Доклад "Мотивация учащихся к саморазвитию"
материал по теме

Метленко Екатерина Викторовна

 

Вопрос формирования у школьников потребности в саморазвитии личности в настоящее время еще не разрешен ни в теоретических исследованиях, ни в методических работах, хотя известные ученые подчеркивают значение этой проблемы для теории и практики воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx58.35 КБ

Предварительный просмотр:

Районные педагогические чтения

«Воспитание потребности саморазвития школьников»

Мотивация подростков к саморазвитию

Автор:

Екатерина Викторовна Метленко,

учитель русского языка и литературы

II кв.категории,

 классный руководитель 10 класса

МОУ Квитокская СОШ № 2

Рецензент:

Любовь Яковлевна Ямолтдинова,

руководитель МО классных руководителей

МОУ Квитокская СОШ № 2

г.Тайшет

2009 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2

Глава I. Теоретическое значение темы «Мотивация подростков к саморазвитию»

  1. Цели и мотивы саморазвития…………………………………….3
  2. Этапы целеполагания и мотивации……………………………...4

Глава II. Практические рекомендации к саморазвитию подростков

2.1. « Я хочу заниматься саморазвитием, потому что…»……………5-6

2.2. « Дневник развития»……………………………………………….6-8

2.3. День самоуправления………………………………………………8-9

2.4. Школьная олимпиада………………………………………………9-10

2.5. Презентация и неделя перспектив………………………………. 10-11

2.6. Творческие поручения……………………………………………..11-12

2.7. « Книга больших идей», « Наши успехи»……………………….12

Заключение……………………………………………………………….13.

Список литературы………………………………………………………14

Приложение……………………………………………………………….

Введение                

Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.

Теодор Рузвельт

Вопрос формирования у школьников потребности в саморазвитии личности в настоящее время еще не разрешен ни в теоретических исследованиях, ни в методических работах, хотя известные ученые подчеркивают значение этой проблемы для теории и практики воспитания.

Мне не удалось обнаружить целостных исследований, посвященных изучению процесса и условий успешного формирования у школьников потребности к саморазвитию. Отдельные аспекты интересующего нас вопроса описаны современными учеными: Г.К. Селевко, Е.И. Горячевой, Ф.И. Кевля и т.д. Например, в технологии саморазвития Г.К. Селевко  акценты сделаны на воспитании доминанты самосовершенствования, формировании самоуправляющих механизмов личности, индивидуального стиля деятельности.

Глава I.

Теоретическое значение темы «Мотивация подростков к саморазвитию»

1.1. Цели и мотивы саморазвития

Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему «Мотивация подростков к саморазвитию». Определение целей и задач саморазвития имеет большое теоретическое и практическое значение.

Цель саморазвития – это цель педагогического воздействия, направленного на собственную личность; это мысленное, заранее определяемое представление о результате процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать в соответствии с представлениями личности о сущности, процедурах, методах и средствах данного процесса.

  Для того чтобы учащийся включился по-настоящему в работу, ему требуется мотивация. Осознание мотива деятельности (зачем мне это нужно) необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед подростком, были ему не только понятны, но и  внутренне приняты им. Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны, связанные с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы можно разделить на внешние и внутренние.

                        внешние

                      внутренние

  1. Собственное развитие
  2. Действие вместе с другими и для других
  3. Познание нового неизвестного
  1. Стремление к лидерству, престижу
  2. Стремление оказаться в центре внимания
  3. Получить денежное вознаграждение от родителей

Без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами саморазвития, надо научиться ставить (и достигать) промежуточные цели: видеть отдаленные результаты своей деятельности.

  1. Этапы целеполагания и мотивации

 Формирования целеполагания и мотивации к саморазвитию учащихся подросткового возраста в Квитокской СОШ № 2 происходит в несколько этапов:

1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

Определение необходимости формирования целеполагания и мотивации к саморазвитию – процесс сбора информации, необходимой, чтобы выявить:

1. объем и содержание необходимой помощи педагога для    осуществления саморазвития подростка;

2. наличие педагогов, которые смогут осуществить данную помощь;

3. определение необходимых условий для начала работы;

4. готовность родителей к сотрудничеству с классным руководителем.

Индивидуальная работа с каждым подростком по формированию целеполагания и мотивации:

1.  определение необходимой  педагогу группы поддержки;

2.  составление программы с определением целей и задач;

3.  определение места и времени встречи с подростками, нуждающимися в педагогической помощи, для ее осуществления;

4. приведение работы в соответствие с законами школьной организации.

