Влияние факультативных занятий на развитие и саморазвитие учащихся
статья по теме

Шерстобитова Светлана Алексеевна

В статье содержится планирование факультативного курса "Математика после роков" для 6 класса и описаны виды работ, применяемые на факультативных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_fakultativnyh_zanyatiy_na_razvitie_uchashchihsya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние факультативных занятий на развитие и саморазвитие учащихся

   Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи В этих условиях одной из актуальных проблем общества является формирование конкурентноспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. Одним из приоритетных направлений образовательной политики становится развитие детской одарённости.

   Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что

современная концепция среднего образования решительно отказывается от

традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения

среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся.

Как видно из практики, например, ученики, склонные к естественным предметам, не получают базы для полноценного духовного развития, а учащиеся, не интересующиеся предметами естественно- математического цикла, не могут развивать гуманитарные склонности. Но особенно трудно учиться тем, кто по своим способностям ориентирован на практическую деятельность. Брак в работе школы появляется уже в начальных классах, когда пробелы в знаниях младших школьников практически невозможно ликвидировать в среднем звене. Это одна из причин, когда ученики, теряют интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно. Перед общеобразовательной школой сохраняется задача подготовки

молодежи к продолжению образования в высшей школе. При этом общество

заинтересовано в необходимости обучения в высших учебных заведениях тех

выпускников средней школы, у которых к моменту ее окончания проявился

устойчивый интерес к определенной области науки, техники или искусства,

в достаточной мере развиты природные задатки, проявилась способность

к творческой работе в избранной области и будет заложен прочный фундамент

общего образования. Для выявления и развития интересов и задатков учащихся

общеобразовательной школы к творческой деятельности в той или иной области

науки, техники и искусства необходима хорошо продуманная и целенаправленная

работа.

Бытует мнение, что математика, как учебный предмет гуманитариям не нужна. На мой взгляд, это глубоко ошибочное суждение, т.к. весь мир вступил в эпоху "математизации научных знаний", в эпоху широкого применения ЭВТ. Кроме того, математика более, чем любой другой предмет, способна помочь в развитии логического мышления, в развитии многих качеств научного мышления, таких как критичность, обобщенность, способность к анализу и синтезу и т.д.. Наконец, такие качества речи, как краткость, сжатость и ясность, более всего воспитываются математикой.

Я считаю, что справиться с этой проблемой помогают факультативные занятия, которые  играют большую роль в совершенствовании школьного, в том числе математического образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объёмом  и сложностью  изучаемого материала.

  Одна из особенностей факультативных занятий - их преемственность в отношении ко многим формам внеклассной и внешкольной работы по математике. Факультативы, как и обучение в математических классах, дополняют математические кружки не только новым содержанием, новыми подходами к его раскрытию, но и компонентами, присущими любому учебному предмету: связностью изложения и длительностью цикла изучения темы. Факультативные занятия предоставляют большие возможности подготовки к математическим олимпиадам, выступлениям в школьных математических лекториях и вечерах. Таким образом, факультативы могут оказывать положительное воздействие на внеклассную работу. В свою очередь, нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики.

Хочу поделиться  опытом проведения факультатива по математике в 6 классе, который назывался «Математика после уроков». В пояснительной записке разработанного курса я опиралась на следующие задачи:

1.расширение, углубление, систематизация знаний школьников;

2.формирование устойчивого интереса к предмету;

3.развитие логического мышления.

Содержание факультативного курса для VI класса составлено таким образом, что оно не повторяет программу основного курса, а в значительной степени дополняет ее. Мною были взяты темы

ТЕМА

К-ВО ЧАСОВ

СРОКИ



1.

2.

3.

4.



5.

6.

7.




8.

9.

10.

11.

12.




13.

14.


15.

16.




17.

18.

19.

20.

21.




22.


23.

24.



25.

26.

27.

28.


В МИРЕ ЧИСЕЛ  (5 ч)

Мир больших чисел.

Римские цифры.

Время.

Календарь.


ЭЛЕМЕНТЫ МНОЖЕСТВА ( 5 ч)

Множество. Пустое множество.

Операции над множествами.

Решение задач с помощью теории множеств.


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧИСЕЛ (7ч)

Тренируем внимание и память.

Цифровые головоломки

Числовые ребусы.

Магические квадраты.

Задачи на восстановление цифр.


СЮЖЕТНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ  (4ч)

Решение нестандартных задач.

Задачи, решаемые методом исключения, с применением таблиц.

Рыцари, лжецы и хитрецы.

Античные этюды.


ЗАДАЧИ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕ (6 ч)

Геометрия в рисунках.

Площадка геометрических фигур.

