Диагностики темперамента
тест по психологии на тему

Варавина Наталия Владимировна
Тест Н. Л. Крыловой "Определение темперамента", Какой у вас темперамент? (опросник Г. Айзенка), Характеристика типов темперамента, «Диагностика темперамента Стреляу», Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ) (взрослый и детский варианты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament.docx196.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тест Н. Л. Крыловой

Определение темперамента

Начертите на листке бумаги горизонтальную и вертикальную оси. Напишите у левого конца горизонтальной оси – «замкнутость» (интроверсия), а у правого – «общительность» (экстраверсия). В высшей точке горизонтальной оси – «невротизм» (нестабильность), в нижней – «стабильность». Поставьте в центре нулевую точку – это статистическая норма. Понаблюдайте за ребенком и поставьте точку, которая, по вашему мнению, соответствует проявлению этих черт у него (стабильность-нестабильность, интроверсия-экстраверсия). Посмотрите на картинке, какому типу характера соответствуют координаты, которые вы определили.

Какой у вас темперамент? (опросник Г. Айзенка)

На предложенные вопросы отвечайте только «да» или »нет».

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

 2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?

 3. Легко ли вы обычно отвлекаетесь от своих забот?

 4. Трудно ли вам ответить другим «нет»?

 5. Долго ли вы обычно размышляете перед тем, как что-либо предпринять?

 6. Если вы обещали что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свое обещание?

 7. Нередко у вас бывают беспричинные спады и подъемы настроения?

 8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

 9. Бывает ли вам тоскливо без достаточных на то причин?

 10. Любите ли вы рискованные поступки?

11. Возникает ли у вас чувство робости или смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным), незнакомкой(цем)?

 12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?

 13. Испытываете ли вы трудности только от того, что надо быстро действовать или отвечать?

 14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сказали или сделали так, как не следовало поступать или говорить?

 15. Предпочитаете ли вы чтение периодики и книг или другие занятия наедине общению с людьми?

 16. Легко ли вас обидеть?

 17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?

 18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

 19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

 20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато более близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете, стараясь забыть обыденность и неудачи?

 22. Если на вас накричат, вы отвечаете мгновенно?

 23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

 24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

 25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

 26. Считаете ли вы себя человеком ранимым и чувствительным?

 27. Вы человек очень живой и подвижный?

 28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство тревоги, что результат хуже, чем мог бы получиться?

 29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

 30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится от того, что в голову лезут разные мысли?

 32. Если вы хотите что-то узнать, вам легче искать нужные сведения в книгах, чем расспрашивать людей?

 33. Бывают ли у вас внезапные сердцебиения?

 34. Нравится ли вам работа, которая требует длительного внимания и большой сосредоточенности?

 35. Бывает ли у вас от волнения дрожь в руках или ногах?

 36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

 37. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

 38. Раздражительны ли вы?

 39. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом, считая это проявлением дружеского отношения?

 40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Свойственна ли вам медлительность в движениях?

 42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?

 43. Часто ли вам снятся кошмары?

 44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

 45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

 46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным(ной), если бы длительное время были лишены возможности активного общения с людьми?

 47. Можете ли вы сказать о себе, что вам свойственна нервозность?

 48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

 49. Можете ли вы сказать, что являетесь весьма уверенным в себе человеком?

 50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

 52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

 53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

 54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

 55. Испытываете ли вы чувство тревоги за свое здоровье?

 56. Любите ли вы подшучивать над другими?

 57. Часто ли у вас бывает бессонница?

