Социально - психологические характеристики педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания (на примере коррекционной школы)
статья

Шуралева Екатерина Игоревна

Рекомендации для педагогов по предотвращению эиоционального выгорания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально - психологические характеристики педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания (на примере коррекционной школы)

Шуралева Е.И.

        Учитель английского языка

Актуальность исследования

В  современных условиях особенно остро стоят проблемы эмоционального выгорания педагогов коррекционных школ. В первую очередь это обусловлено такими причинами как характер нарушения у учащихся, а также достаточно низкий уровень специальной дефектологической подготовки. Однако ключевая роль в эмоциональном выгорании педагога принадлежит его личностным характеристикам, среди которых особенности эмоционально-личностной сферы (общительность, тревожность и др.), особенности самореализации,  нарушения в духовной сфере личности, а также нарушения социального взаимодействия. Актуальным является изучение личностных факторов эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы, они требуют более детального и системного изучения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что был проведен анализ, обобщение современных исследований по проблеме эмоционального выгорания педагогов, работающих в коррекционной школе.

 В работе были выделены и эмпирически изучены такие личностные факторы эмоционального выгорания педагогов коррекционных школ, как: ориентация на помощь другим, милосердие (в случае выгорания – менее выраженная ценность признания и уважения со стороны других людей, помощи и милосердия к другим людям при более высокой ценности материального благосостояния); самоактуализация (в случае выгорания – низкая направленность на самоактуализацию) и ориентация на продуктивные межличностные отношения (в случае выгорания – нарушение отношений с окружающими).

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: характеристики эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы.

На основе теоретического анализа литературы были сформулированы следующие гипотезы:

  1. Для педагогов коррекционной школы с выраженным эмоциональным выгоранием характерна более низкая ценность признания и уважения со стороны других людей, помощи и милосердия к другим людям при более высокой ценности материального благосостояния.
  2. Для педагогов коррекционной школы с выраженным эмоциональным выгоранием характерна более низкая направленность на самоактуализацию.
  3. Для педагогов коррекционной школы с выраженным эмоциональным выгоранием характерно нарушение отношений с окружающими.

Цель: изучить факторы и структуру синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы.

Задачи:

Теоретические:

  1. Проанализировать понятие и критерии эмоционального выгорания;
  2. Охарактеризовать факторы эмоционального выгорания;
  3. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности педагогов коррекционной школы;
  4. Проанализировать исследования проблемы эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы.
  5. Выделить личностные факторы эмоционального выгорания

Методические:

1. Создать блок тестов для эмпирического изучения личностных особенностей педагогов коррекционной школы с разным уровнем эмоционального выгорания.

2. Разработать авторский вариант методики «Незаконченные предложения» для выявления профессиональных целей и интересов педагогов, их представлений о профессиональном успехе и путях преодоления трудностей.

Эмпирические:

  1. Выявить уровень эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы.
  2. Сравнить структуру ценностных ориентаций педагогов с разным эмоциональным выгоранием.
  3. Сравнить представленность различных сфер самоактуализации у педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
  4. Выявить различия в структуре ориентации на продуктивные межличностные отношения.  
  5. Выявить различия в представлениях о профессиональных целях педагогов, профессиональном успехе и путях преодоления трудностей в группах с разным уровнем эмоционального выгорания.

Для проверки гипотез были использованы следующие психодиагностические методики:

Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой; Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой, Тест по оценке уровня самоактуализации личности, Э. Шостром «POI» в адаптации Н.Ф. Калины («САМОАЛ»). Авторский вариант методики «Незаконченные предложения».

 

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Эмоциональное выгорание в социально - психологическом смысле можно определить как нарушение состояния психологического здоровья. Одним из видов деятельности, сопряженных с высоким риском эмоционального выгорания, является педагогическая, которая представляет собой социально значимый вид деятельности, осуществляемый с целью передачи знаний подрастающему поколению. Особенно остро проблема эмоционального выгорания стоит для педагогов коррекционных школ.
  2. Педагогам коррекционной школы с выраженным эмоциональным выгоранием свойственна более низкая ценность признания и уважения со стороны других людей, помощи и милосердия к другим людям при более высокой ценности материального благосостояния.
  3. У педагогов коррекционной школы значения параметров самоактуализации связаны с выраженностью эмоционального выгорания.
  4. Степень выраженности эмоционального выгорания у педагогов коррекционной школы связана с характером нарушений отношений с окружающими.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью исследования: использованием методического инструментария, адекватного целям и задачам исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью пакета прикладных программ Statistica 10.0; применялись следующие критерии: коэффициент Стьюдента.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество» (Тамбов, 28 сентября 2018 г.) и были опубликованы в журналах «Горизонты гуманитарного знания» и «Вестник научных конференций».

