Рабочая программа по курсу "Социокультурное проектирование"
рабочая программа по психологии (11 класс) на тему

Хоменко Нина Борисовна

Программа курса предназначена для обучающихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnoe_proektirovanie_10_kl.docx51.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОД  РОСТОВ – НА – ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Эврика – Развитие»

имени  М.В.НАГИБИНА

УТВЕРЖДАЮ

директор МАОУ СОШ

«Эврика – Развитие» имени М.В.Нагибина

Приказ от _________________________№________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

 «Социокультурное проектирование»

Класс 10

Количество часов 34

Учитель  Хоменко Нина Борисовна

Программа разработана на основе  федерального  государственного стандарта среднего  (полного) общего образования и авторской программы Маркова А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1997.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проектирование есть идеально

 промысливание и практическое воплощение того,

что должно быть»

Н. Г. Алексеев

Социальная жизнь настолько сложна и многообразна, что порой необходимы механизмы для ее структурирования и регулирования, позволяющие успешно решать возникающие проблемы и привлекать все необходимые для этого ресурсы. Одним из таких успешных механизмов является социальное проектирование.

В связи с происходящими переменами в обществе к социальному проектированию все больше и больше возрастает внимание, и, на сегодняшний день, эта тема является актуальной, так как все больше осознается эффективность проектных технологий в управлении социальной жизнью.

Под проектом в этом случае подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению личностно значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта

Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, на следующем этапе обучения – на старшей ступени – должен обеспечить учащемуся возможность интегрировать в своей деятельности освоенные ранее способы, самостоятельно встроить их в алгоритм разработки и реализации проекта.

Следует также помнить, что одной из задач обучения на старшей ступени является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального и образовательного выбора.

В силу того, что период «проектирования будущего» наступает в возрасте около 14 лет, а единственной областью, где такие размышления могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование, важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных. Это тем более важно, что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому необходимо, чтобы помимо «академического настоящего» у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.

Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, на старшей ступени обучения должен предоставить учащемуся возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.

Учащиеся осваивают определенные способы деятельности в классно-урочном формате, затем реализуют их самостоятельно (индивидуально или в группе), работая над собственным проектом и получая консультации у педагога, ведущего данный курс. Учитывая большой объем самостоятельной работы учащегося, предлагается выделить часы на его самостоятельную работу из часов, отводимых на проектную деятельность и считать разрабатываемый и реализуемый в рамках освоения курса проект одним из двух проектов, обязательных для учащегося.

Социальное проектирование – это специфическая созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития социальных процессов и явлений, а также по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов. Фактически проектировать означает заниматься перебором вариантов и схем будущего действия (выработкой механизма и форм реализации социального прогноза).

Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социокультурным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса.

Цель курса состоит в освоении технологий, обеспечивающих связь индивидуальных     образовательных потребностей учащихся и поля возможностей их удовлетворения.

Задачи:

  • расширить образовательное пространство как пространство пробы собственных возможностей;
  • обучить учащихся универсальным способам овладения культурой самоопределения
  •  сформировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.

Основные условия  организации:

  • переход от «предметного» к «способному» освоению материала;
  • изменение принципа классно-урочной системы обучения;
  • предоставление учащимся права выбора;
  • увеличение объема самостоятельной работы.

Курс простроен через серию образовательных событий:

  • проектный семинар «Школа будущего»
  • проектирование индивидуально-учебного плана
  • профессиональные стажировки
  • презентационные конференции
  • деловые игры «Рынок проектов» и т.п.
  • вузовские стажировки
  • индивидуальные и групповые рефлексии

Планируемые результаты обучения:

- учащиеся овладевают научными понятиями, необходимыми для проведения исследования;

- учащиеся овладевают умениями выделять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, правильно и грамотно формулировать свои мысли;

- учащиеся накапливают опыт самостоятельной работы с научной литературой и источниками;

- учащиеся приобретают навык управления процессом собственного исследования, самостоятельного поиска и анализа ситуаций, оригинального решения проблемы, защите результатов исследования;

- в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива.

Оценивание работы учащихся, производится следующим образом:  

   - по итогам первого полугодия школьники, выполнившие все виды предложенных работ,  прошедшие предзащиту своих проектов, получают «зачет»;

  -  по итогам второго полугодия и учебного года - по результатам защиты проектных работ.

По своей структуре курс «Социокультурного проектирования» не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных модулей.

Курс представлен избыточным набором модулей. Каждый модуль автономен и самодостаточен. При этом следует понимать, что общая логика осваиваемой деятельности – проектная логика – дублируется. Но акцент в изучении модуля делается на специфику ведущей деятельности. Предлагаются следующие модули:

  1. Моделирование
  2. Проектирование
  3. Реализация
  4. Оценка

Следует обратить внимание на то, что, как правило, программы модулей носят рамочный характер, то есть задают структуру организации и содержание модулей в самом общем виде. Тематические блоки описывают элементы содержания модуля, поэтому можно выстраивать программу работы с учетом подготовки и интересов учащихся.

Таким образом, соблюдается еще одно требование к организации образовательного процесса в рамках компетентностного подхода – регламентируется не процесс, а результат.

Принципиальным является интерактивный характер модулей. Работа с учащимися должна проводиться в деятельностном режиме, преимущественно рекомендуются групповые формы работы на занятиях.

Рекомендуется использовать ситуацию с изучением модулей курса «Технология социокультурного проектирования» для осуществления оценки разных результатов образования.

Предмет оценки:

  • Уровень сформулированности ключевых компетенций учащихся
  • Надпредметные умения, сформулированные в рамках изучения курса.

Объект оценки:

  • рабочие листы портфолио проектной деятельности учащихся (компетентность разрешения проблем)
  • наблюдение за консультацией (информационная компетентность)
  • наблюдение за работой в группах и презентацией (коммуникативная компетентность)
  • учебный продукт – результаты выполнения практических заданий модуля

продукт проектной деятельности учащихся

Критерии оценки:

  • Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся, разрабатываются по каждому модулю

Критерии оценки надпредметных умений, заданные в программе модуля

Проектирование в социальной сфере является важным инструментом как развития сообщества, так и реализации личности в этом сообществе. При этом опыт проектирования в социальной сфере может оказаться важным для самоопределения учащегося в отношении множества существующих социально-профессиональных ролей, связанных с работой с людьми и социальными группами.

Разработка и управление проектами в социальной сфере применяется сейчас очень широко: это и профессиональное управление учреждениями социальной сферы и деятельность общественных организаций, и акции, предпринимаемые временными объединениями граждан.

При реализации программы данного модуля может возникнуть искушение придать ему воспитательную окраску, связанную с формированием активной гражданской позиции через гражданское действие. Следует помнить, что это может стать побочным эффектом, но не непосредственным результатом реализации содержания модуля.

Программа «социальный проект» нацелена на овладение учащимся алгоритмом разработки и реализации проекта в социальной сфере:

  • моделирование желаемой (должной) ситуации на основе анализ потребностей целевой группы проекта;
  • анализ реальной ситуации как стартовой точки проекта,
  • проектирование способа достижения желаемой (должной) ситуации;
  • планирование деятельности;
  • реализация /управление деятельностью;
  • оценка эффективности проекта.

Можно заметить, что принципиальный алгоритм проектной деятельности не претерпевает изменений в зависимости от сферы применения проекта ведущего способа деятельности в процессе реализации проекта. Вместе с тем и ведущий способ деятельности и сфера применения требуют от автора проекта владения специальными техниками. Поэтому в рамках изучения данного модуля учащимся предстоит, с одной стороны, освоить отдельные техники, применяющиеся при социальном проектировании, с другой стороны, полностью пройти общий алгоритм проектирования и включить в него на основе рефлексии как освоенные в рамках изучения модуля, так и освоенные ранее  (например, в ходе проектной деятельности или изучения модулей курса «Технология социокультурного проектирования») способы деятельности.

Итогом разработки и  реализации социального проекта являются некоторые изменения, произошедшие в реальной ситуации. Важно, чтобы в рамках освоения модуля учащийся разрабатывал такую (пусть очень частную) проблему, решение которой находится в пределах его возможностей.

Программа модуля носит рамочный характер, то есть задает структуру организации и содержание модуля в самом общем виде. Тематические блоки описывают отдельные элементы содержания модуля. Поэтому можно выстраивать программу работы с учетом подготовки и интересов учащихся.

В рамках самостоятельной работы над проектом учащиеся используют техники, освоенные в рамках изучения модулей регионального компонента «Основы проектной деятельности» «От проблемы к цели», «Расчет стоимости продукта», «Основы логики: проведение анализа», «Публичное выступление». Если учащиеся не изучали хотя бы один из указанных модулей необходимо потратить часть времени, отведенного на консультирование для проведения тренинга и освоения минимального числа техник.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся получат представление:

  • о специфике проектной деятельности в социальной сфере,
  • об основных источниках и способах сбора и первичной обработки информации на поисковом этапе социального проекта.
  • о требованиях к постановке цели и задач социального проекта,
  • о способах планирования,
  • о типичных для социального проекта результатах и способах их оценки,
  • об алгоритмах выполнения действий, типичных для социального проекта,
  • о типичных для социального проекта рисках и способах их предотвращения.