Бланк ответов

1

9

17

25

33

41

50

2

10

18

26

34

42

51

3

11

19

27

35

43

52

4

12

20

28

36

44

53

5

13

21

29

37

45

54

6

14

22

30

38

46

55

7

15

23

31

39

47

56

8

16

24

32

40

48

57

Ф.И__________________________________________________

Возраст___________

Группа___________                          Дата____________

Обработка результатов:

Ложь

Положительные ответы на вопросы: 6, 24

+

Отрицательные ответы на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54

> 5 результаты под сомненьем

> 7 обработка не имеет смысла

Экстраверсия – интроверсия

Положительные ответы на вопросы: 1, 3, 8, 10, 17, 22, 25, 27, 34, 37, 44, 46, 49, 53, 56

+

Отрицательные ответы на вопросы: 5, 13 15, 20, 29, 32, 39, 41, 51

<12 интроверсия >12 экстраверсия

Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность

Положительные ответы на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57

<12 эмоциональная стабильность

>12 эмоциональная нестабильность

Темперамент:

Сангвиник

Стабильность, экстроверсия

Холерик

Нестабильность, экстроверсия

Флегматик

Стабильность, интроверсия

Меланхолик

Нестабильность, интроверсия

Педагог-психолог                                                          

Характеристика типов темперамента

Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.

Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.

Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.

Педагоги должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.

Холерик. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.

Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте.

Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.

Флегматик. Медлительный молчун, полненький и спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.

Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным.

 «Диагностика темперамента Стреляу»

 

Опросник  направлен  на  изучение  трех  основных  характеристик  типа  нервной деятельности:  уровня  силы  процессов  возбуждения,  уровня  силы  процессов торможения,  уровня  подвижности  нервных  процессов,  так  же  рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих  один  из  трех  возможных  вариантов  ответа:  «да»,  «?»  (затрудняюсь ответить), «нет».

Регулятивная  Теория  Темперамента  (РТТ)  Яна  Стреляу  была  разработана  на основе  павловской  идеи  о  том,  что  темперамент  играет  важную  роль  в  адаптации индивида  к  окружающей  среде,  а  также  на  основе  понятия  оптимального  уровня возбуждения,  разработанного  Д.  Хеббом.  Согласно  Регулятивной  Теории

Темперамента в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность индивида  и  его  выносливость,  или  способность  к  работе)  и  активность,  которая обнаруживается  в  объеме  и  охвате  предпринимаемых  действий  (целенаправленных поведенческих акций)  при данной величине стимуляции.

Стреляу выделяет несколько исходных постулатов РТТ, например:

Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным  характеристикам  поведения,  заключающиеся  в  двух  основных категориях: интенсивности (энергетический уровень поведения) и времени (временные параметры поведения);

Сколь  бы  не  были  специфичны  типы  поведения  человека  и  животных,  все млекопитающие  характеризуются  качествами,  относящимися  к  категории интенсивности и времени. Таким образом, темперамент имеет место как у животных, так и у человека;

Характеристики  темперамента  есть  продукт  биологической  эволюции  и  должен существовать  генетический  базис,  который,  наряду  с  психологическими характеристиками,  определяет индивидуальные различия в темпераменте.

Текст опросника «Диагностика темперамента Стреляу»

 

 Инструкция: Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый  темперамент  обладает  своими  достоинствами.  Отвечать  на  вопросы  следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».  Запишите Ваши ответы на бланке для ответов.  

 

1.  Относишься ли ты к людям, которые легко завязывают знакомства с другими людьми?

2.  Можешь ли ты воздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет дано соответствующее распоряжение?

3.  Достаточен  ли  краткий  отдых  для  того,  чтобы  прошло  твое  утомление,  вызванное работой?

4.  Можешь ли ты работать в неблагоприятных условиях?

5.  Воздерживаешься ли ты в процессе спора от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?

6.  Легко ли тебе возвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?

7.  Забываешь ли ты о своем утомлении, когда поглощен работой?

8.  Можешь ли ты терпеливо ожидать момента завершения работы, которую ты поручил кому-то?

9.  Одинаково легко ли ты засыпаешь, если ложишься спать в разное время?

10.  Умеешь ли ты «хранить секрет», если тебя об этом просят?

11.  Легко  ли  тебе  возобновить  работу,  которую  ты  не  выполнял  в  течение  нескольких недель или месяцев?

12.  Умеешь ли ты терпеливо объяснять?