В первой главе проведен анализ теоретических данных по вопросам понятия эмоционального выгорания, его фаз, симптомов  и факторов.        

Во второй главе проведен анализ теоретических данных по вопросам характеристики педагогической деятельности, особенности данной деятельности, как фактора выгорания педагога, а также проблемы эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы.

     В третьей главе работы проведено эмпирическое исследование. 

База исследования: исследование было проведено в 2018 г. В исследовании приняли участие 72 педагога, работающие в коррекционной школе. Из них:

  • Средний возраст испытуемых – 43 г.
  • Средний стаж –16,5 лет
  • Состоят в браке –77,8% (56 чел.)
  • Не состоят в браке – 22,2% (16 чел.)

Результаты исследования

В  ходе диагностики эмоционального выгорания было выделено 2 группы испытуемых. У 41,7% (30 чел.) испытуемых выявлено выраженное эмоциональное выгорание. У 58,3% (42 чел.) испытуемых выявлено невыраженное эмоциональное выгорание.

Таблица 1. Результаты диагностики эмоционального выгорания

(Доля испытуемых в %)

 

Количество испытуемых

%

Выраженное эмоциональное выгорание

30

41,7

Невыраженное эмоциональное выгорание

42

58,3

Был произведен подсчет среднего арифметического и среднего квадратичного отклонения, который показал, что средние значения не содержат выраженных показателей изучаемого признака.

Таблица 2. Средние значения уровня показателей эмоционального выгорания в двух группах

 

Шкалы опросника

«Эмоциональное выгорание»

Выраженное эмоциональное выгорание

Невыраженное эмоциональное выгорание

Т

р

Баллы

Эмоциональное истощение

2,50

1,14

9,98

0,01

Деперсонализация

2,37

1,45

7,27

0,01

Профессиональная успешность

1,14

2,23

7,71

0,01

Общий показатель

2,37

1,25

17,20

0,01

Педагоги с выраженным эмоциональным выгоранием в большей степени чувствуют себя эмоционально истощенными. Для них характерно постоянное чувство усталости, которое не снимается сном, отдыхом. Утром до начала работы они нередко чувствуют усталость, а работа быстро их утомляет.

Эти педагоги испытывают потребность отстраняться от работы, от общения с коллегами и учащимися. Для них характерно ощущение враждебности со стороны администрации школы, учащихся, родителей, впечатление, что окружающие избыточно требуют их помощи, поддержки, участия.

Они  отмечают, что им бывает сложно понимать своих учеников, в целом общаться с ними. У них вызывает затруднение преодоление конфликтных ситуаций. Их профессиональные планы на будущее неясны.

Общий показатель эмоционального выгорания в группе с выраженным СЭВ равен 2,37, в группе с невыраженным - 1,25. Выявленные различия статистически достоверны (U=17,2, при р≤0,01).

Таблица 3. Основные виды ценностных ориентаций в двух группах

 

 Ценностные ориентации

Выраженное эмоциональное выгорание

Невыраженное эмоциональное выгорание

Т

р

Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой»

Приятное времяпрепровождение

3,03

3,02

0,03

0,98

Высокое материальное благосостояние

2,43

1,98

9,98

0,01

Поиск и наслаждение интересным

2,80

2,71

0,24

0,81

Помощь и милосердие к другим людям

2,47

4,48

-2,03

0,01

Любовь

3,40

4,05

-1,79

0,08

Познание нового в мире

2,63

3,07

-1,14

0,26

Высокий соц. Статус и управление людьми

1,20

1,38

-0,62

0,53

Признание и уважение людей и влияние на окружающих

3,07

3,55

7,27

0,01

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе

1,00

1,48

-1,59

0,12

Общение

2,47

2,14

0,94

0,35

Здоровье

2,77

3,07

-1,02

0,31

       В ходе исследования ценностных ориентаций было выявлено, что в обеих группах имеются общие ценности, что, по всей видимости, отражает общую направленность людей, выбирающих педагогическую деятельность. Так, для педагогов обеих групп важна любовь.

