УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ И САМОПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
материал по теме

Современное общество предъявляет все новые и новые требования к человеку, если он стремится к успеху. Задача учителя – эффективно реагировать на малейшие изменения этих требований таким образом, чтобы корректировать свою стратегию поведения и выстраивать образовательную стратегию своих учеников, помогая им быть состоявшимися в жизни людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия и средства поддержки процессов саморазвития и самопознания учащихся на уроках географии.

Современное общество предъявляет все новые и новые требования к человеку, если он стремится к успеху. Задача учителя – эффективно реагировать на малейшие изменения этих требований таким образом, чтобы корректировать свою стратегию поведения и выстраивать образовательную стратегию своих учеников, помогая им быть состоявшимися в жизни людьми. В связи с этим методология преподавания географии, как и других предметов, претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения вызваны ключевыми компетенциями выпускника средней школы. Так, основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника школы являются:

- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, природно-техногенных, техногенных процессов, объектов;

-  умелое применение знаний и навыков в субъектно-объектной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в пространственной конкретности;

-  умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Исходя из вышеизложенного, в классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика.

Я понимаю, что  эта, по-настоящему новая и очень непростая для освоения профессиональная компетенция учителя – переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию. Но по-другому нельзя. Ведь заказ государства – это образованный успешный выпускник. А, следовательно, я как учитель,  должна стать не транслятором знаний, а управленцем, владеющим определенным уровнем методологической и управленческой культуры, способным к глубокому и грамотному педагогическому анализу не только содержания предмета, но и педагогических условий и ситуаций, средств, приемов и методов учебной работы, и самого субъекта учебной деятельности – ученика.

Для чего нужен такой подход к обучению. Ведь на первый взгляд география  такой предмет, где изучается устройство мира через жесткие, наперед заданные алгоритмы, без субъективизма по отношению к содержанию. Это дает возможность отрабатывать предметные навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе. Но не секрет, что  среди моих учеников с 6 по 11 класс находятся учащиеся, для которых изучение географии «не интересно». Я могла бы махнуть на них рукой и сказать: «Что я могу сделать, если он не хочет заниматься географией?» Но тогда я не выполню своей главной учительской задачи, обеспечение каждому ученику своего индивидуального пути к успеху.

Вот здесь возникает «проблемная ситуация». С одной стороны, сам предмет география обеспечивает разнообразие методов, форм, средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учеников. Следовательно, нужна технология, обеспечивающая их целенаправленную встречу в пространстве учебного успеха ученика.

Если учебный успех каждого ученика понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то очевидно, что такая позиция учителя требует четкого определения необходимого набора параметров учебного успеха ученика. Такая технология существует. Разработана она Платоновым К.К. В основе параметров  учебного успеха ученика  лежат те же требования, что предъявляются и к образовательной среде.

  1.  Мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков.
  2.  Формировать у учащегося систему знаний.
  3.  Формировать у учащегося систему умений и навыков.
  4. Развивать у него познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств.

Структура учебного успеха ученика представлена в таблице 1 Приложения.

Подробные методики определения уровня Индивидуального Стиля Учебной Деятельности учащегося (ИСУД) подробно изложены в книге: Галева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. – М.: «5 за знания», 2006. Они универсальны и доступны для учителей других учебных предметов. Нужно только определенное количество времени для того, чтобы определить ИСУД каждого ученика. Здесь помощником учителя может стать школьный психолог и классный руководитель, который определит ИСУД учащихся своего класса и эту информацию предоставит другим учителям.

На данный момент я имею данные Индивидуального Стиля Учебной Деятельности (ИСУД) для учащихся своего 7 класса и для учащихся 5 класса. Постепенно планирую получить информацию обо всех других учащихся.

Несмотря на то, что определение особенностей индивидуального стиля учебной деятельности ученика, несомненно, важнейшая составляющая арсенала средств учителя, однако, одна эта информация, не подкрепленная достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить развивающий потенциал образовательной среды и оптимальный уровень дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Даже если учитель будет знать, на что у данного ученика он может опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать? Мой многолетний опыт позволил создать большую картотеку заданий. Мне пришлось их просто пересистематезировать на основу учебного успеха ученика. До сих пор систематизация приемов и форм учебной деятельности производилась либо по этапам урока, либо по этапам познавательной деятельности ученика, либо по формам деятельности учителя, либо по видам творческой деятельности. Теперь я характеризую и ученика, и формы, и приемы его деятельности по одним и тем же основаниям, по одной и той же матрице.

Это дает возможность:

•   сопоставить «профиль» индивидуального стиля учебной деятельности ученика с набором заданий, охарактеризованных по тем же основаниям, что и сам ученик;

•   подобрать формы учебной работы для каждого ученика как для осуществления ситуаций учебного успеха («как удобно ученику»), так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений (для развития «западающих» параметров его индивидуального стиля учебной деятельности).

        Предлагаю вашему вниманию некоторые задания из моей картотеки.

Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием или термином).

Пример 1: Какие понятия объединяют эти названия?

1.   Анды, Кордильеры, Уральские, Гималаи — ... (горы).

2.   Амазонская, Ла-Платская, Прикаспийская — ... (низменность).