13.  Любишь ли ты работу, требующую умственных усилий?

14.  Испытываешь ли ты чувство сонливости и скуку в процессе выполнения монотонной работы?

15.  Легко ли ты засыпаешь после сильных переживаний?

16.  Можешь  ли  ты  в  случае  необходимости  воздержаться  от  демонстрации  своего  преимущества?

17.  Ведешь ли ты себя как обычно в присутствии незнакомых людей?

18.  Легко ли тебе сдержать злость или гнев?

19.  Сохраняешь ли ты присутствие духа в случае неудач?

20.  Можешь ли ты в случае необходимости приспособить свою манеру держаться к особенностям поведения других членов группы?

21.  Охотно ли ты берешься за выполнение ответственных функций?

22.  Меняется ли твое настроение под влиянием окружения?

23.  Сохраняешь ли ты веру в себя в трудные минуты?

24.  Говоришь ли ты так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для тебя важно?

25.  Остаешься ли ты спокойным в случае неожиданных изменений в распорядке дня?

26.  Быстро ли ты находишь нужный ответ?

27.  Можешь ли ты оставаться спокойным в ожидании важного для себя решения (прием в учебное заведение, поездка за границу)?

28.  Легко ли у тебя проходят первые дни отпуска, каникул и т.п.?

29.  Ты находчив?

30.  С легкостью ли ты приспосабливаешь свою походку или то, как ты ешь, к тому, кто это делает медленнее?

31.  Быстро ли ты засыпаешь, ложась отдыхать?

32.  Охотно ли ты выступаешь на собрании, занятиях?

33.  Легко ли у тебя портится настроение?

34.  Легко ли тебе прервать работу, которой занят?

35.  Можешь ли ты помолчать, чтобы не мешать другим?

36.  Можешь ли ты не «поддаваться на провокацию»?

37.  Легко ли ты срабатываешься с другими людьми?

38.  Всегда ли ты взвешиваешь все «за» и «против» перед принятием важного решения?

39.  Можешь ли ты проследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какуюнибудь книгу?

40.  Легко ли тебе завязать разговор с попутчиками?

41.  Можешь ли ты удержаться от вступления в спор, если знаешь, что это ни к чему не приведет?

42.  Охотно ли ты берешься за работу, требующую большой точности движений?

43.  Можешь ли ты изменить принятое решение, если мнение других не совпало с твоим?

44.  Быстро ли ты привыкаешь к новой организации труда?

45.  Можешь ли ты поработать ночью, если днем тоже работал?

46.  Быстро ли ты читаешь художественную литературу?

47.  Быстро ли ты отказываешься от своих планов из-за препятствий?

48.  Можешь ли ты держать себя в руках в тех ситуациях, которые этого требуют?

49.  Легко ли ты просыпаешься?

50.  Можешь ли ты сдержаться от немедленной импульсивной реакции?

51.  Можешь ли ты работать в условиях шума?

52.  Можешь ли ты в случае необходимости не говорить всей Правды прямо в глаза?

53.  Умеешь ли ты сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т.п.?

54.  Быстро ли ты привыкаешь к новому окружению?

55.  Любишь ли ты разнообразие и частую смену обстановки?

56.  Достаточно ли тебе ночного сна для полного восстановления сил, если днем ты выполнил тяжелую работу?

57.  Избегаешь  ли  ты  занятий,  которые  требуют  выполнения  разнообразных  действий  в течение короткого времени?

58.  Справляешься ли ты с большинством возникающих трудностей самостоятельно?

59.  Ожидаешь ли ты, пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?

60.  Бросился ли бы ты в воду, чтобы спасти утопающего, если бы умел плавать?

61.  Способен ли ты к напряженной работе (учению)?

62.  Можешь ли ты воздержаться от замечаний, если они неуместны?

63.  Придаешь ли ты значение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т.п.?

64.  Легко ли ты переключаешься с выполнения одной деятельности на другую?

65.  Всегда ли ты тщательно взвешиваешь все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?