Среди общих среднезначимых ценностей, схожих для обеих групп, выявлены приятное времяпрепровождение, поиск и наслаждение интересным, здоровье, познание нового в мире и общение.

Среди малозначимых ценностей в обеих группах следует отметить высокий социальный статус и управление людьми и социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе.

При этом выявлены различия в сфере ценностных ориентаций. В частности, для педагогов с выраженным эмоциональным выгоранием более значимо материальное благосостояние, чем для педагогов с невыраженным эмоциональным выгоранием. При этом для первой группы менее значимо признание и уважение людей, влияние на окружающих как ценность, чем для второй группы. Кроме того, меньшее значение имеет ценность помощи и милосердия к другим людям.

Таблица 4. Средние значения по сферам  самоактуализации в группах

 

 Сферы самоактуализации

Выраженное эмоциональное выгорание

Невыраженное эмоциональное выгорание

Т

р

Тест по оценке уровня самоактуализации личности Э. Шостром «POI» в адаптации Н.Ф. Калины («САМОАЛ»)

Стремление к самоактуализации

51,93

54,00

-1,94

0,01

Ориентация во времени

12,75

13,89

-3,12

0,01

Ценности

8,5

9,2

-1,57

0,12

Взгляд на природу человека

6,85

7,9

-1,51

0,14

Потребность в познании

7,6

7,78

-0,29

0,78

Креативность

8,73

8,3

0,94

0,35

Автономность

5,83

5,26

0,87

0,39

Спонтанность

6,33

6,57

-0,50

0,62

Самопонимание

7,65

8,17

-0,82

0,41

Аутосимпатия

6,83

7,02

-0,34

0,74

Контактность

8,30

8,0

0,48

0,63

Гибкость в общении

12,7

13,9

0,71

0,48

            В ходе диагностики уровней самоактуализации, было выявлено, что у педагогов с выраженным эмоциональным выгоранием общий показатель самоактуализации достоверно ниже, чем у педагогов с невыраженным эмоциональным выгоранием. Педагоги этой группы испытывают более выраженные затруднения в реализации своих способностей, интересов, ценностей, что делает их жизнь недостаточно яркой, наполненной, обуславливает ощущение, что они живут «в пол силы».

Кроме того, эти педагоги менее креативны. Отметим, что в данном случае различия имеют скорее характер тенденции. Эти педагоги отличаются большей ригидностью, склонностью следовать однажды выработанному способу мышления и деятельности. Такая характеристика снижает эффективность их работы, качество взаимодействия с окружающими в постоянно меняющихся условиях. Поведение становится менее адаптивным, что в свою очередь обусловливает рост напряжения.

Они менее автономны и при этом для них характерна меньшая контактность. Также отметим, что в данном случае различия имеют скорее характер тенденции. Эти педагоги более зависимы от окружающих. Им крайне значимо отношение к ним, оценки окружающих, статус, власть, что делает их зависимыми от мнения других людей. В то же время по сравнению с педагогами второй группы они менее предрасположены к взаимно полезным, приятным контактам с другими людьми, испытывают более ощутимые трудности в  установлении прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

С целью уточнения количественных результатов, полученных с помощью тестов, был проведен опрос с использованием авторского варианта методики «Незаконченных предложений»:

  1. Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы …        
  2. Психологические сложности в работе мне помогает преодолевать …        
  3. Я стремлюсь …        
  4. Мой успех связан …        
  5. Мой профессиональный интерес направлен на …

В ходе контент-анализа данных «Незаконченных предложений» удалось выделить 21 категорию.

Педагоги с выраженным эмоциональным выгоранием связывают свои профессиональные интересы в большей степени с собой, своим развитием и совершенствованием, уделяя недостаточно внимания построению партнерских, основанных на интересе взаимоотношений с другими людьми. Можно предположить, что, воспринимая себя как основных субъектов педагогического взаимодействия, они избыточно сосредотачиваются на себе, своих качествах, умениях и действиях, при этом игнорируя, что существенную роль в любом взаимодействии, в том числе и педагогическом, играют все его участники с их характеристиками (учащиеся, педагоги, родители и т.д.). Эти педагоги стремятся самостоятельно управлять процессом взаимодействия, принимая на себя всю ответственность за его содержание, что существенно увеличивает психологическую нагрузку на них. При этом, сталкиваясь с трудностями, они предпочитают преодолевать их в одиночестве, без социальной поддержки, что лишь усиливает нагрузку.