Учащиеся освоят следующие способы сбора и первичной обработки информации:

  • мониторинг прессы, проведение социологического опроса.
  • алгоритм обоснования желаемой ситуации,
  • алгоритм анализа ситуации,
  • алгоритм анализа проблемы с помощью построения дерева проблем,
  • алгоритм анализа альтернативных способов решения проблемы,
  • алгоритм постановки цели и задач с использованием дерева проблем,
  • различные техники планирования деятельности по проекту,
  • алгоритм анализа рисков,
  • алгоритм планирования и оценки результатов и последствий социального проекта,
  • техники текущего мониторинга деятельности по проекту.

Учащиеся получат опыт:

  • планирования и реализации этапа сбора и первичной обработки информации,
  • анализа ситуации,
  • анализа проблемы.
  • анализа альтернативных решений,
  • целеполагания,
  • планирования результатов,
  • планирования деятельности,
  • анализа рисков,
  • управления проектом в процессе его реализации,
  • проведения публичных акций.

Оптимальными условиями реализации данной программы являются:

  • деление учащихся  на рабочие группы по 5-7 человек для освоения техник в режиме тренинга;
  • разработка и реализация индивидуальных проектов, в случае групповых проектов приветствуются малые группы (2-3 человека),
  • построение графика проведения занятий по гибкой схеме, обеспечивающей выполнение необходимых проектных шагов (так требуется существенный разрыв во времени между изучением темы 1 и темы 2 и отдельными уроками темы 4),
  • свободный доступ к источникам информации и необходимым техническим средствам.

В рамках реализации социального проекта может быть проведена оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся на основании стандартных критериев. При этом оценка освоения содержания данного модуля проводится на основании оценки двух письменных материалов, подготовленных учащимися: описания проектного замысла (5-7 страниц) и анализа результативности проекта (1-2 страницы).

Промежуточный контроль осуществляется на основе анализа результатов выполнения практических тренировочных заданий.

Программа ориентирована на учащихся 10-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество часов – 34.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Моделирование.

Введение. Что такое проект. Социокультурное проектирование.

«Школа будущего» (моделирование собственной деятельности). Моделирование индивидуального учебного плана.

Тема 2. Проектирование.

Сущность и виды социокультурных проектов. Проектные идеи. Анализ проблемной ситуации. Определение ключевой проблемы проекта. Цели, задачи и ожидаемые результаты.Понятие и использование показателей.

Образовательная стажировка «Знакомство с профессией» (моделирование будущего). Подготовка к конференции «Мое будущее». Написание отчета.

Презентация отчета о профессиональной стажировке

Документирование результатов. Приемы обоснования устойчивости проекта. Расчет ресурсов. Риски. План реализации.Составление плана-графика. Составление сметы расходов.

Презентация «Рынок проектов».

Тема 3. Реализация.

Понятие оргпроекта. Использование оргпроекта для управления деятельностью и внутреннего мониторинга.

Принципы построения работы по привлечению общественного внимания, стимулирования интереса и созданию положительного образа проекта.

Вузовская стажировка. Подготовка к конференции. Написание отчета. Презентация о вузовской стажировке.

Реализация групповых и индивидуальных проектов.

Тема 4. Оценка.

Круглый стол – рефлексивное обсуждение результатов проектов.

Номера по порядку

Наименования раздела,  темы.

Всего часов

из них

(количество часов)

Теоретических

Практичес

ких (контроль

ные, самостоятельные, лаборатор

ные работы и т.д.)

I полугодие

1.

Введение. Что такое проект

1

1

2

Социокультурное проектирование

1

1

3

Моделирование индивидуального учебного плана

1

1

4

«Школа будущего» (моделирование собственной деятельности)

1

1

5

Сущность и виды социокультурных проектов

1

1

6

Проектные идеи

1

1

7

Анализ проблемной ситуации

1

1

8

Определение ключевой проблемы проекта

1

1

9

Цели, задачи и ожидаемые результатыпроектной деятельности

1

1

10

Понятие и использование показателей

1

1

11

Документирование результатов

1

1

12

Семинар «Индивидуальный  социальный проект»

1

1

13

Подготовка к образовательной стажировке «Знакомство с профессией»

1

1

14

Подготовка к конференции «Мое будущее». Написание отчета.

1

1

15

Презентация отчета о профессиональной стажировке

1

1

16

Предзащита индивидуального социального проекта

1

1

Итого в полугодии

16 часов

7 часов

9 часов

II полугодие

17

Приемы обоснования устойчивости проекта.

1

1

18

Расчет ресурсов проекта

1

1

19

Риски реализации проекта

1

1

20

План реализации  проекта

1

1

21

Составление плана-графика

1

1

22

Составление сметы расходов

1

1

23

Презентация «Рынок проектов».

