисовать

Генерализованный страх                                    

Восстановление защиты со стороны взрослых

Тревожная привязанность  (цепляется за взрослого, отказывается оставаться один)                                

Обеспечение постоянной заботы и ухода

Поведенческая регрессия (сосание пальца, энурез, лепетание)                                  

Не ругать, перетерпеть эти временные явления

Расстройства сна                                                

Поощрение рассказов о том, что снится; посидеть с ребенком перед сном

Недостаточность вербализации - элективный мутизм, повторяющиеся проигрывания случившегося                    

Помощь в  вербализации общих чувств, жалоб, того, что беспокоит ребенка. Дать возможность проиграть травматические события

Соматические жалобы                                          

Помощь в идентификации испытанных во время события телесных ощущений, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация

Младший школьный возраст

Симптомы  

Помощь

Поглощенность собственными действиями во время события                                                

Помощь в выражении скрытых переживаний события, чувств, мыслей по поводу происшедшего

Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями

Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог, беспокойства

Пересказы и проигрывание события                

Дать возможность говорить и играть, объяснить, что чувства и реакции ребенка нормальны

Нарушения сна                                                    

Поддержка в рассказах о снах, выражении чувств

Забота о своей безопасности, безопасности других                                          

Помочь поделиться беспокойством, тревогами, успокоить реалистической информацией

Соматические жалобы          

                               

Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация

Забота о других жертвах и их семьях                

Поощрение конструктивных действий

Подростковый возраст

Симптомы  

Помощь

Взгляд со стороны, стыд, вина, страх              

Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств

Соматические жалобы                                        

Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация

Тревожное осмысление своих страхов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций, страх казаться ненормальным                                    

Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх — признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников

Посттравматические срывы   — (злоупотребление алкоголем, наркотиками, конфликтное поведение)    

Помощь в понимании того, что такое поведение - попытка блокировать свои реакции. Помощь в осознании реакций, расширение представлений о формах совладающего поведения

Резкие изменения   в межличностных отношениях                                              

Обсуждение возможных трудностей в отношениях  со сверстниками и семьей

Отрицание трудностей, связанных с пережитыми событиями                

Дать информацию, где может получить помощь в случае необходимости. Информационная поддержка. Отслеживание состояния

Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности                                                                                                                                                                                      

Связать изменения установок с влиянием травмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Выступление на региональноми семинаре "Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г....

Система работы психологической службы с педагогическим коллективом (презентация)

Презентация "Система работы психологической службы с педагогическим коллективом"....

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Презентация психологической службы

Модель психологической службы может быть любой, при этом важно взаимодействие всех специалистов и педагогов.Психологическая служба нашего центра   пришла к такой модели благодаря поискам раз...

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...