66.  Бывает ли, что ты бурно реагируешь на чужую грубость?

67.  Легко ли тебе сдержаться, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужие бумаги?

68.  Скучно ли тебе выполнять однообразные, стереотипные действия?

69.  Легко ли тебе придерживаться правил поведения в общественных местах?

70.  Умеешь  ли  ты  воздерживаться  во  время  разговора,  выступления  или  ответа  от  ненужных движений, жестикуляции?

71.  Любишь ли ты оживленную обстановку вокруг себя?

72.  Любишь ли ты выполнять работу, требующую больших усилий?

73.  В состоянии ли ты в течение длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности?

74.  Любишь ли ты работу (занятие), которая требует быстрых движений?

75.  Владеешь ли ты собой в трудные минуты жизни?

76.  Сразу ли ты встаешь после того, как проснешься?

77.  Можешь  ли  ты,  выполнив  порученную  тебе  работу,  терпеливо  ждать,  когда  окончат работу другие?

78.  Действуешь ли ты так же уверенно, как всегда, после того как увидел что-то неприятное (досадное, обидное)?

79.  Быстро ли ты просматриваешь ежедневную прессу?

80.  Случается ли, что ты говоришь так быстро, что тебя трудно понять?

81.  Можешь ли ты нормально работать, если не выспался?

82.  Можешь ли ты работать длительное время без перерыва?

83.  Можешь ли ты работать, если у тебя болит голова, зубы и т.п.?

84.  Можешь ли ты довести спокойно свою работу до конца, когда знаешь, что твои товарищи ждут тебя или развлекаются?

85.  Быстро ли ты отвечаешь на неожиданные вопросы?

86.  Быстро ли ты говоришь?

87.  Можешь ли ты спокойно работать, если должны прийти гости?

88.  Легко ли ты меняешь свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?

89.  Терпелив ли ты?

90.  Можешь  ли  ты  приспособиться  к  темпу  работы  человека,  который  гораздо  медлительнее тебя?

91.  Можешь ли ты организовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнить несколько совместимых друг с другом дел?

92.  Меняется ли твое мрачное настроение в веселой компании?

93.  Можешь ли ты без особого напряжения одновременно делать несколько дел?

94.  Сохраняешь ли ты присутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?

95.  Любишь ли ты работу, выполнение которой требует большой точности движений?

96.  Сохраняешь ли ты присутствие духа, если страдает близкий тебе человек?

97.  Полагаешься ли ты на себя в трудных ситуациях?

98.  Чувствуешь ли ты себя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?

99.  Можешь ли ты сразу же прервать разговор, если этого требует ситуация (например, начало сеанса, собрания, лекции)?

100.  Легко ли ты приспосабливаешься к тому, как работают другие?

101.  Любишь ли ты часто менять вид занятий?

102.  Стремишься ли ты взять инициативу в свои руки, если происходит что-то неожиданное?

103.  Удерживаешься ли ты от смеха в неподходящий момент?

104.  Сразу ли ты полностью включаешься в работу?

105.  Выступаешь ли ты против того, с чем не согласен?

106.  Можешь ли ты справиться с состоянием временной депрессии?

107.  Засыпаешь ли ты как обычно, если сильно утомлен умственной работой?

108.  Можешь ли ты долго ждать, не раздражаясь (например, в очереди)?

109.  Воздерживаешься ли ты от вмешательства, если знаешь, что оно ни к чему не приведет?

110.  Можешь ли ты хладнокровно подыскивать аргументы в процессе бурного спора?

111.  Сразу ли ты находишь нужное решение при неожиданном изменении ситуации?

112.  Можешь ли ты не шуметь, если тебя просят об этом?

113.  Без  особых  ли  уговоров  ты  соглашаешься  на  то,  чтобы  подвергнуться  неприятным медицинским процедурам?

114.  Можешь ли ты работать с большим напряжением сил, интенсивно?

115.  Охотно ли ты меняешь место отдыха, развлечений?

116.  Трудно ли тебе приспособиться к новому распорядку дня?

