Статья "Некоторые результаты исследований в профессиональном самоопределении старшеклассников"
статья по психологии (10, 11 класс) по теме

Жижова Ольга Владимировна

Результаты исследований по выбору профессии старшеклассниками в рамках сетевой модели профильного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

 О.В.Жижова

МОУ СОШ №6

                                                                 Найти свою дорогу,

                                                                 Узнать свое место –

                                                                 В этом все для человека,

                                                                 Это для него значит

                                                                 Сделаться самим собой.

                                                                                                   ( Белинский В.Г.)

  Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

  Период выбора профессии хронологически совпадает с юношеским возрастом. Характерные для данного периода психологические особенности - это повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость, нередко встречающееся обостренное чувство одиночества – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией. Поэтому с особенной силой юношей и девушек тревожит целый спектр животрепещущих вопросов, относящихся к сфере профессионального самосознания.

  Помочь старшеклассникам решили инициативные педагоги. В 2003-04  учебном году в г. Мичуринске на базе школ №18, 16, 8 была создана сетевая модель предпрофильной подготовки и профильного обучения для учащихся перечисленных учебных заведений. Ресурсным центром стала средняя школа №18. Суть работы сетевой модели – использование учебных ресурсов трех школ для обучающихся по их профессиональному  самоопределению. Учителя этих школ включились в создание элективных курсов для учащихся по различным учебным предметам, что и определило основные направления предпрофильной подготовки. Главной задачей создания элективного курса для учителя стало привитие подросткам интереса к учебному предмету.  Восьмиклассникам предлагалось выбирать в год по 2-3 элективных курса, девятиклассникам  – по 4-6 курсов. Чтобы изучить мотивацию выбора курсов, психологом для учащихся разрабатывались анкеты, опросники, проводились мониторинги 2-3 раза в год. Целями мониторингов предпрофильной подготовки стали: обоснованность выбора элективных курсов обучающимися, наличие у подростков интереса к учебным предметам и профессиям. На начало предпрофильной подготовки выбор элективных курсов учащимися зависел от: ориентации на любимый  предмет (50%); интереса к будущей профессии (35%); влияния  родителей (20%); устоявшиеся интересы отсутствовали у 20%.   Степень осведомленности о профессиях у подростков была низкая. Понятия «способности» и «качества личности» смешивались и путались обучающимися. Подростки затруднялись отразить конкретную профессию с помощью понятий «способности» и «качества личности». У 30% учащихся наблюдалось отсутствие устоявшегося интереса к учебным предметам.

  Предпрофильная подготовка дала свои результаты: учащиеся открыли для себя новые направления в учебных предметах, практически попробовали себя в различных видах творческой учебной деятельности и определили для себя интересующие их области знаний. Если на начальном этапе создания сетевой модели большинство обучающихся выбирали элективные курсы по любимому учебному предмету, то постепенно, с развитием и совершенствованием сетевой модели для учащихся приоритетным направлением выбора курсов стала ориентация на будущую профессию. На этапе зарождения предпрофильной подготовки обучающиеся выбирали элективные курсы, проходившие в стенах своей школы, со временем география посещения расширилась и учащихся привлекала не школа, а то нужное направление, которое интересовало подростков. На сегодняшний день уже 33% родителей, по мнению восьмиклассников и девятиклассников, принимают участие в профессиональном самоопределении своих детей. Родители играют еще слишком малую роль в профориентации детей, или, возможно, подростки еще до конца не осознали  роль родителей в ориентации детей на профессию. Профилизация образования дает возможность чаще обсуждать профессиональную направленность ребенка с родителями. По результатам опросов, 75% обучающихся получает основную информацию о будущей профессии от родителей.

  Через анкетирование, диагностику, классные часы, экскурсии, встречи с людьми интересных профессий, элективные курсы учащиеся лучше узнают себя, сопоставляют свои возможности; расширяют знания о профессиях, анализируют свои способности и пробуют себя в разных областях знаний.

Ежегодные конференции, проводимые в конце учебного года, помогают будущим восьмиклассникам и девятиклассникам сетевой модели ориентироваться в огромном количестве элективных курсов. Инициативной группой педагогов был разработан портфолио для обучающихся по итогам посещения курсов, где каждый учитель отражал достижения и результаты итоговых работ данного ученика. Оценивание прохождения элективных курсов выражалось в баллах от 1 до 10, где учитывались посещаемость, участие в проектах, выполнение творческих заданий.

  В профессиях на первых порах учащихся привлекали: заработная плата (58%), карьера (52%),  престиж (43%). После года предпрофильной подготовки девятиклассники уже выделяли главное для себя в любой профессии: интерес, увлеченность, любовь к работе;  квалифицированность; достойную оплату труда; знания о профессии; серьезное отношение к труду; хороший коллектив; умение общаться; условия работы; престижность и успех. По мнению учащихся, им трудно правильно выбрать профессию по следующим причинам:  страшно ошибиться; из-за многообразия профессий; у большинства профессий маленькая зарплата; у учащихся широкий спектр интересов; трудно найти работу по выбранной специальности; трудно получить соответствующее образование; нет достаточных знаний о себе; мало достойных профессий; мало учебных заведений в городе. Подростки считают, чтобы помочь им в профессиональном самоопределении, надо: знакомить с различными профессиями; сделать поступление в ВУЗы бесплатным; дать возможность учащимся определиться самим; помочь узнать себя.

  Подростки посещали курсы по интересам; учителя находили с обучающимися взаимопонимание, и специфика работы педагогов удовлетворяла запросам учащихся; старшеклассники серьезнее стали относиться  к выбору профессии.

  По окончании прохождения элективных курсов, учащимся предлагались опросники для выявления более интересных и востребованных курсов, а также наиболее творчески работающих учителей. Результаты опросов  помогали педагогам анализировать свою работу и корректировать ее перед проведением следующего курса. Такие совещания по результатам мониторингов стали неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагогов и способствовали совершенствованию всей предпрофильной работы  сетевой модели. Обучающиеся, заинтересованные элективными курсами, давали обдуманные предложения для учителей по доработке курсов: использовать больше упражнений с практической направленностью; улучшить содержание;  на занятия выделять больше часов; использовать более сложные задания;  улучшить оборудование; использовать экскурсии, фильмы и т.д.

  Практика подсказывает: по каждому учебному предмету в сетевой модели необходимо иметь минимум по 2-3 элективных курса; стимулировать педагогов на создание один раз в год новых интересных курсов для учащихся; в направленности курса придерживаться цели на заинтересованность подростков учебным предметом; использовать новые  методы  и приемы; включать в занятия выполнение творческих заданий, проектов учащимися индивидуально и в группах по предложенной, или выбранной обучающимися, тематике.

  Таким образом, пройдя через определенное количество элективных курсов, подростки могли более осознанно выбрать профиль для дальнейшего обучения. С помощью опросников учащимся предлагалось выбирать интересующее их направление обучения с определенным набором учебных предметов, предназначенных для углубленного изучения, а также набор элективных курсов. В сетевой модели средних школ №18, 16, 8 стали работать следующие профили: гуманитарный, филологический, естественно-научный, физико-математический, социально-экономический, информационно-технический.

   В 10-11 классах проведение мониторингов продолжилось, но уже с целью выявления мотивов выбора профиля обучения. Вот некоторые выводы по результатам опросов. На выбор профиля учащимися влияет: ориентация на будущую профессию (около 50%), на любимый предмет (около 20%),  родители (7 %) (Приложение № 1). Сложно было определиться с выбором направленности обучения 16% подростков. 35% десятиклассников осознавали свой неправильный выбор профиля. Всего 34% десятиклассников соответствовали выбранному профилю обучения, согласно полученным  данным из анкет (их ориентация на профессию, учебное заведение, профильные предметы, которые потребуются для поступления в ВУЗ). Для правильного выбора профиля десятиклассники рекомендовали девятиклассникам:  повышать уровень знаний нужных предметов; определиться с профессией; придерживаться жизненных целей; ориентироваться на экзамены в ВУЗ; посоветоваться с родителями;  обратиться к психологу; сдать профильные предметы.

  В 2007 году состоялся первый выпуск учащихся, прошедших предпрофильную подготовку и профильное обучение. Вот некоторые  сравнительные результаты исследований. У большинства учащихся выбор профиля обучения не соответствует их образу выбираемой профессии. Обучение в профильном классе влияет на выбор профессии по данному профилю (Приложение № 2).

  Подводя первые предварительные итоги работы по профессиональному самоопределению учащихся, можно выделить следующие проблемы: рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии; представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах; рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора; неадекватная самооценка; отсутствие ответственности за свой профессиональный выбор и желание перенести ее на взрослых.

   Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Этому и пытаются учить подростков педагоги сетевой модели профессионального самоопределения г. Мичуринска.    

Приложение №1

Выбор профиля обучения учащимися 9-х классов школы №18.

                        

     

- Связь с будущей профессией

- Нравится учебный предмет

- Повлияли родители

- Не определились на конец I полугодия 10 кл.

                                                                 

- Повлияли друзья

         Большинство учащихся связывают свой выбор профиля с будущей профессией.

Приложение №2.

Выбор профессии выпускниками школ №18, 16.

У большинства учащихся выбор профиля обучения не соответствует их образу выбираемой профессии. Обучение в профильном классе влияет на выбор профессии по данному профилю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...

«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»

Доклад «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе» на региональной  научно-практической конференции «Современные подходы...

Презентация к статье "Некоторые результаты исследований в профессиональном самоопределении старшеклассников"

Презентация сопровождает статью по профессиональному самоопределению школьников....