На основе эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Для педагогов с выраженным эмоциональным выгоранием характерно более выраженное эмоциональное истощение, усталость от общения с учащимися, педагогами, администрацией и собственно от педагогической деятельности. Это обуславливает также стремление как-то отстраниться от работы и общения. Для педагогов данной группы характерна более низкая оценка своей профессиональной успешности, ощущение, что деятельность малоэффективна, не приносит пользы ни учащимся, ни самому педагогу. Педагоги с невыраженным эмоциональным выгоранием отличаются тем, что испытывают интерес к выполняемой деятельности, общению с учащимися и коллегами. Они быстро восстанавливаются в случае усталости и стремятся к взаимодействию в школе. При этом их самооценка профессиональной успешности более высока, они довольны своими результатами в настоящем и строят планы на будущее.
  2. Для педагогов с выраженным эмоциональным выгоранием достоверно в большей степени значимо материальное благосостояние, и менее важно признание и влияние на людей, помощь и милосердие к другим людям, чем для педагогов с невыраженным эмоциональным выгоранием.
  3. Для педагогов с выраженным эмоциональным выгоранием выявлена затрудненная самоактуализация, тенденция к меньшей креативности, ригидность мышления и поведения, меньшая контактность и при этом большая зависимость от окружающих как затруднении в поддержании равных, партнерских взаимоотношений.
  4. У педагогов с выраженным эмоциональным выгоранием нарушены отношения с окружающими. Они изолируют себя от окружающих и их поддержки, оставаясь с трудностями один на один, а также не используют ресурс смены видов деятельности. Эти педагоги применяют узкий круг способов преодоления психологических трудностей, преимущественно связанных с ними самими, их личностными ресурсами. Также они склонны преимущественно себе приписывать успехи в своей деятельности, недооценивая вклад других людей или объективных обстоятельств. Они связывают свои профессиональные интересы в большей степени с собой, своим развитием и совершенствованием, уделяя недостаточно внимания построению партнерских, основанных на интересе взаимоотношений с другими людьми.
  5. Также были получены дополнительные сведения, отражающие особенности психологического здоровья педагогов с выраженным эмоциональным выгоранием. В частности, эти педагоги чаще склонны сосредотачиваться на совершенствовании собственной деятельности, в ущерб осознанию объективных результатов, что обуславливает риск утраты сущностного смысла этой деятельности: работа ради работы. Для них характерна недостаточная ясность общих стремлений, жизненных и профессиональных ориентиров, что позволяет предположить и слабую структурированность и осознанность жизненной перспективы. Это выступает существенным дезорганизующим фактором, способным усугублять профессиональное выгорание педагога.

         Следует отметить, что в ходе эмпирического исследования гипотезы были подтверждены.

На основе результатов проведенного исследования сформулированы рекомендации для администрации школы по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Результаты исследования могут быть использованы руководителем коррекционной школы для создания оптимальных условий труда в целях профилактики развития эмоционального выгорания у педагогов, а также психологами - для разработки способов ранней диагностики и профилактики выгорания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня эмоционального выгорания

Диагностика уровня эмоционального выгорания...

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (модификация методики В.В. Бойко)....

Психологическая поддержка профессионального развития и профилактика эмоционального выгорания

Из- за физических и эмоциональных перегрузок на работе, а это и подготовка к введению ФГОС для детей с ОВЗ, и новые требования к оформлению документации, и необходимость внедрения интерактивных методо...

Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания у представителей производственной и непроизводственной сферы деятельности

В последнее время становится совершенно очевидным, что именно люди, работающие в непроизводственной сфере, несут  огромную эмоциональную нагрузку, что в конечном итоге может привести  к...

Аналитическая справка по изучению уровня эмоционального выгорания

Определение уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, факторов его вызывающих  и  выработка рекомендаций по профилактике  «синдрома эмоционального выгора...