Продолжение над индивидуальной работой с каждым подростком по формированию целеполагания и мотивации:

1.  выработка критериев определения целей и мотивов;

2.  определение готовности к выполнению поставленных целей;

3.  постоянное обновление целей после их достижений.

Подведение итогов работы по формированию целеполагания и мотивации.

Важно развивать и поддерживать максимально высокий уровень мотивации подростка, который окажет большое влияние на успешность его дальнейшего развития. Проведенная мною работа выявила цели и мотивы, которые определяют подростки.

Глава II.

Практические рекомендации к саморазвитию подростков

2.1. «Я хочу заниматься саморазвитием, потому что …»

В нашей школе было опрошено 112 учащихся 12-14 лет. Было предложено продолжить следующие высказывания: «Я хочу заниматься саморазвитием, потому что …» (можно было дать не более 3 ответов). Типичные ответы представлены в виде таблицы, (приложение № 1). Среди ответов, которые встречались менее 3 раз, можно отметить такие:

- хочу понравиться девочке

- хочу понравиться мальчику

- хочу порадовать бабушку, дедушку

- хочу доказать себе, что что-то могу

- хочу показать пример младшему брату, сестре и т.д.

Как видно из ответов подростков, большинство из них хотят заниматься саморазвитием для того, чтобы занять достойное место среди товарищей или быть лучшим среди актива, спортсменов, отличников школы.  

Я пришли к выводу о необходимости работы по формированию целеполагания и мотивации учащихся подросткового возраста к саморазвитию, так как именно этот этап позволяет определить дальнейшие методы работы и желаемые результаты для каждого подростка. Саморазвитие подростка не должно ограничиваться только школьными достижениями, он должен переживать успехи во всех видах деятельности, а для этого необходимо предоставить ему такую возможность. Подросток проявляет значительный интерес к своим школьным и внешкольным успехам и прилагает усилия для новых достижений. Во многом положительные результаты формируются в общении с взрослыми: подросток принимает и выполняет советы педагогов, родителей.

Предлагаю некоторые идеи и практические рекомендации по построению модели групповой и коллективной работы в классе, набор некоторых форм и методов работы, которые могут быть использованы классными руководителями в работе с классом.

2.2. « Дневник развития»

     Каждому учащемуся с 5-8 классы предстоит вести «Дневник развития», дневник личности, о собственном «я». Работа начинается с построения программы саморазвития. Что отличает каждого как личность и индивидуальность от других людей? Какие особенности поведения, характера делают человека неповторимым и уникальным?

Программа развития

  1. Сформулируйте, чего вы хотите по большему счету, каковы ваши стратегические цели – образовательные и личные.
  2. Определите срок достижения цели.
  3. Какие личностные ресурсы помогут вам достичь поставленной цели (качества, способности, умения)?
  4. Что в вас является препятствием к достижению цели?
  5. Чего вы готовы пожертвовать ради достижения цели?
  6. Продумайте необходимые для достижения цели шаги.
  7. Представьте себя достигшим цели: что вы увидите, услышите, ощутите в этот момент?

 Ребятам предлагается придумать общий план дневника, его содержание, определить, что будет в каждой главе. В нем ребята будут записывать свои мысли о своем воображении, о своих способностях и пр., стараться как можно объективнее оценивать и анализировать свое состояние. Чтобы его вести, нужно прислушиваться к своему «я», узнать все о своей личности. Для начала предлагается представить автора дневника – дать интервью о себе самом. Дети составляют анкету-интервью и индивидуально заполняют ее на специальном бланке. Анкета – первая страница дневника. Возможные пункты анкеты:

  1. Фамилия, имя, отчество;
  2. Возраст, дата рождения;
  3. Увлечения;
  4. Любимый предмет в школе, время года, книга, игра, цвет, животное, еда и т.п.;
  5. Страна, где хотел бы жить;
  6. Кем хотел бы стать;
  7. Знак зодиака;
  8. Внешние данные (рост, вес, и т.д.)
  9. Мечта;
  10.  Цель учебы;
  11.  Цель жизни;
  12.  Главные интересы;

Дневник заполняется индивидуально каждым учащимся при консультационной помощи классного руководителя и родителей. В нем дети отражают путь своего развития, вкладывая различные отзывы, характеристики, результаты тестирования и другую информацию о своей деятельности.

