РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
статья по теме

Братухина Ольга Джеммовна

Значимость социального интеллекта для социализации ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialnyy_intellekt.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  СОЦИАЛЬНОГО  ИНТЕЛЛЕКТА  ПОДРОСТКОВ  

ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Автор: социальный педагог МОУ гимназии №13, руководитель отряда волонтёров «ДАНКО» - Братухина Ольга Джеммовна

«Умения понимать причины поступков,

 обычаев, традиций, умение улавливать логику

 и последовательность событий –

вот главное умение для мудрости».

Д. Векслер

Социально-психологическое развитие личности  предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро- и микросоциальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект (СИ)– это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере.

Актуальность данной работы заключается в том, что понятия «социализация» и «СИ» - мало изученная область как в психологии, так и в социологии, не смотря на определённые шаги в данном направлении. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации, которая является процессом, обеспечивающим включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Термин «СИ» был введен в психологию Э. Торндайком ещё в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Однако до сих пор это понятие не имеет общепринятого  описания и тем более критериев его определения. 

      Для нас тема актуальна, т.к. подросток, участвуя в деятельности отряда, неосознанно стремится получить жизненный опыт, а это и означает развить свой социальный интеллект.  

Цель исследования: отслеживание умений и навыков подростков, приобретённых при совместном сотрудничестве в отряде волонтёров.

Задачи:

1.  ознакомиться с работами учёных, которые занимались проблемой интеллекта;

2.  вычленить  из научного материала понятие «СИ»;

3.  проанализировать полученный опыт волонтёров через деятельность отряда.

Гипотеза. У формирующейся личности есть  потребность в социальном опыте. Эта потребность может искать выход в стихийном поиске в виде неорганизованных, неуправляемых поступков и действий, но может быть реализована и в специально созданных условиях. Мы говорим о деятельности отряда волонтёров с целевой направленностью на определённые категории населения.

Методы исследования: наблюдение и опрос волонтёров по  рефлексии выполненной работы отряда (акции, праздники, концерты и т.п.).

   Далее будут приведены основные моменты в определении СИ некоторыми учёными.

   Одной из первых в отечественной психологии понятие «СИ»  описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности. Она отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, – это всегда процесс его индивидуального развития  в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Последнее автор связывает с социальным научением и в качестве примера ссылается на работы Д.Б. Эльконина, который выделял две формы развития ребенка: 1) усвоение предметных знаний и навыков предметных действий и деятельности, формирование психических свойств и способностей, связанных с таким обучением и развитием и т.п.; 2) освоение ребенком социальных условий его существования, овладение в игре социальными отношениями, ролями, нормами, мотивами, оценками, одобряемыми средствами деятельности, принятыми формами поведения и отношений в коллективе. Учёный определяет наличие особой потребности у формирующейся личности – потребность в социальном опыте. Для полноценного развития личности существуют и необходимы две формы приобретения социального опыта - стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности и организованное социальное научение, о котором наша работа. Считается, что СИ следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий.

     Другой отечественный исследователь, Ю. Н. Емельянов, изучал СИ в рамках практической психологической деятельности. На основе анализа литературы можно выделить следующие источники развития СИ.  Жизненный опыт межличностного общения с характеристиками: (1) он социален, включает нормы и ценности конкретной общественной среды; (2) он индивидуален, т.к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни. Искусство, – эстетическая деятельность двусторонне обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений.  Общая эрудиция – это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящиеся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид. Научные методы открывают возможность описания, объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества. Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида.      

     СИ предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. Ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей.

    А.Л. Южанинова (1984) рассматривает СИ в качестве самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности. Чем выше социальный интеллект, тем общение с человеком желательнее для окружающих, тем увереннее он себя чувствует.

    Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность умения встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных.

    Необходимо кратко остановиться на функциях СИ. Познавательно-оценочная функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации. Социальный интеллект обеспечивает переработку информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего. Коммуникативно-ценностная же функция социального интеллекта связана с потребностью понимать окружающих, и в свою очередь быть понятым ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, начинается процесс, при котором человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений. Рефлексивно-коррекционная функция СИ проявляется, в осознании человеком того, как он воспринимается другими, как «деятельность самопознания внутреннего строения духовного мира, предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом. Структура указанных выше функций проявляется в их соподчинении.

