Эмоциональное выгорание педагогов в современной школе
методическая разработка по психологии на тему

Методическая разработка состоит доклада с элементом тренинга и презинтации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг с педагогами

«Профилактика эмоционального выгорания в современной школе»»

Время проведения: январь 2015 уч.г.

Цель семинара: познакомить педагогов с проблемой профессионального эмоционального выгорания в современной школе.

Теоретическая часть.

Основой работы специалистов в профессиональной области «Человек-человек» является взаимодействие с людьми. Не всегда специалист способен грамотно строить это взаимодействие, в частности, и свою деятельность в целом. Появляется опасность возникновения синдрома профессионального выгорания – эмоционально-волевой деформации специалиста, вызванной особенностями его профессии.

Синдром профессионального выгорания – это болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания.

1-я стадия:

  • Начинается приглушением эмоций,  сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний, специалист неожиданно замечает: вроде бы пока все нормально, но… скучно и пусто на душе.
  • Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2-я стадия:

  • Возникают недоразумения с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.  Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения  при  общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3-я стадия:

  • Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • Такой человек может еще сохранить внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блек интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания:

1-й – снижение самооценки;

2-й – одиночество;

3-й – эмоциональное истощение, соматизация.

Симптомы профессионального выгорания.

Первая группа – психофизические симптомы:

- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны);

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

Заметное снижение внешне и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Вторая группа – социально-психологические симптомы:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия;

- повышенная раздражительность на незначительные события;

- частые нервные срывы;

- постоянное переживание негативных эмоций;

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы ( по типу как ни старайся, все равно ничего не получится).

Третья группа – поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становится все тяжелее т тяжелее, а выполнить ее все труднее  и труднее;

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

- постоянно, без необходимости , берет работу домой, но дома ее не делает;

- затрудняется  в принятии решений;

- чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- дистанцированность от сотрудников и учеников, повышение неадекватной критичности;

- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

Практическая часть.

Упражнение, способствующее осознанию профессии педагога и своих личностных особенностей:

Ладошки профессии.

Нарисовать на листе ладошку, написать  центре название профессии. В течение 5 минут на изображении каждого пальчика написать качество, необходимое человеку для осуществления успешной деятельности в этой профессии.

Литература

  1. Алексеев, А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса / А.В. Алексеев. – Ростов н/Д, 2004.
  2. Березин, Ф.Б. психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – М., 1988.
  3. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха / авт.- сост.Р.Р. Кашапов. – Ижевск, 1996.
  4. Субботина, Л.Ю. Психологические защиты / Л.Ю. Субботина. – Ярославль, 2000.
  5. Кулюткин, Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопросы психологии.- 1989. - №2.

Педагог-психолог: Ермакова Ю.М.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Педагог-психолог Ермакова Ю.М.

Слайд 2

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 3

СИСТЕМА КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 4

Стадии развития профессиональной деформации педагогов 1.Стадия измененной эмоциональности: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; -исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; плохой сон, апатия. -возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Слайд 5

2 стадия: многоплановых изменений: Невозможность выполнять многофункциональные действия; Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба) неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Слайд 6

3 стадия: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Слайд 7

СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 8

Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости ); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; бессонница. внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Слайд 9

Социально-психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 10

Поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее; постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности ;

Слайд 11

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Слайд 12

Профилактические мероприятия улучшение навыков борьбы со стрессом («проговаривание», обсуждение после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.); обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение говорить «нет»; хобби (спорт, культура, природа); попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Слайд 13

. Есть ситуации, когда былые недостатки превращаются в преимущество

Слайд 14

14 ПРИЕМЫ АНТИСРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ

Слайд 15

ОТВЛЕКАЙТЕСЬ: •Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. •Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. •Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь. •Обращайте внимание на мельчайшие детали.

Слайд 16

2 . Снижайте значимость событий: •Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Слайд 17

ДЕЙСТВУЙТЕ: Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Слайд 18

•наведите порядок дома или на рабочем месте; •устройте прогулку или быструю ходьбу; •пробегитесь; •побейте мяч или подушку и т. п

Слайд 19

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

Слайд 20

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....

Выступление на педсовете школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...