117.  Спешишь ли ты с помощью в случае неожиданных происшествий?

118.  Удерживаешься ли ты от ненужных возгласов или жестов, наблюдая спортивные соревнования, выступления в цирке и т.п.?

119.  Любишь ли ты работу (занятия), где приходится разговаривать со многими людьми?

120.  Контролируешь ли ты выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и др.)?

121.  Нравится ли тебе работа, требующая активных физических упражнений?

122.  Считаешь ли ты себя человеком отважным?

123.  Меняется ли у тебя голос (трудно ли тебе говорить) в необычной ситуации?

124.  Умеешь ли ты справиться с желанием все бросить в случае неудачи?

125.  Можешь  ли  ты  в течение  длительного  времени  сидеть  (стоять)  спокойно, если тебя просят об этом?

126.  В состоянии ли ты сдерживать свой смех, если знаешь, что это может кого-то задеть?

127.  Легко ли твое грустное настроение сменяется радостным?

128.  Трудно ли тебя вывести из равновесия?

129.  Легко ли тебе соблюдать все принятые в твоем окружении условности?

130.  Любишь ли ты выступать публично?

131.  Приступаешь ли ты к работе сразу, без длительной подготовки?

132.  Готов ли ты спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?

133.  Энергичны ли твои движения?

134.  Охотно ли ты берешься за ответственную работу?

Бланк теста «Диагностика темперамента Стреляу»

ФИО_________________________________ Возраст______ Дата_________

Да2

Нет0

?1

Да2

Нет0

?1

Да2

Нет0

?1

Да2

Нет0

?1

Шкалы

Норма

Сила

Слабость

№?? да

№?? нет

Возбуждение

25-49

>50

<24

3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122,124,130,132, 133,  134.

47, 51, 107, 123

Торможение

21-43

>44

<20

2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

18, 34, 36, 128

Подвижность

24-48

>49

<23

1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

25, 57, 63, 116

F=возб./торм.= 0,85 - 1,15 – норма (уравновешенность)

                              Мел. – слабый, неур. подв. или инерт.                Сангв. – сильн, ур., подв.

                              Флегм. – сильн, уравн., инерт.                             Холер. – сильн., неур., подв.

Результат_________________________________________________________

Педагог-психолог

Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.

У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.

Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

Если на схеме расположить все темпераменты в системе координат, в точке начала которых сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), то другие темпераменты отклоняются от него в зависимости от выраженности черт трех координат типа нервной системы, характерных этим темпераментам.

Темперамент, Типы, Темперамента, Подвижность, Нервных, Процессов, Тестирование, Темперамента, Набор, Биологических, Особенностей, Личности, Типы, Нервной, Системы, Соответствуют, Темпераментам, Меланхолик, Флегматик, Сангвиник, Холерик, Тип, Влияет, Способности, Человека, Методика, Яна, Стреляу, Уровни, Процессов, Возбуждения, Торможения

Описание шкал

 

Уровень процессов возбуждения

Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение  высокой  производительности;  низкая  утомляемость;  высокая  работоспособность и выносливость.

Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели  по  теппинг-тесту;  медленные:  включаемость  в  работу,  врабатываемость  и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые  сенсорные  сигналы,  хорошая  реакция;  высокий  самоконтроль,  собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы;  плохая  реакция,  неровное  реагирование,  неадекватные  реакции,  склонность к истерии.

 

Уровень подвижности нервных процессов

Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

 Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

 

Уравновешенность по силе

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.

Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный  индивидуум  отличается  неуравновешенностью  своей психологической  активности.

Причем  если  значение  дроби  больше  1,15  -  это  означает  неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные  эмоциональные  переживания,  неустойчивое  настроение,  слабое  терпение,  агрессивное поведение, переоценка своих  способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Если  значение  меньше  0,85  -  это  означает  неуравновешенность  в  сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

Опросник
структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)
(взрослый и детский варианты)


Опросник личностный. Служит для диагностики темпераментных особенностей человека. Разработан В.М. Русаловым, на основе собственной концепции темперамента.
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Состоит из 105 вопросов. В тесте предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желаемые ответы.
Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе кадровых служб. Зато у HR-менеджеров есть возможность применять опросники для определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется не так уж и мало.
Темперамент рассматривается автором как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина.

Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы:

1. афферентный синтез соответствует эргичности;
2. блок программирования — пластичности;
3. блок исполнения — темпу;
4. обратная связь — эмоциональной чувствительности.
Каждое измерение состоит из двух подизмерений:
1. объективно ориентированного;
2. субъективно ориентированного (или коммуникативного).
Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой: с предметным миром и обществом. Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):
1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.
2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального
5. Контакта.
6. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
7. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
8. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
9. Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Разработана и компьютерная версия теста.
Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.
Опросник может быть одинаково эффективно использован как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.
При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале "К" (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.

Детский вариант

1. Проворный ли ты человек?
2. Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?
3. Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?
4. Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?
5. Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?
6. Задевают ли тебя замечания других людей?
7. Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?
8. Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?
9. В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?
10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
11. Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?
12. Ты когда-нибудь опаздывал на урок?
13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?
14. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
15. Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и большой сосредоточенности?
16. Утомительно ли тебе быстро говорить?
17. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?
18. Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?
19. Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?
20. Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?
21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?
22. Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?
23. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?
25. Легко ли тебе делать одновременно много дел?
26. Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?
27. Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?
28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?
29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу?
30. Легко ли тебе общаться с людьми?
31. Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке?
32. Все твои привычки хороши?
33. Быстры ли твои движения?
34. Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?
35. Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?
36. Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?
37. Разговорчивый ли ты человек?
38. Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?
39. Ты обычно говоришь свободно, без запинок?
40. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?
41. Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?
42. Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроках?
43. Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми?
44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?
45. Легко ли тебе сходу, без особых раздумий, задавать вопросы?
46. Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения?
47. Легко ли тебе переключиться на новое дело?
48. Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?
49. Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?
50. Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?
51. Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?
52. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, независимо от того, можешь ты это или нет?
53. Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?
54. Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?
55. Любишь ли ты быстрые игры?
56. Много ли в твоей речи пауз?
57. Легко ли тебе внести оживление в большую компанию?
58. Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом?
59. Трудно ли тебе переключаться с одного задания на другое?
60. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?
61. Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связанные с учебой?
62. Любишь ли ты бывать в большой компании?
63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе?
65. Злишься ли ты иногда по пустякам?
66. Склонен ли ты делать много дел одновременно?
67. Держишься ли ты свободно в большой компании?
68. Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав?
69. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки?
70. Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?
71. Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?
72. Быстро ли ты читаешь вслух?
73. Ты иногда сплетничаешь?
74. Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?
75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили в трудную минуту?
76. Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?
77. Любишь ли ты выполнять дела в быстром темпе?
78. В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?
79. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?
80. Долго ли ты переживаешь ссору с товарищами?
81. Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?
82. Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?
83. Обычно ты предпочитаешь легкую работу?
84. Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?
85. Легко ли тебе первому начать разговор в компании?
86. Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?
87. Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?
88. Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?
89. Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?
90. Держишься ли ты скованно в компаниях ребят?
91. Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?
92. Нравится ли тебе быстро говорить?
93. Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?
94. Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?
95. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?
96. Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?
97. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?
98. Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени?
99. Легко ли тебе, не долго думая, обратиться с просьбой к взрослому человеку?
100. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими людьми?
101. Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений?
102. Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?
103. Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения?
104. Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?
105. Любишь ли ты подолгу оставаться один?

Опросник темперамента Русаловой

Ф.И.___________________________________Возраст________Дата________

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

1

22

43

64

85

2

23

44

65

86

3

24

45

66

87

4

25

46

67

88

5

26

47

68

89

6

27

48

69

90

7

28

49

70

91

8

29

50

71

92

9

30

51

72

93

10

31

52

73

94

11

32

53

74

95

12

33

54

75

96

13

34

55

76

97

14

35

56

77

98

15

36

57

78

99

16

37

58

79

100

17

38

59

80

101

18

39

60

81

102

19

40

61

82

103

20

41

62

83

104

21

42

63

84

105

Шкалы

№?? да

№?? нет

Итого

эргичность

4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.