Деление фигур на равные части.

Геометрический лабиринт.

Из истории числа π. Длина окружности.

Площадь круга.


ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ (3 ч)

Простые и составные числа. Решето Эратосфена.

Признаки делимости.

Алгоритм Евклида.


КОМБИНАТОРИКА (4 ч)

Знакомство с комбинаторикой.

Решение комбинаторных задач.

Графы.

Итоговое занятие.



2

1

1

1



1

2

2



3

1

1

1

1



1

1


1

1




1

1

1

1

2




1


1

1



1

1

1

1

Приведу примеры заданий, используемых мной на занятиях:

Тренируем память, внимание. 

1.

                                
Посмотрите в течение 5 секунд на нарисованные фигуры, постарайтесь запомнить их порядок, а затем воспроизведите в тетради. Достаточно ли вы наблюдательны и сосредоточены?

2. Определите, какие буквы в словах повторяются (ряды слов читаются вслух):
     ружье, брошь, рожь, кровь
     пачка, луч, врач, счастье
     брак, кофта, мираж, ступа.

3. Перед вами ряд цифр, записанных вразнобой, без какой-либо системы. Задача учащихся - как можно быстрее выписать их на листе бумаги в порядке возрастания:
    25, 1, 7, 36, 15, 4, 8
   14 , 2, 17, 9, 54, 48
   11 , 13, 27, 45, 18, 63.

Задания на концентрацию внимания.

Возьмите карандаш или ручку в левую (нерабочую) руку и обведите без помощи линейки в тетради квадрат со стороной 4 клеточки. Почему в работу включена левая рука? Именно эта рука связана с деятельностью правого полушария головного мозга, отвечающего за творческие процессы, и, тренируя ее, мы способствуем развитию наших творческих способностей.

Точка - исходный пункт работы. По полю двигается воображаемая фишка, а вы, не прикасаясь рукой к таблице, лишь глазами отслеживаете ее путь.
Например, от исходной точки:

  1. 1 клетка вниз, 1 - влево, 2 - вверх, 2 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо и фишка останавливается. Поставьте цифру 1.
  2. 1 клетка вверх, 1 - влево, 2 - вниз, 1 - вправо, 2 - вверх. Ставим цифру 2.
  3. 2 клетки вниз, 1 - влево, 3 - вверх, 2 - вправо, 2 - вниз. Ставим цифру 3.
  4. 1 клетка вправо, 1 - вверх, 2 - влево, 1 - вниз, 3 - вправо, 2 - вниз, 2 - влево. Ставим цифру 4.

Расшифруйте записи:

Развиваем зрительную память.

Прочитайте внимательно 10 пар слов, запомните их, затем напишите у первого слова парное второе:

шум - вода
мост - река
лес - медведь
рой - пчела
гвоздь - доска

стол - обед
рубль - копейка
дичь - выстрел
час - время
река -море

стол -
шум -
мост -
гвоздь -
дичь -

рой -
час -
лес -
рубль -
река -

 

Проверка способности слушать. 

Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:

  1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?
  2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон". Так ли это ?
  3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А теперь определите, верно ли следующее утверждение:
  1. Вам надо было зайти в комнату 235.
  2. Вам предложили спуститься на третий этаж.
  3. Статья находилась в правом ящике, а не в левом.
  4. Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.
  5. Это была статья из детского журнала

С интересом дети разгадывали кроссворды, предложенные на занятии



По горизонтали:

  1. Самый "короткий" день недели. (Воскресенье.)
  2. День недели, называемый средним. (Среда.)
  3. Количество месяцев в первом римском календаре. (Десять.)
  4. В честь какой богини назван июнь? (Юнона.)
  5. Азиатский поэт, придумавший свою систему календаря. (Хайям.)
  6. В честь какого бога назвали месяц март? (Марс.)
  7. ... - звенит капель. (Апрель.)
  8. Первый месяц осени. (Сентябрь.)
  9. Для какого календаря основой стал лунный год? (Мусульманский.)


По вертикали:

  1. Как называется год, который имеет в феврале 29 дней? (Високосный.)
  2. В честь какого бога назвали месяц январь? (Янус.)
  3. Сколько месяцев в григорианском календаре? (Двенадцать.)
  4. Знаменательная ... (Дата.)
  5. Как в древности назывался первый день месяца? (Календа.)
  6. В честь какой богини назвали месяц май? (Майя.)
  7. Сколько дней в неделе? (Семь.)

Было много задач геометрического содержания:

  1. Сложите шесть спичек так, чтобы образовалось четыре треугольника. (Сторона каждого треугольника должна быть равной длине спички. Сложить в виде пирамиды.)
  2. Можно ли нарисовать открытый конверт, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя более одного раза по одной линии? (А - можно, начинать надо с нижнего угла; Б - нельзя.)

