"Способы мотивации педагогов к саморазвитию"
методическая разработка по психологии на тему

Данная разработка подходит для высупления на педсовете, семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prez_1.ppt2.01 МБ
Файл k_seminaru.docx411.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы мотивации педагогов к саморазвитию ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ «МАЛИНСКАЯ СОШ» ШАБЕЛЬНИК Т.В.

Слайд 2

« Единственная возможность заставить человека сделать что -либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это» Д. Карнеги

Слайд 3

- низкий уровень притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение полной самореализации; - получение желаемой категории, приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведёт к снижению мотивации деятельности ; отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса педагога (повышение категории, признание администрации, родителей, коллег); отсутствие системы контроля профессионального роста педагогов; - напряжённые взаимоотношения с руководством и коллегами и т.д. Факторы, способствующие профессиональному педагогическому застою:

Слайд 4

В анкетировании, направленном на выявление способности к саморазвитию , приняли участие 20 педагогов. активное развитие - 14 человек не сложившееся развитие - 3 человека остановившееся развитие – 3 человека.

Слайд 5

В очень незначительной мере В незначительной мере В небольшой, но и в немаленькой мере В достаточно большой мере В очень большой мере 1.Денежный заработок 3,8% 11,5% 23% 34,6% 27,1% 2.Стремление к продвижению по работе 3,8% 30,8% 38,5% 19,2% 7,7% 3.Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 7,6% 30,8% 57,8% 0% 3,8% 4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 7,6% 30,4% 41,8% 11,4% 8,8% 5.Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 3,8% 11,4% 34,2% 30,4% 20,2% 6.Удовлетворение от самого процесса и результата работы 0% 7,6% 15,2% 45,6% 31,6% 7.Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности 0% 7,8% 38% 41,8% 12,4% Данные, полученные в результате проведения методики, «Изучение мотивации профессиональной деятельности» занесены в таблицу:

Слайд 6

Из проведенного анализа можно сделать общие выводы: увеличивается нагрузка на учителя, в связи с чем и возникает процесс переутомления работников; часть учителей стремится избежать наказания и критики; педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес и желание обучать детей своему предмету; отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту и уважению со стороны коллег; часть педагогов выдвигает на первый план участие в методической работе и повышение квалификации;

Слайд 7

КАК сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию педагогов к самообразованию?

Слайд 8

Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Административные методы страх перед увольнением страх перед наказанием желание иметь стабильную работу - желание формального признания заслуг - издание приказов и распоряжений; объявление выговоров и благодарностей; предоставление дополнительных отпусков; разумное распределение учебной нагрузки.

Слайд 9

Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Экономические Обеспечение своего существования; Желание быть социально защищенным в случае болезни при потери трудоспособности; - Желание быть защищенным в случае экономических спадов - премирование из внебюджетных фондов построение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями) предоставление социального пакета (больничные, отпуска и т.д.)

Слайд 10

Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Психологические мотив получения уважения, признания заслуг; мотив достижения успеха; потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд; - потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства. предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам; привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп и т.д.; включение в резерв руководящих кадров; - перевод на самоконтроль, предоставление самостоятельности в действиях

Слайд 11

Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Социальные желание иметь безопасное и комфортное рабочее место; желание удобного режима работы; желание спокойной работы без стрессов и конфликтов; - желание уверенности в завтрашнем дне. четкие должностные инструкции; своевременное предоставление информации о проверках; составление удобного расписания занятий; - корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки

Слайд 12

В результате вышеперечисленного исследования было установлено, что в основе мотивации педагогов к саморазвитию лежат следующие виды факторов, которые расположились по степени приоритета: 1. Материальные стимулы; 2. Стремление избегать неприятностей; 3. Выполнение требований начальства; 4. Сохранение взаимоотношений с коллегами; 5. Изменение, ради самоутверждения, для того, чтобы реализовать себя в профессиональной деятельности.

Слайд 13

РАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА. ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ВЫДЕЛЯЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШИЕ И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, А НЕБОЛЬШИЕ И ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Слайд 14

В рамках инновационной площадки индивидуальные программы профессионального саморазвития будут сопровождаться проведением проблемных семинаров, психолого-педагогических практикумов и обязательным методическим и психолого-педагогическим консультационным обеспечением.

Слайд 15

УДАЧНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ !



Предварительный просмотр:

Выступление на конференции

 «Непрерывное образование и самообразование педагогов школы:

направления и формы реализации

Слайд 1.    Способы мотивации педагогов к самообразованию.

Слайд 2. « Единственная  возможность   заставить человека сделать  что -либо   это сделать  так,

                чтобы он  сам   захотел сделать  это»                            Дейл Карнеги

Слайд 3.

Очень часто, педагоги, пребывающие в одной и той же деятельности несколько лет, начинают терять интерес к профессии, не находят перспектив для профессионального роста. Наступает застой, которому способствуют следующие факторы:

- низкий уровень притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение полной самореализации;

- получение желаемой категории, приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведёт к снижению мотивации деятельности (может, но не хочет);

- отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса педагога (повышение категории, признание администрации, родителей, коллег);

- отсутствие системы контроля профессионального роста педагогов;

- напряжённые взаимоотношения с руководством и коллегами и т.д.

На начальной стадии инновационного проекта  «Создание инновационной модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогов в МБОУ «Малинская СОШ»» была проведена диагностика педагогов нашей школы на предмет способности и мотивации учителей к саморазвитию .

СЛАЙД 4.

В анкетировании, направленном на выявление способности к саморазвитию, приняло

участие 20 педагогов. Оценка реализации педагогом потребности в развитии производилась

по трём критериям:

активное развитие – 14 человек   (Педагоги данной категории осознают и принимают творческое саморазвитие как

личностно значимую и ценностно-целевую установку. Проявляют потребность в самосовершенствовании, использует комплекс методов для самопознания и критического осмысления опыта своей работы и профессионально-личностных качеств. Способны дать адекватную самооценку своей личности и деятельности. Проявляют активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способны реализовывать свой творческий потенциал. )

 не сложившееся развитие - 3 человека  (Эти педагоги проявляют положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознают ее личностную значимость, но менее проявляют потребность в творческом саморазвитии. Неплохие исполнители, но бывают не уверены в своих профессиональных возможностях. Не всегда испытывают потребность в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов. Степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер и сильно зависит от внешних условий. )

 остановившееся развитие – 3 человека (Анализ препятствующих факторов показал, что практически для всех педагогов наиболее значимыми препятствиями в работе являются состояние здоровья и недостаток времени).

Слайд 5

  1. Методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности»

( К.Замфира в модификации А.Реана)

Данные, полученные в результате проведения данной методики, занесены в таблицу:

В очень незначительной мере

В незначительной мере

В небольшой, но и в немаленькой мере

В достаточно большой мере

В очень большой мере

1.Денежный заработок

3,8%

11,5%

23%

34,6%

27,1%

2.Стремление к продвижению по работе

3,8%

30,8%

38,5%

19,2%

7,7%

3.Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

7,6%

30,8%

57,8%

0%

3,8%

4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

7,6%

30,4%

41,8%

11,4%

8,8%

5.Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

3,8%

11,4%

34,2%

30,4%

20,2%

6.Удовлетворение от самого процесса и результата работы

0%

7,6%

15,2%

45,6%

31,6%

7.Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

0%

7,8%

38%

41,8%

12,4%

Слайд 6.

Из проведенного анализа можно сделать общие выводы:

  1.  Профессиональная жизнь предъявляет к педагогам все более высокие требования (на это сегодня указывают и новые тарифно-квалификационные характеристики педагога  При возросшем уровне требований, несомненно, увеличивается и нагрузка на учителя, в связи с чем и возникает процесс переутомления работников.
  2. Возрастающая ответственность пугает педагогов. Часть учителей стремится избежать наказания и неприятностей, критики со стороны администрации и коллег.
  3. Важно отметить, что педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес и желание обучать детей своему предмету. Удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности являются положительными факторами, способствующими росту профессионализма учителя.
  4. Отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту и уважению со стороны коллег.
  5. Значительная часть педагогов выдвигает на первый план участие в методической работе и повышение квалификации, что непосредственно способствует их профессиональному росту.

Слайд 7.