Умение управлять своим временем, планировать свои дела – важное условие успеха любой деятельности.

Структура дневника:

День «зачем», где дети вспоминают и записывают несколько любимых видов деятельности (увлечений, хобби, событий, действий в течение дня). Затем анализируют свои действия и деятельность в целом через вопрос «А зачем я это делаю?»

Что было сделано

Какая польза для меня

Какая польза для окружающих

«Осознать цель», где ребята придумывают и записывают несколько видов деятельности, которой они хотели бы заняться. Затем вновь (через проблематизацию): деятельность – зачем (что даст для личностного развития, как отнесется окружение) – определение новой цели (развития).        

Что я планировал

С какой целью

Что было достигнуто

«Препарирование целей», где ребята пробуют сформулировать Достойную Цель на сегодняшний день, на месяц, на год, а может и на пять лет.        

Закончить работу в  дневнике можно составлением перспективы на будущее.

«Образ будущего»

  1. Насколько реальны поставленные цели;
  2. Каким я хочу стать;
  3. Какое я хочу видеть окружение;
  4. На каком месте работы я вижу себя;
  5. Свой ресурс (способности, наклонности, что я умею)
  6. Могу ли я долго и упорно работать, или интенсивно, но однократно;
  7. Каково мое хобби, что я делаю в свободное время;
  8. Приобретенные навыки, как их можно использовать для достижения цели.        (приложение 2)

2.3. День самоуправления

 Каждый год в нашей школе проходит день самоуправления. Это необходимый компонент содержания современного воспитания. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.         Ребятам  самостоятельно предлагается разработать и провести необычный урок, это продолжит направление деятельности педагога по развитию общеучебных компетентностей.

Возможные варианты: урок игры, урок фантазии, урок-праздник, урок-конкурс, урок сказок, урок поделок и т.п. Главное отметить, что любой урок должен носить обучающий характер: каждый принимающий в нем участие должен научиться чему-нибудь, развить какие-либо свои способности и качества. Кроме того, главная идея любого урока - познание мира.        

Проспект урока

  1. Почему необходим такой урок?
  2. Определите основную предметную область, к которой будет относиться урок.
  3. Опишите основную идею и задачу урока.
  4. Наметь основное содержание урока.
  5. Определите форму занятия.
  6. Опишите варианты оценки результатов деятельности участников на уроке.
  7. Материалы, необходимые для проведения занятия.
  8. Кто будет привлечен к подготовке и проведению занятия?
  9. Сколько времени нужно для максимально успешного урока?

В течение дня ребята проводят свои уроки. Оценку дают сами учащиеся, а также их ученики (приложение 3)

2.4. Школьная олимпиада

 Школьная олимпиада – одна из наиболее популярных форм работы. Она предоставляет возможность, не страшась ошибок и очередной двойки, в духе азартного соревнования, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных задач, которые подбрасывают нам наши родные предметы. Время проведения школьного тура олимпиады определяется в соответствии со сроками районного тура. В нашей школе существует практика проведения школьного этапа олимпиады в виде интеллектуального марафона. В нем участвуют все желающие, ребята с 5 – 8 классы. Они заранее от класса готовят заявку на участие, где проявляют свои творческие способности. Каждый участник ходит со своим маршрутным листом, куда выставляет свои набранные баллы. В актовом зале висит итоговый лист, где можно увидеть баллы участника по каждому предмету. Самое главное, что средний балл выводят сами учащиеся.

Таким образом,  соблюдается древний олимпийский принцип: «Главное не победа, а участие», создаются равные шансы для всех учеников и достигаются основные цели олимпиады:

  1. Расширение кругозора учащихся;
  2. Развитие интереса к школьным предметам;
  3. Отбор и подготовка  участников районной олимпиады (перспектива на

будущее).

Принципом такой олимпиады является, что участник должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые.

Несомненно, олимпиада есть олимпиада, и побеждает в ней сильнейший. А сильнейшим окажется тот, кто – где знанием, где интуицией – преодолеет все трудности.