3.   Мозамбикский, Дрейка, Гибралтарский, Берингов —... (пролив).

4.   Байкал, Виктория, Эйр, Чад, Мичиган, Ладожское — ... (озеро).

5.   Сиамский, Бискайский, Финский, Гудзонов — ... (залив).

6.   Лимпопо, Замбези, Конго, Оранжевая — ...(река).

7.   Флорида, Юкатан, Аляска, Лабрадор, Калифорния — ... (полуостров).

Пример 2: В этой стране.

•  В этой стране действует старейшая в мире конституция

•  В этой стране был открыт первый в мире заповедник, прославленный своими гейзерами и разнообразием животного мира

• Оскар Уайльд говорил о данном государстве: «Молодость — самая старая традиция этой страны, этой традиции уже 300 лет».

Ответ: США.

• «Бог и мое право»  – таков девиз на гербе этой страны, и пишется он по давним традициям по старофранцузски.

• Четыре части, из которых состоит данная страна, символизируют:, Святой Георг и роза, Святой Андрей и чертополох, Святой Давид и лук-порей, Святой Патрик и трилистник клевер

Ответ: Великобритания.

Решить «смысловые пропорции».

Пример 1:

1)   Колумб: путешественник = землетрясение: ... (природное явление)

2)   Горы: высота = холод: ... (температура)

3)  Север: юг = осадки: ... (засуха)

4)   Понижение атмосферного давления: осадки = антициклон: ... (ясная погода)

Пример 2:

1.   Мадагаскар — остров, Африка — ... (материк)

2.   Евразия омывается четырьмя океанами, Африка — ...

3.   Евразия — первый по площади материк, Африка — ...

4.   Евразия — мыс Пиай (южный), а в Африке — ...

5   Россия — русский язык, Египет — ...

6.   Верблюд — пустыня, зебра —...

7.   Мелкое — Чад, глубокое — ...

Решить «смысловое уравнение с двумя неизвестными».

Пример:

_________ на Земле 6, а океанов на Земле   __________;

_________ измеряется анемометром, а глубина моря –  ________.

_______  – это планетный климатический фактор, а рельеф местности – __________.

Выдвинуть гипотезу, собрать материалы, проанализировать их, обобщить и сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы. Работа в группе, в классе.

Пример:

Природа западного и восточного африканских побережий океанов в тропических широтах различна. В этих широтах вероятнее увидеть пустынную местность. На восточном побережье океана так и есть, но на его западном побережье распространены саванны, то есть факты не укладываются в общее знание. Как это можно объяснить? Случайность это или закономерность?

Алгоритм работы по выдвижению гипотез и их защите:

1.  Формулируем возможные причины явления и выбираем наиболее реальную:

•   На природу оказывают влияние пассаты.

•   Различия в рельефе приводят к формированию разных на западе и востоке природных зон.

•   Различные ландшафты формируются под влиянием разных течений.

2.   Формулируем гипотезу:

•  На побережьях, вблизи которых проходит теплое течение, выпадают осадки и располагается более пышная растительность; там, где проходят холодные течения, — сухо и пустынно.

3.  Доказываем гипотезу:

Находим подтверждение нашим предположениям. Используем атласы с тематическими картами Африки — климатической и картой природных зон. На западном побережье Африки (восточном побережье Атлантического океана), где проходят холодные течения (в Северном полушарии — Канарское, в Южном — Бенгальское) расположены пустыни – Сахара и Намиб. На восточном побережье Африки (западном побережье Индийского океана), вдоль которого проходит теплое Мозамбикское течение, — саванны. В тропических широтах Северного полушария Африка омывается не океаном,

а почти замкнутым Красным морем. Убеждаемся, что в исследуемом случае наша гипотеза «работает». Доказываем всеобщий характер нашей гипотезы. Анализируем подобные районы на других материках. Гипотеза подтверждается примерами на картах Северной и Южной Америки, Австралии, Евразии.

В завершении мне хочется сказать: невозможно научить всех учеников. А вот помочь им стать чуточку успешнее просто необходимо.  Ребенок не должен быть сосудом, который надо постоянно наполнять знаниями, фактами, правилами, информацией. Надо посмотреть на детей как самостоятельных и ответственных исследователей окружающего мира. Адольф Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Моя задача – создать все условия для того, чтобы в поисках истины ребенок почувствовал свою успешность, интеллектуальную состоятельность. А я тогда смогу себя почувствовать успешным учителем, когда как можно больше сердец  моих учеников после урока географии отзовется на грустно-трогательные строки Всеволода Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Методическая тема "Роль дифференцированного обучения,как средство повышения познавтельного интереса и качества знаний учащихся на уроках географии и биологии".

Фундамент всестороннего развития человека закладывается школой в ходе многообразной учебно- воспитательной работы с учениками, при их активном участии.       Всесто...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».

Это материал обобщения опыта по географии.География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требует...

Формирование творческого потенциала учащихся на уроках географии, как условие для успешной социализации в процессе реализации личностно-ориентированного подхода.

В данной  статье, на примере урока по географии, рассмотрены разные виды деятельности учащихся, которые   способствуют развитию творческой потенциала учащихся. Проектные, научно-и...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г

laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...