                       А                                            Б
  3. Четыре страны имеют форму треугольников. Как расположены страны одна относительно другой, если у каждой из них есть общие границы с тремя другими? Нарисуйте.
  4. Сосчитайте количество треугольников на рисунке:
  5. Начертите четырехугольник, чтобы его можно было разделить прямой на три треугольника.

С Марса прислали нам в подарок
 Блок красивых редких марок,
 Бесконечно ценен он,
 Но немного поврежден!
 Почему-то нет одной!
 Непременно в выходной
 Ты ее придумай сам.
 Как приятно будет нам!

Так же на занятиях мы рассматривали материалы из истории развития наук.

Это интересно. Рассказы о часах. Биение сердца, морские приливы и отливы, восход и заход солнца, смена времен года. Что между ними общего? Да то, что явления эти периодические, то есть повторяются через определенные интервалы, как бы отсчитывая время. Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, человек стал делить год на месяцы, месяцы - на дни, а день - на более мелкие отрезки времени - часы.
Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для счета времени были солнечные часы. Сделать их было чрезвычайно просто: посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по ее положению люди определяли время дня. Но в пасмурные дни и ночью солнечные часы не работали. Придумали водяные часы. Из одного сосуда в другой равномерно, по каплям, переливалась вода. Поплавок со стрелкой опускался или поднимался. Такие часы показывали время днем и ночью - не забывай только воды подливать. А песочные часы, где из одной колбы в другую тонкой струйкой пересыпается песок, дожили и до наших дней. Но все эти часы были не так уж удобны.
Первое упоминание о механических часах ученые нашли в древних византийских рукописях. Оно относится к 578 г. Первые механические часы имели только одну стрелку - часовую.
В 1404 г. в Московском Кремле соорудили первые в России башенные часы. Вскоре башенные часы появились и во многих других городах.
Еще примерно через сто лет в Европе были сделаны первые карманные часы.
Голландский ученый Х.Гюйгенс в 1657 г. снабдил часы маятником. Маятник - равномерно качающийся длинный стержень с тяжелым грузом на конце. Каждое колебание он совершает за одно и то же время. Часы без маятника за день убегали или отставали минут на 15. Сейчас точные часы с маятником уходят вперед или отстают за сутки не более чем на одну секунду. Маятник регулирует ход часов.
Во всех часах есть еще обязательная деталь: источник энергии. Это или тяжелая гиря, или пружина, или электрическая батарейка.
До недавнего времени важной частью всех часов были стрелки - часовая, минутная, секундная. Но теперь все чеще появляются часы без стрелок и циферблата. На плоскости часов делают окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры, показывающие часы, минуты, секунды. А некоторые часы показывают также месяц, число и день недели.
Современные наука и техника требуют от часов все большей и большей точности, которую механический маятник уже не может обеспечить. Изобрели кварцевые часы. В них "маятником" служит кварцевая пластинка, которая колеблется под действием электрического тока. Часы с кварцевым "маятником" убегают или отстают лишь на одну секунду за 30 лет. В поисках еще более точных "маятников" обратили внимание на молекулы и атомы, совершающие сложные колебательные движения. Атомные и молекулярные часы в наше время самые точные.
Часы - очень тонкий и точный механизм. Поэтому, конструируя часы, человек учился создавать самые различные точные инструменты, приборы, механизмы. Точность часов вошла в поговорку: "работает как часы" - значит работает точно.

Я привела виды работ, применяемые мной на факультативных занятиях. В своей работе я применяю такой принцип учения: Вначале – хоть немножко интереса

      Тогда чуть-чуть увеличивается осиливаемая работа       Последует первый маленький успех          Больше работы – больше успеха.

Думаем, что принимаемся за любимую работу         Улыбаемся себе и окружающим

      Мысленно говорим себе «Я люблю тебя, моя математика.»

"Знание - самое превосходное из владений.

Все стремятся к нему, само же оно не приходит".

Ал - Бируни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность обучающихся на специальных курсах ....

"Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся"

Актуальность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что стратегия реформирования отечественной системы образования в современных социально-экономических условиях требует поиска но...

Влияние практики аккомпанирования на развитие творческого мышления учащихся.

В материале представлена работа над различными видами аккомпанемента....

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Факультативное занятие по развитию речи: "Мы - артисты".

На занятии мы окунёмся в артистическую среду, узнаем, с какими профессиями соприкасаются артисты, актёры, кто им помогает и работает вместе с ними. Я помогу вам на себе испытать, что это такое....