Программа Самопознание (для старшеклассников)
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

В материале представлены темы занятий по развитию самопознания у учащихся старших (9-11х) классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samopoznanie_dlya_starsheklassnikov.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТ: « ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  НАВЫКАМ САМОРАЗВИТИЯ И САМОПОЗНАНИЯ»

Составитель: педагог-психолог православной школы «Плёсково» Архипова Ю.С.

ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время в школе существует потребность у старшеклассников в живом человеческом участии в их личностных проблемах, эмоциональных переживаниях, психологических трудностях, страхах, сомнениях, переживаниях неудач, бурных эмоций. Как психолог, считаю приоритетным направлением в работе с учащимися старшей школы работу по развитию эмоционального интеллекта, культуры чувств, выработке навыков поддержки и самоподдержки, коррекции мотивационной, психо-эмоциональной сферы.

    В подростковом возрасте особенно актуальной становится психологическая поддержка учащихся. Трудно учителям, трудно родителям, трудно самим подросткам. Задача школьного психолога – помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать неуверенность в себе в различных ситуациях, выдерживать трудные ситуации, научить общаться.

     Специально организованная групповая работа с подростками  будет способствовать реализации на практике названных задач. Сформулирую цели и задачи групповых занятий более чётко и развёрнуто.

Цели:

- Формирование коммуникативных навыков, стрессоустойчивости, владения своими чувствами (развитие эмоционального интеллекта)

- Коррекция мотивационной сферы учащихся

- Создание позитивной установки в жизни, толерантного восприятия себя и окружающих

Задачи:

- Помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны

- Научить их преодолевать неуверенность в себе в различных ситуациях

- Обучить навыкам конструктивного, толерантного общения

- Способствовать повышению самооценки, веры в свои силы, стрессоустойчивости

- Обучить навыкам психологической поддержки и самоподдержки

     Наиболее эффективной формой групповых занятий с психологом является тренинговая форма работы с использованием психологических игр и упражнений, дискуссий и обсуждений, элементов сказкотерапии и психодрамы, тестирования.

     Оптимальный режим занятий – одно занятие в неделю во внеурочное время продолжительностью 1,5-2 часа ( с учётом возрастных особенностей учащихся и нагрузки по основным школьным предметам ).

     Данная программа предназначена для групповой работы с подростками 14-16 лет (9е-11е классы).

     В зависимости от конкретных условий допускаются корректировки программы.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дата занятия

               Номер и тема занятия

Комментарии, техники

1.Будем знакомы! Презентация своего имени.

Игры и упражнения на знакомство, умение себя представить.

2.Что такое тренинг? Принимаем правила.

Выработка, принятие и усвоение основных норм и правил тренинговой формы работы.

3. Способы знакомства и восприятия друг друга.

Репрезентативные системы. Развитие внимания.

4. Навыки самораскрытия. Самопрезентация. Представление себя 1.

Игры и упражнения на самораскрытие.

5. Кто я? Представление себя 2.

Техника коллажа.

6. Развиваем навыки самопознания. Тесты, как один из способов, помогающий познать себя.

Тесты на особенности личностного развития. Айзенк, Кеттел и т.п.

7. Мои способности. Память, внимание, мышление.

Диагностическое занятие с использованием методик: Корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, методика запоминания 10 слов, Лурия.

8. Как улучшить свою память?

Методы опосредованного запоминания.

9. Как стать более внимательным?

Знакомство с основными методами повышения, тренировки внимания.

10. Работа над собой. Как я могу использовать свои сильные стороны.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся.

11. Что такое чувства?

Развитие эмоциональной сферы учащихся через игры и упражнения на знакомство с эмоциями.

12. Делимся чувствами. Навыки доверительного общения.

Развиваем навыки, основы конструктивного общения.

13. Такие разные чувства. Толерантность, принятие чувств других людей.

Упражнения, направленные на повышение осознавания и распознавания своих чувств и чувств других людей.

14. Гнев – одно из наших чувств. Способы совладания с сильными чувствами.

Обучение навыкам самоконтроля.

15. Гнев – это нормально1. Как не быть его слугой?

Обучение способам управления гневом.

16. Гнев – это нормально2. Я хозяин своего гнева.

Знакомство с восточными способами совладания с гневом.

17. Гнев – это нормально 3. Я мастерски управляю своим гневом.

Знакомство с западными способами управления гневом.

18. Страх – одно из наших сильных чувств. Фантазии и реальность.

Проживание и изживание в игровой форме страхов. Обучение навыкам работы со своими страхами.

       

19. Чем мы похожи? Чувства нас объединяют.

В играх и упражнениях развитие чувства идентичности.

20. Мы разные и это здорово! Снова о толерантности.

Развитие толерантных черт личности через навыки самопознания и саморазвития.

21. Сферы человеческой жизни. Мысли, чувства, поведение.

Учимся и тренируемся различать чувства, мысли, поведение.

22. Что такое ответственность? Типы ответственности.

Обучение навыкам распознавания типов ответственности перед собой, перед другими.

23. Что значит отвечать за своё поведение? Навыки самоконтроля.

Продолжаем закреплять и осваивать навыки самоконтроля.

24. Я – гений общения!(1 часть)

Освоение и тренировка навыков конструктивного взаимодействия. Я-высказывания. Ты-высказывания.

25. Я – гений общения!(2 часть)

Освоение и тренировка навыков конструктивного взаимодействия. Как проявлять интерес к личности и быть интересным.

26. Я – гений общения!(3 часть)

Освоение и тренировка навыков конструктивного взаимодействия. Психологическая поддержка.

27. Какой у меня характер?

Тестирование по программе «Тинейджер» - определение характера.

28. Я и мой характер. Кто кого?

Принятие своих сильных и слабых особенностей характера, применение навыков саморазвития.

29. Я и мой характер. Учусь поддержке и самоподдержке.

Обучение навыкам психологической поддержки и самоподдержки.

30. Мои жизненные ценности – мои опоры.

Обучение навыкам повышения уровня самосознания через осознание и актуализацию собственных ценностей.

 31. Как сказать «нет» и не потерять друзей.

Овладение навыками конструктивного отказа в ситуации провокации, оказания психологического давления.

 32. Как находить «нравиться» в том, что делать нужно?

Через осознание своих предпочтений улучшаем качество жизни. Игры и упражнение на поиск конструктивных подходов к жизненным ситуациям.

33. Думая о будущем. Что в моей психологической копилке?

Анализ накопленных психологических знаний и навыков, беседа на тему, как они пригодятся нам в будущем.

резерв.

34. Думая о будущем. Мой золотой запас. Как я могу поделиться тем, что узнал, с другими?

Осознание своего психологического потенциала через обмен знаниями и опытом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Старшеклассник"

Воспитательная работа в классе – организация жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющая собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и сод...

Программа занятий для старшеклассников по теме "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА"

Материалы к занятиям по профилактике тревожности учащихся старшей школы при подготовке к экзаменам. Занятия содержат способы преодоления организационных, когнитивных и личностных трудностей учащихся, ...

Программа "Психология для старшеклассников"

Психология для старшеклассников...

Программа конференции для старшеклассников. «70 – летие Нюрнбергского процесса»

Сценарий конференции для старшеклассников о Нюрнбергском процессе над руководителями  фашистской партии и фашистского государства...

Программа профориентации для старшеклассников

Основная идея программы заключается в том, чтобы помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии....

Программа занятий для старшеклассников по формированию готовности к созданию семьи"Становление"

Прорамма "Становление" включает разработки занятий для старшеклассников по формированию готовности к всуплению в брак, созданию семьи, ответственному родительству....