Для формирования устойчивой внутренней мотивации педагогов стимулирование, которое использует администрация в школе,  должно быть комплексным, дифференцированным, гибким и оперативным. В целях повышения эффективности действия стимулов необходимо соблюдаться принципы доступности, ощутимости, постепенности. Рассмотрим методы и приемы мотивации:

Слайд 8

Группа методов 

Потребности и мотивы 

Методы и приемы мотивирования 

Административные

методы 

  • страх перед увольнением
  • страх перед наказанием
  • желание иметь стабильную работу

- желание формального признания заслуг 

- издание приказов и распоряжений; 

  • объявление выговоров и    

    благодарностей;

  • предоставление дополнительных    

    отпусков; 

  • разумное распределение учебной  

    нагрузки. 

Слайд 9

Группа методов 

Потребности и мотивы 

Методы и приемы мотивирования 

Экономические

- Обеспечение своего существования

- Желание быть социально защищенным в случае болезни при потери трудоспособности

- Желание быть защищенным в случае экономических спадов

- премирование из внебюджетных фондов 

  • построение системы финансового поощрения

 (с обозначенными критериями)

  • предоставление социального пакета

(больничные, отпуска и т.д.) 

Слайд 10

Группа методов 

Потребности и мотивы 

Методы и приемы мотивирования 

Психологические

  • мотив получения уважения, признания заслуг;
  • мотив достижения успеха;
  • потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд;

- потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства.

-предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам;

  • привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп и т.д.;
  • включение в резерв руководящих кадров;

- перевод на самоконтроль, предоставление самостоятельности в действиях

Слайд 11

Группа методов 

Потребности и мотивы 

Методы и приемы мотивирования 

Социальные

  • желание иметь безопасное и комфортное рабочее место;
  • желание удобного режима работы;
  • желание спокойной работы без стрессов и конфликтов;

- желание уверенности в завтрашнем дне.

  • четкие должностные инструкции;
  • своевременное предоставление информации о проверках;
  • составление удобного расписания занятий;

- корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки

Слайд 12.

Следует отметить, что использование приемов мотивирования должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия. Только такая комплексность гарантирует эффективность управленческого влияния.

1. Материальные стимулы;

2. Стремление избегать неприятностей;

3. Выполнение требований начальства;

4. Сохранение  взаимоотношений с коллегами;

5.  Изменение, ради самоутверждения, для того, чтобы реализовать  

      себя в профессиональной деятельности.

Слайд 13

Рекомендация  администрации  для успешной мотивации педагогов:

- ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ

- НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ  ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ

  - ВЫДЕЛЯЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

- БОЛЬШИЕ И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, А НЕБОЛЬШИЕ И ЧАСТЫЕ –  

             УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

-РАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА

Слайд 14

Оптимальным результатом реализации программы будет

осмысление профессиональной позиции и выстраивание траектории

профессионального развития, в зависимости от потребностей и мотивов самого педагога.

Индивидуальные программы профессионального саморазвития будут

сопровождаться проведением проблемных семинаров, психолого-педагогических практикумов и обязательным  методическим и психолого-педагогическим консультационным обеспечением. Именно для этого и существует наш проект.

http://vdogonky.com/wp-content/uploads/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C.jpg

http://zerut.ru/sites/new.zerut.ru/files/imagecache/800xinfinity/bad-teacher.png

Годовой план педагога психолога в детском саду - Сетевая биб…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для самодиагностики способности педагога к саморазвитию

Анкета для самодиагностики способности педагога к саморазвитию...

Творческие задания, как способ мотивации детей

Творческие задания, как способ мотивации детей...

Способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка

Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, кото...

Доклад "Мотивация учащихся к саморазвитию"

Вопрос формирования у школьников потребности в саморазвитии личности в настоящее время еще не разрешен ни в теоретических исследованиях, ни в методических работах, хотя известные ученые подчерки...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Управленческий проект «Проект «СоК-349» *- как способ мотивации профессионального развития и личностного самосовершенствования педагогов ОДОД» *СоК 349 (Содружество Коллективов)

Цель проекта: создание профессиональной команды педагогов.Задачи:Повышение личной эффективности профессиональной деятельностиПовышение коммуникационных навыков и навыков командной работыПреодоление ли...