Когда баллы выставлены и согласованы, определяются победители и призеры. Ими становятся ученики, показавшие наивысшие результаты. Победителя выбирают по каждому предмету. Но и в классе, между учащемися, тоже идет соревнование за первенство. Если работ, заслуживших одинаково высокие оценки, несколько, соответствующее место присуждается им всем. Подведение итогов олимпиады и награждение победителей и призеров проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и денежного вознаграждения (приложение 4)

2.5. Презентация и неделя перспектив

 Презентация и неделя перспектив устраиваются в школе среди классов и должны во времени занимать промежуток, достаточный для спокойного самоанализа и общественной оценки. Заранее участники выставляют все материалы презентации «Образ Я» так, чтобы желающие могли ознакомиться с ними. Участники рассказывают о себе. Особое внимание при этом уделяется достижениям и перспективам будущего развития. Форма, в которой будет проходить представление,- дело каждого участника. Это может быть рукописная книга, на каждой странице которой будет рассказано об особенностях личностного развития; стенд (фотостенд, стенд рисунков); видеоролик; компьютерная презентация и пр. Главное, чтобы весь представленный материал рассказывал об особенностях, возможностях и развитии личности, результатах, анализе деятельности и т.д.                                  

Отдельным пунктом в презентации могут быть представлены перспективы развития личности. У детей необходимо сформулировать понимание, что развитие личности не может остановиться с окончанием программы, что особое значение имеет общественная направленность (полезность для общества) любой личности, а потом все перспективы ее развития должны быть связаны с улучшением окружающей действительности. Все участники могут задавать вопросы, высказывать мнения и давать советы по поводу перспектив развития личности. В конце подводятся итоги, вручаются грамоты и призы, которыми будут отмечены не только участники, но и их родители за помощь в участии этой недели.        

2.6. Творческие поручения

 В каждом классе существуют творческие поручения под девизом: «Никогда не сдаваться! ». Где каждому ученику на неделю дают поручения, в течение этой недели он должен стараться выполнить их и в конце отчитаться.

«Хозяева» или «Вахтеры» - дежурят по коллективу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах, готовят творческие поздравления с днем рождения от имени коллектива (рисуют открытки, пишут стихи и др.)

«Санитары» - заботятся о внешнем виде товарища, о сменной обуви, заботятся о выполнении санитарно-гигиенического режима.

«Книголюбы» - заботятся о сохранности учебников, поддерживают связь со школьной библиотекой, знакомят товарищей с интересными книгами, устраивают книжные выставки, собирают библиотеку  своего класса, ведут «книжную больничку».

«Любознательные» или «Мудрейшие» - проводят викторины, работают с газетами и журналами, ведут рубрику в классном уголке, готовят классные часы, устные журналы.

«Журналисты» - вместе с «Любознательными» готовят небольшие устные рассказы для классного часа, устного журнала в рубриках «Загадки», «Новости»,  «Герои»,  «Тайны вокруг нас».

«Друзья природы» - заботятся о цветах, растениях в классе, ведут «Календарь природы», участвуют сами и привлекают товарищей в операциях по защите природы.

«Веселята» или «Затейники» - находят, придумывают и проводят познавательные и подвижные игры, хранят и пополняют игротеку коллектива, вместе с учителями придумывают интересные, увлекательные классные мероприятия: в том числе с участием родителей, учащихся старших классов.

«Друзья спорта» - подготавливают серии упражнений и проводят физкультминутки, заботятся о том, чтобы ребята делали утреннюю зарядку, помогают учителю проводить спортивные игры, праздники.

2.7. « Книга больших идей», « Наши успехи».

 Важно научить ребят индивидуально анализировать свои поступки и результаты деятельности. Таким анализом могут стать следующий прием:     « Книга больших идей», « Наши успехи». Куда ребята записывают общие достижения класса, вкладывают грамоты, на основе рефлексии оценивают себя, собирают результаты диагностики и отмечают достижения и ошибки    (приложение 5)  

Заключение

Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью у всех ребят. Высокий уровень развития потребности и способности личности к саморазвитию, самопознанию, самоактуализации, самореализации и самосовершенствованию – залог успеха выпускника школы.

Мною были предложены некоторые идеи  и практические рекомендации, которые используют педагоги в нашей школе для саморазвития учащихся.

1 Конец года для класса – время подведения итогов. Так как целый год дети     вели дневник о себе,  поэтому перспективой на этот год будет уместно показать результаты каждого ученика и всего класса, устроить торжественную презентацию этих дневников. Каждый участник в творческой форме представят свою программу развития. Задача – в наиболее яркой форме представить свои возможности и свои планы на будущее. Это может быть:  игра на их инструментах, пение, выставка рисунков или просто яркая убедительная речь о планах стать президентом, космонавтом, учителем, и пр. А может быть рассказ о перспективах развития, фантазии на тему «Когда я буду …..» и т. д. Главное придерживаться структуры программы, так как задача – представление перспектив развития. Остальные участники будут заинтересованно участвовать в обсуждении: задавать вопросы, уточнять, давать советы. Нужно постараться максимально привлечь внимание родителей, педагогов, самих ребят к анализу достижений и получений результатов.                

2 Оформить стенд « Наши перспективы» - они определят многие воспитательные задачи на следующий год.

3 Вести «Дневник развития» с 1 класса при помощи классного руководителя и родителей.

Список литературы

1. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, 2007, № 10.

2. Классный руководитель. Научно-методический журнал, 2003, № 8.

3. Материалы консультации.

4. Тыртышная М.А. 50 идей для классного руководителя. Ростов.: «Феникс»,    

   2008.

Приложение 1

« Я хочу заниматься саморазвитием, потому что…»

Варианты ответов

Внутренние мотивы:

…хочу получить одобрение со стороны учителей

…хочу получить одобрение со стороны родителей

…хочу развить трудолюбие, упорство

…хочу развить память, внимание

…хочу хорошо учиться

6%

14%

16%

40%

20%

Внешние мотивы:

…хочу быть ответственными перед учителями

…хочу быть ответственным перед товарищами

…хочу развить терпеливость, доброжелательность

…хочу быть лучшим

…хочу занять достойное место среди товарищей

10%

24%

20%

50%

60%

…другие ответы

40%

Приложение 2

 

Оценка урока – форма 1

                                ПОКАЗАТЕЛИ

  САМООЦЕНКА

Организованность и продуманность

Актуальность и интерес, проявленный к уроку со стороны участников (внимание, положительные отклики, активность)

Достижение цели  

Уверенность и эмоциональность

Личное участие (вклад в общегрупповую работу)

Какие качества и способности помогли при подготовке и проведении

Что мешало при подготовке и проведении (каких умений было недостаточно)

Оценка урока – форма 2

                      КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1 ГР.

2 ГР.

3 ГР.

Интерес к содержанию

Интерес к форме организации

Интерес к цели (значимость деятельности для личностного развития)

Работа ведущего (уверенность, эмоциональность)

Логичность и продуманность материала

Достоверность и убедительность материала

Использование видеоматериала, иллюстраций и пр.

Другие критерии (дописать самостоятельно)

Рецензия на доклад

           « Мотивация подростков к   саморазвитию»

Доклад состоит из трех частей: вступительной, основной  и заключительной части. Во вступительной части докладчик дает понятие о формировании у школьников потребности в саморазвитии личности.

В основной части доклада идет описание собственного опыта. Раскрывается теоретическое значение мотивации, разграничены внешние и внутренние мотивы школьника, четко выделены этапы к целеполаганию и мотивации  саморазвития. Даются некоторые идеи и практические рекомендации по построению модели групповой и коллективной работы в классе, которые могут быть использованы классными руководителями в работе с классом.

Заключительная часть содержит результаты мониторинговых исследований по теме « Я хочу заниматься саморазвитием, потому что…» К докладу приложены фотографии по различным направлениям саморазвития.

Доклад составлен профессионально, системно, педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный, поэтому получил высокую оценку.

Руководитель МО классных руководителей              

Ямолтдинова Л.Я. _______________    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА»

Почему комплексный анализ текста является оптимальной формой работы при полготовке к ГИА. Как комплексный анализ текста на уроках русского языка помогает учителю  решать не только учебные задачи,...

Влияние факультативных занятий на развитие и саморазвитие учащихся

В статье содержится планирование факультативного курса "Математика после роков" для 6 класса и описаны виды работ, применяемые на факультативных занятиях...

УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ И САМОПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Современное общество предъявляет все новые и новые требования к человеку, если он стремится к успеху. Задача учителя – эффективно реагировать на малейшие изменения этих требований таким образом, чтобы...

Программа занятий для подростков с целью: самопознания и саморазвития учащихся 7-9 классов

Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность обучающихся на специальных курсах ....

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ К САМОВОСПИТАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ.

Статья учителя, классного руководителя как сформировать у своих учеников потребность к самоспитанию и саморазвитию...