27, 83, 103.

социальная эргичность

11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

3, 34, 74, 90, 105

пластичность

20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104

54, 59

социальная пластичность

2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

31, 81, 87, 93

темп

1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

29, 43, 70, 94

социальный темп

24, 37, 39, 51, 72, 92

5, 10, 16, 56, 96, 102

эмоциональность

14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97

социальная эмоциональность

6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100

контрольная

32, 52, 89

12, 23, 44, 65, 73, 82

5-8 норма

Сангв. - все в норме;                                                                 Флегмат. – все низкие показат.

Холерик – высокие эргичность, темп, эмоц-ть, пласт. (N и >)

Мелан. – низкие эргичн., пласт., темп и N или высокие по эмоцион.

Результат________________________________________________________

Педагог-психолог        

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник - среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента.
Холерик - высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик - низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик - низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека имеется так называемый смешанный тип темперамента.
Отдельно для каждого испытуемого устанавливаются два типа его темперамента: один, который проявляется в работе, и другой, который проявляется в общении с людьми.
•· Высокие значения (ВЗ) от 9 до 12 баллов
•· Средние значения (СЗ) от 4 до 8 баллов
•· Низкие значения (НЗ) от 0 до 3 баллов

Шкалы опросника ОСТ содержит следующие шкалы:

1. Предметная эргичность - в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

2. Социальная эргичность - связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.·
ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.·
НЗ: человек испытывает большие трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.·
СЗ: человек избирателен в установлении контактов. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

3. Пластичность - выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности.
ВЗ - легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ - склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ - широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ - трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5.Темп или Скорость - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ - замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
ВЗ - высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия.
НЗ - незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ - высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ - низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
ВЗ - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ - адекватное восприятие своего поведения.

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы выбрали ответ "да", поставьте крестик или галочку в графе "да". Если Вы выбрали ответ "нет", поставьте крестик (галочку) соответственно в графе "нет"».

Текст опросника
Взрослый вариант

1. Подвижный ли Вы человек?
2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
6. Ранимый ли Вы человек?
7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
13. Нравится ли Вам быстро бегать?
14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?
18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?
23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
26. Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
29. Любите ли Вы сидячую работу?
30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
32. Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
33. Быстры ли у Вас движения рук?
34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
35. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
36. Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
37. Разговорчивый ли Вы человек?
38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
42. Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
47. Легко ли Вы "генерируете" новые идеи, связанные с работой?
48. Сосёт ли у Вас "под ложечкой" перед ответственным разговором?
49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
63. Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
68. Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
72. Быстро ли Вы читаете вслух?
73. Вы иногда сплетничаете?
74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
76. Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
83. Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
91. Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
92. Нравится ли Вам быстро говорить?
93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
101. Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
102. Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

Литература.
Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). – Челябинск, 2004. – 92с. (с. 30-37)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темперамент. Типы темперамента.

Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента....

Темпераменты во внешности и поведении, профориентация темпераментов

Материал содержит презентацию и теорию для проведения классного часа...

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

Темперамент и его виды.Определение темперамента моих одноклассников

Автор: Ивлева Яна ВячеславовнаУченица и обучающаяся 9 "б" Класса МОУ СШ№3Города Тутаева Ярославской областиРуководитель:Черепанова Татьяна ВячеславовнаУчитель биологии МОУ СШ№3 Данная и...

Темперамент. Виды темперамента

впрезентации рассказывается о видах темперамента, даются советы для каждого вида темперамента...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине психология с применением педагогической технологии: Кейс технология ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА

Методическая разработкаучебного занятия по дисциплине психология с применениемпедагогической технологии: Кейс технология  ДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТАЦель: закрепить навыки обследования спортсме...