Психологическая поддержка профессионального развития и профилактика эмоционального выгорания
методическая разработка по психологии по теме

Из- за физических и эмоциональных перегрузок на работе, а это и подготовка к введению ФГОС для детей с ОВЗ, и новые требования к оформлению документации, и необходимость внедрения интерактивных методов преподавания, демонстрации открытых занятий, участие в конкурсах  и другие сопутствующие факторы,  современные педагоги поставлены  в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность. Все это приводит к синдрому эмоционального выгорания (СЭВ). Особенно этому синдрому подвержены учителя специальных коррекционных  школ – из-за  наличия большого количества   неблагополучных детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salimgaraeva_a.i.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка профессионального развития и профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Салимгараева Альфия Ишмухаметовна.

Педагог – психолог МКС(К)ОУ «Школа VII вида № 39» г. Ижевска

Притча «Ненужный груз».

        Человек пришел к старцу и попросил:

− Ты никогда не злишься, всегда  доброжелателен.   Помоги и мне быть таким.

        Старец согласился и  попросил человека принести картофель и пакет.

− Если ты разозлишься, то возьми картофель, напиши на нем  имя человека, с которым  у тебя произошел  конфликт, и положи картофель в пакет. Ты должен всегда  носить пакет  собой.

        Прошло время. Пакет пополнился картофелинами и стал тяжелым. Его очень неудобно было носить с собой. К тому же  тот картофель, что был положен в самом начале, стал портиться. Тогда человек пришел к старцу и сказал:

− Это невозможно носить с собой. Во-первых, пакет очень тяжелый, во- вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь  другое.

        Но старец ответил:

- То же самое происходит у людей в душе. Просто мы не замечаем этого сразу. Я дал тебе возможность понаблюдать весь процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь разозлиться  или обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз?

        Как и этот ненужный груз, у современных педагогов постепенно накапливается усталость, напряженность в общении с учениками, конфликты в семье,  появляются трудности в отношениях с коллегами, обиды на администрацию, что влечёт за собой появление целого ряда симптомов психофизиологического неблагополучия: головокружения, повышения артериального давления, пессимизма, апатии и пр.

        Из- за физических и эмоциональных перегрузок на работе, а это и подготовка к введению ФГОС для детей с ОВЗ, и новые требования к оформлению документации, и необходимость внедрения интерактивных методов преподавания, демонстрации открытых занятий, участие в конкурсах  и другие сопутствующие факторы,  современные педагоги поставлены  в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность. Все это приводит к синдрому эмоционального выгорания (СЭВ). Особенно этому синдрому подвержены учителя специальных коррекционных  школ – из-за  наличия большого количества   неблагополучных детей и подростков.  

        Психологи доказали, что в основе синдрома выгорания лежат  личностные, духовно-нравственные особенности педагогов, недостаточное умение выйти из стрессовых ситуаций. Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями.  Спокойный  педагог в силах давать не только знания по программе, но и способен   развивать коммуникативные навыки обучающихся, творчески организовав свое педагогическое  пространство.  Такой педагог почти  не подвержен СЭВ.

        Синдром эмоционального выгорания  возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития всех трех фаз стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение – его создаёт дестабилизирующая обстановка: трудность контингента обучающихся, повышенная ответственность, неустроенность рабочего места;

2) резистенция, то есть сопротивление: человек пытается  более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение – оскудение психических ресурсов учителя, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

        Какие пути и способы профилактики профессионального выгорания  можно предложить учителям?

        Основополагающими методами являются позитив - технологии, направленные на развитие позитивного мышления учителей. Для этого использую следующие упражнения: «Калоши счастья»; «Я       - молодец!»; «А  еще я − ….» и пр.

        Не менее продуктивными являются медиативные и релаксационные техники и арттерапия, т.к. они в профилактике СЭВ актуальны и используются в обучении чувственной релаксации.

        Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Это может быть мысленное обращение к «высшим силам» (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха или фитотерапия; чтение стихов или молитв; высказывание похвалы или  комплиментов кому-либо.

        Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Существует несколько способов саморегуляции психического состояния: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном – регулируемое отвлечение  от работы; различные движения на расслабление мышечного тонуса. Для закрепления навыков саморегуляции используется медитативное упражнение  «Сад моей души». Его можно дополнить арт-терапевтическими упражнениями для закрепления эффекта при его выполнении.

        Для профилактики СЭВ также используется  визуальная система: слайдовые презентации, рисунки и картинки, карточки; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; анкеты и памятки. Из  аудиальной   системы: релаксационная музыка, аудиозаписи звуков шума моря, пения птиц  и  т.д.  

        Выбор проективных методов интересен тем, что они  выступают   как психологические  методы диагностики личности педагогов,   так и в качестве методов рефлексии.

        С помощью определённых методов можно рассмотреть и проанализировать как негативные стороны работы учителя, так и положительные,  и объективно оценить  деятельность самого педагога. Для этого может быть использовано упражнение «Картинка»: выбирая то или иное изображение, человек  бессознательно проецирует свое внутреннее эмоциональное состояние, которое бывает сложно описать словами. Картинки помогают определить это состояние и  вербализировать его.

        Тренинговые упражнения типа «Откровенно говоря», «Плюс-минус», «Моя аффирмация» интересны именно с точки зрения вербализации и осознания проблем, поскольку эти два сопутствующих процесса помогают участникам «выговориться» и создать чувство «общности». Совместное обсуждение проблем сближает, и таким образом  помогает эмоционально разрядиться педагогам, что, конечно же, способствует «выходу эмоций».  

        Есть определённые качества, помогающие самим педагогам избежать профессионального выгорания. Во-первых, это хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых, опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему), способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме), высокая мобильность, открытость, общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.

Литература:

  1. Митина Л.М., Асмаковец  Е.С.  Эмоциональная  гибкость  учителя.  М., 2001.
  2. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к  проблеме //  Журнал практического психолога. 1998г., № 5.
  3. Форманюк  Т.В.  Синдром  «эмоционального  сгорания»  как   показатель профессиональной дезадаптации учителя. // «Вопросы  психологии»,1994  г.
  4. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути  их  разрешения. М., 2002г.
  5. Юдчиц   Ю.А.   К   проблеме   профессиональной   деформации //  Журнал практического психолога. 1998 г., № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения ...

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Материал содержит характеристику синдрома эмоционального выгорания, стадий и симптомов СЭВ. В материале рассказывается о качествах, помогающих педагогу избежать профессиональное выгорание. Также содер...

Психологический тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания "Я - подарок для человечества"

Цель: психологическое здоровье педагогов.Задачи: снятие эмоционального напряжения педагогов,поиск внутренних ресурсов,повышение уверенности в себе....

Психологический тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Я – подарок для человечества»

В любой профессиональной деятельности очень важно сохранить психологическое здоровье. На наш взгляд, психологический тренинг целесообразно направить на снятие эмоционального напряжения педаг...

«Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов учреждения».

laquo;Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов учреждения»....