1

1

24

Подготовка к прохождению образовательной стажировки «Вузы Ростова»

1

1

25

Подготовка к конференции «Вузы Ростова». Рефлексия.

1

1

26

Конференция  Презентация отчетов.

1

1

27

Понятие оргпроекта.

1

1

28

Использование оргпроекта для управления деятельностью и внутреннего мониторинга.

1

1

29

Принципы построения работы по привлечению общественного внимания, стимулирования интереса и созданию положительного образа проекта.

1

1

30

Проектирование индивидуальной траектории движения в 11 классе.

1

1

31

Модель личного и профессионального роста

1

1

32

Защита индивидуального социального проекта

1

1

33

Защита индивидуального социального проекта

1

1

34

Круглый стол – рефлексивное обсуждение результатов проектов.

1

1

Итого в полугодии

18 часов

4 часов

14 часов

Итого за год

34 часов

11часов

        23 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

План

факт

Введение. Что такое проект

1

1.09-7.09

Социокультурное проектирование

1

8.09-14.09

Моделирование индивидуального учебного плана

1

15.09-21.09

«Школа будущего» (моделирование собственной деятельности)

1

22.09-28.09

Сущность и виды социокультурных проектов

1

29.09-5.10

Проектные идеи

1

6.10-12.10

Анализ проблемной ситуации

1

13.10-19.10

Определение ключевой проблемы проекта

1

20.10-26.10

Цели, задачи и ожидаемые результаты проектной деятельности

1

27.10-2.11

Понятие и использование показателей

1

10.11-16.11

Документирование результатов

1

17.11-23.11

Семинар «Индивидуальный  социальный проект»

1

24.11-30.11

Подготовка к образовательной стажировке «Знакомство с профессией»

1

1.12-7.12

Подготовка к конференции «Мое будущее». Написание отчета.

1

8.12-14.12

Презентация отчета о профессиональной стажировке

1

15.12-21.12

Предзащита индивидуального социального проекта

1

22.12-28.12

Приемы обоснования устойчивости проекта.

1

29.12-31.12

Расчет ресурсов проекта

1

12.01-18.01

Риски реализации проекта

1

19.01-25.01

План реализации  проекта

1

26.01-1.02

Составление плана-графика

1

02.02-08.02

Составление сметы расходов

1

09.02-15.02

Презентация «Рынок проектов».

1

16.02-22.02

Подготовка к прохождению образовательной стажировки «Вузы Ростова»

1

23.02-1.03

Подготовка к конференции «Вузы Ростова». Рефлексия.

1

02.03-08.03

Конференция  Презентация отчетов.

1

09.03-15.03

Понятие оргпроекта.

1

30.03-5.04

Использование оргпроекта для управления деятельностью и внутреннего мониторинга.

1

6.04-12.04

Принципы построения работы по привлечению общественного внимания, стимулирования интереса и созданию положительного образа проекта.

1

13.04-19.04

Проектирование индивидуальной траектории движения в 11 классе.

1

20.04-26.04

Модель личного и профессионального роста

1

27.04-3.05

Защита индивидуального социального проекта

1

4.05-10.05

Защита индивидуального социального проекта

1

11.05-17.05

Круглый стол – рефлексивное обсуждение результатов проектов.

1

18.05-24.05

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы:

  1. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1997.
  2. Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы. М., 1986.
  3. Справочник руководителя учреждения культуры (журнал выходит 12 раз в год).
  4. Теоретические основания культурной политики. М., 1996.

Интернет-ресурсы:

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00245672_0.html

http://vio.uchim.info/Vio_79/cd_site/articles/art_2_4.htm

http://festival.1september.ru/articles/624317/

http://goeko.dop.mskobr.ru/dokumenty/konkursy/konkurs-sotsialnyh-proktov-ya--grazhdanin-rossii2.html

http://obrazovanie.ax3.net/node/21

http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_proekt.html

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                       Заместитель директора по УВР

методического совета                                                                                                
МАОУ СОШ «Эврика-Развитие»

 им. М.В.Нагибина

                

от        20        года№                подпись

                        20        года

подпись руководителя МС        дата
Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочая программа дисциплины "Основы проектирования баз данных"

Программа учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 2...

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Рабочая программа профессионального модуля «Проектирование цифровых устройств» для специальности: 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» Базовая подготовка

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.01 Компьюте...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"

Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....

рабочая программа "Мастерская социального проектирования"

Программа «Мастерская социального проектирования» для обучающихся составлена  на уровнях   основного и среднего общего образования «Лицей «МОК №2» (далее Програ...

Рабочая программа «Мастерская социального проектирования»

Цель программы: Вовлечение учащихся в проектную деятельность по изучению своих склонностей.цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст­руирова...