   Необходимо остановиться на пяти основных этапов развития СИ, которые выделил Р.Селман. Нулевая, досоциальная стадия, на которой ребенок не различает внутренние, психологические, и внешние, физические, принципы поведения, заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка. Первая стадия развития социального интеллекта - стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира - сменяется стадией согласования разных точек зрения, намерений, действий. На второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию. На третьей стадии развития социального интеллекта, достигаемой обычно в пред подростковом возрасте (10-12 лет), начинается понимание взаимозависимости, взаимообусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных людей; представления о человеческом взаимодействии структурируются, выстраиваются в систему. Четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных уровней человеческой близости и умение, или способность, учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.

   Цукерман (1997) выделяет пять сфер, в каждой из которых отмечает характерные навыки, ведущие к достижению успеха:
• познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
• навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
• способность  к  адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
• управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
• преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

   О различных проявления интеллекта говорили не только отечественные исследователи: Л. Гуттман выявлял закономерности оценок поведения других люде); Дж. Гилфорд говорил о поведенческой деятельности; Г. Айзенк разграничивал понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект», «психометрический интеллект»; Ф. Чапин писал о явлении «социальной интуиции». Известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять СИ как приспособленность индивида к человеческому бытию. Сам термин СИ был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения дальновидности в межличностных отношениях. В 1937 г. Г. Оллпорт связывал СИ со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по его  мнению  - особый социальный дар. Интересна мысль Э. Боринга, которую он представил в виде схемы,  и модель структуры интеллекта Г. Айзенка:

       

Исследователи сходят в том, что биологический интеллект – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Психометрический интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта. Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Интересные исследования провели ученые Холлидей и Чандлер (1986), которые изучили представления «наивных» испытуемых о том, как они интерпретируют смысл понятия «мудрый человек». Анализ множества высказанных мнений привел к выделению пяти факторов, которые позволяют составить портрет мудрого человека, обладающего развитым социальным интеллектом:

1 фактор — «Исключительное понимание происходящего, основанное на приобретенном жизненном опыте» (наблюдательность, восприимчивость, опора на здравый смысл, открытость любой информации, способность видеть сущность ситуации);

2 фактор - «Ориентация на других людей» (способность давать хорошие советы, согласовывать разные точки зрения);

3 фактор - «Общая компетентность» (образованность, любознательность, понятливость);

4 фактор — «Интерперсональные навыки» (хороший слушатель, не центрирован на собственных проблемах, спокойный);

5 фактор - «Социальная скромность» (ненавязчивый, неимпульсивный, сдержанный).

В заключение своего исследования Холлидей и Чандлер (1986) делают вывод о том, что мудрость скорее растет, чем уменьшается с возрастом, и что мудрость - это особая форма интеллектуальной зрелости.

Результаты работы: деятельность волонтёров разноплановая. Это говорит о том, что любая форма такой деятельности даёт возможность подростку приобрести умения и навыки, необходимые ему в дальнейшей жизни для достижения успеха. Любой процесс развития человека, в том числе и социального, – это всегда процесс его индивидуального развития  в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Социальная техника общения – это «действенный» компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужное для личности русло, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих.  Нами проанализированы разные формы работы волонтёров с различными категориями людей. Результаты, представленные в таблицах, доказывают, что в процессе такой деятельности подросток приобретает определённый жизненный опыт, который даёт ему возможность быть более приспособленным и уверенным к дальнейшей самостоятельной жизни.

   СИ является профессионально важным качеством для профессий типа "человек - человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов". Часть волонтёров окончила гимназию, и 14 выпускников отряда из 14-ти выбрали именно такой тип профессий.

   В результате проведённой работы сделаны выводы:

  1. деятельность отряда – социальное явление;
  2. деятельность отряда направлена на социальную адаптацию детей;
  3. ребёнок осознаёт практическую значимость выполненных действий;
  4. подросток  в процессе волонтёрской деятельности увеличивает багаж своего СИ.

Литература:

  1. АЙЗЕНК ГАНС - Национальная психологическая энциклопедия

vocabulary.ru/dictionary/6/word/aizenk-gans

  1. Социальный интеллект

www.intellectrate.ru/sozialintellekt.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа волонтёрского движения

Программа волонтёрского движения...

программа волонтёрского движения

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием...

Использование технологии развития критического мышления по теме «Волонтёрское движение» в 9 классе

О волонтерском движении. Различные виды заданий для развития критического мышления учащихся....

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Волонтёрское движение

В пезентации оформлена информация о волонтёрском движении, которую можно распечатать и вывесить на стенд...

Доклад о волонтёрском движение в школе

Доклад о волонтёрском движение в школе...

Стратегия развития волонтёрского движения в ГБОУ

Стратегия развития волонтёрского движения в ГБОУ  в системе оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся...