Стратегия развития волонтёрского движения в ГБОУ
статья по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Стратегия развития волонтёрского движения в ГБОУ в системе оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия развития волонтёрского движения в ГБОУ
Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы «Развитие образования» являются: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки талантливой, научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; повышение эффективности реализации мер по поддержке молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; формирование инструментов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. [1]
Развитие добровольческих инициатив в системе психолого-педагогической и медико-социальной помощи имеет немаловажное значение. Большой опыт взаимодействия с образовательными учреждениями Петроградского района и города положенный, в основу реализации социальных проектов и профилактической работы стал решающим в принятии решения о расширении направлений деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи,
Центра диагностики и консультирования Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр «Здоровье». Так, открытие с сентября 2014 года на базе ППЦ «Здоровье» районной экспериментальной площадки (далее - РЭП) по организации волонтёрского движения на основе взаимодействия государственных и общественных институтов способствовало популяризации идей волонтёрства и добровольчества среди учащихся, что привело к активному созданию волонтёрских отрядов на базе ГБОУ Петроградского района. На первом этапе началась кропотливая исследовательская работа, обозначение актуальности идей волонтёрства и добровольчества. Полученные данные указывали на то, что обучающиеся заинтересованы в активном участии в жизни района и города, однако они имеют весьма поверхностные представления о возможных формах реализации добровольческих инициатив. В школах отсутствуют организованные волонтёрские движения, а привлечение подростков к деятельности носит условно добровольный характер, кроме того не уделяется достаточного внимания информационно-просветительской работе.
На сегодняшний день идея создания волонтёрских отрядов поддержана на уровне 7 образовательных учреждений Петроградского района. За школами закреплены пять направлений волонтёрской деятельности. ГБОУ № 50 отвечает за спортивное направление, здесь волонтёрский отряд занимается организацией и проведением игр среди учеников младших классов не только своей, но и других школ района. ГБОУ№ 87 отвечает за культурное направление волонтёрства. ГБОУ № 47 - за гражданско - правовой сектор. ГБОУ № 91 курирует социальное направление. ГБОУ № 77 традиционно занимается экологическим волонтёрством. Волонтёры ГБОУ № 84 выбрали для себя социально-экологическое направление. Уже неоднократно состоялись встречи с волонтёрами на базе школ-участников волонтёрского движения. В рамках уроков два раза в месяц ученикам 7-11 классов специалисты РЭП рассказывают об основах волонтёрской деятельности, знакомят обучающихся с мероприятиями, акциями и проектами в которых им предстоит участвовать. На встречах юные волонтёры приобретают навыки самопрезентации, учатся грамотно взаимодействовать в команде, помогать товарищам, распределять свое время, планировать деятельность, развивают творческие способности.
Кроме этого, необходимо отметить, что вовлечение подростков в активную, общественно полезную деятельность во много зависит от мотивации педагогов. Ежемесячные семинары для кураторов ГБОУ по волонтёрству способствуют повышению компетенции педагогов в данном вопросе. В рамках встреч педагоги знакомятся с интересными формами волонтёрской деятельности, узнают свежую информацию о добровольческой жизни города и района, планируют свои мероприятия и акции, а так же обмениваются опытом взаимодействия с государственными и общественными институтами.
В рамках проектов РЭП волонтёрские отряды принимают участие в мероприятиях районного и городского масштаба. Учащиеся волонтёры оказывали помощь в организации районной конференции «Учимся жить вместе», форума «Петроградская сторона-территория молодежи», олимпиады по профориентации. Волонтёрские отряды активно взаимодействуют с сектором по молодежной политике Петроградского района, учреждениями культуры, благотворительным фондом помощи бездомным животным «Верность».
Особое внимание в работе с ГБОУ уделяется сетевому взаимодействию между школами. В рамках обмена опытом и повышения мотивации к добровольческой деятельности состоялся первый слёт волонтёрских отрядов ГБОУ Петроградского района «Старт добровольческих инициатив» с участием представителей Администрации, Муниципальных образований и других ОУ Петроградского района. Слёт организовали специалисты РЭП на базе ГБОУ № 91. Шесть волонтёрских отрядов, более 40 волонтёров пришли продемонстрировать свои навыки и умения, а главное заявить о себе и своем отряде на уровне района. В процессе слёта участники познакомились друг с другом, поделились опытом проведения различных мероприятий и акций, рассказали об успехах в своем направлении волонтёрской деятельности и планах на будущее. По итогам было принято решение о ежегодном проведении слёта.
Кроме того, специалисты РЭП оказывают методическую помощь кураторам по вопросам волонтёрства и добровольчества. В 2014 году издана брошюра «Волонтёрство и добровольчество в современной школе», разработан дневник волонтёра, печатаются рекомендации для родителей. С целью привлечения внимания обучающихся к теме волонтёрства и добровольчества, а также повышения мотивации к активной деятельности детей и подростков районной экспериментальной площадкой ППЦ «Здоровье» проводился конкурс «Логотип волонтёрского отряда».
Специалисты РЭП в дальнейшем планируют расширение сферы волонтёрства и внедрение обучающей программы для учащихся ГБОУ и кураторов, что позволит активизировать взаимодействие ГБОУ с государственными и общественными институтам, а на последующих этапах сформировать предпосылки для перехода из волонтёрского движения ГБОУ в волонтёрские движения ВУЗов. Что будет способствовать увеличению числа социально активной молодежи в районе и городе и снижению асоциальных проявлений среди подростков и молодежи.
Литература:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).
- Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД 2004.
- Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтёров подростковой психологической службы. – СПб.: Медицинская пресса, 2001.
- Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
- Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтёров. М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа волонтёрского движения
Программа волонтёрского движения...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Значимость социального интеллекта для социализации ребёнка....

программа волонтёрского движения
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием...
Использование технологии развития критического мышления по теме «Волонтёрское движение» в 9 классе
О волонтерском движении. Различные виды заданий для развития критического мышления учащихся....

Воспитательный проект развития волонтёрского движения "ДОБРОВОЛЬЦЫ"
Проект развития волонтёрского движения «Доброволец» рассматривается как важный практический элемент системы воспитательной работы в МБОУ «СОШ №2 г. Красноармейска Саратовской области...

Муниципальный конкурс проектов, направленных на развитие добровольческого (волонтёрского) движения в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Конкурс направлен на поддержку инициатив учащихся образовательных учреждений ЯНАО, способствующих развитию волонтёрства среди молодёжи региона. Участники представляют проекты, направленные на вовлечен...

Окружной конкурс проектов, направленных на развитие добровольческого (волонтёрского) движения в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Конкурс направлен на поддержку инициатив учащихся образовательных учреждений ЯНАО, способствующих развитию волонтёрства среди молодёжи региона. Участники представляют проекты, направленные на вовлечен...
