Психологические основы социальных запретов.
статья по психологии на тему

Суктар Анжела Байыр-ооловна

В данной работе сделаны попытки определения психологических основ социальных запретов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_zaprety.odt15.99 КБ

Предварительный просмотр:


Оглавление

     Введение.

     1.Система запретов и предписаний, касающихся

      детей младшего возраста. -----------------------------------------------

  1. Психологические основы социальных запретов.---------------
  2. Заключение.-------------------------------------------------------------

 

                                                         Введение.

   Установление различия человеческого возраста у древних тувинцев было своеобразным, что обусловлено кочевым образом жизни в течение многих сотен веков.

   По определению известного этнографа Монгуша Кенин-Лопсана древние тувинцы сравнивали человеческий возраст с созвездием Большой Медведицы. Они особо выделяли периоды человеческого возраста, которые человеку приходится прожить семь раз:

     1.Младенческий возраст (1-3 года)

  1. Подростковый возраст (3-15 лет)
  2. Молодежь (16-29 лет)
  3. Средний возраст (30-46 лет)
  4.  Зрелый возраст (46-61 лет)
  5. Пожилой возраст (61-81 лет)
  6.  Возраст дряхления (от 81 лет).

Все, что положено и нельзя делать человеку распределено в соответствии с семью периодами его возраста. За всеми семью возрастами человека вечно наблюдает Созвездие Большой Медведицы и охраняет людей.

  В традиционном обществе  тувинской семьей семейнородственным связям придавалось большое значение. Функционирование семьи было непосредственно обусловлено социальными институтами, этикетом, моралью. Под этикетом понимается совкупность правил поведения, касающихся личного проявления отношений к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). По мнению М.Монгуш, этикет есть не что иное, как свод неписанных законов и обычаев, которые должны неукоснительно соблюдаться и осуществлять регуляцию поведения людей во всех сферах общественной жизни. Иначе говоря, это запреты и предписания.[2.с.51]

Цель работы: определенить психологические основы социальных запретов и предписаний.

Задачи:

     –  определить роль запретов и предписаний в воспитании детей;

  • определить психологическую основу запретов и предписаний;
  • исследовать знание запретов учащимися младшего и старшего школьного возраста.

Актуальность работы: Запреты, предписания являются священными заветами наших предков, передающимися из поколения в поколение. Актуальность – в сохранении традиций народа.

Новизна заключается в попытке определения психологической основы социальных запретов.

Практическая направленность: данную работу можно использовать в воспитательной работе.

                1.Система запретов и предписаний, касающихся детей.

   Тувинцы с древних времен выработали своего рода этикет поведения детей в различных жизненных ситуациях. Дети должны быть послушны и почтительны к старшим, главный критеррий оценки любого человека, в том числе и ребенка, – его труд, вклад в общее дело, убеждение в конечной победе добра над злом, в торжество доброго начала.

   Дети в тувинской семье должны знать систему запретов и предписаний, что являлось стержнем их воспитания и мировоззрения в целом. Запреты и предписания играли важную роль в деле формирования  из них воспитанных людей. Менталитет тувинского воспитания в том, чтобы дети следовали запретам и предписаниям старших, в противном случае можно было говорить об упущении в их воспитании.

  Тувинцы относились к детям исключительно мягко, очень любили их, детей нельзя было бить, наказывать, осбенно детей младшего возраста.

Но вместе с тем, от них требовали беспрекословного послушания, которое прививалось с детства.

Когда дети начинают разговаривать и понимать речь взрослых, тогда их родители, в особенности мать, просто рассказывает им, что нельзя делать, что можно. При этом рассказ взрослых не носит ни приказного, ни принудительного, ни назидательного характера и тем самым обладает особой притягательностью.

  От детей требовалось особо уважительное отношение к старшим. Когда ребенок вмешивался в разговор взрослых, говорили, что он станет глухим. Когда старшие входят в юрту, молодые должны встать в знак уважения к нему. А тот, кто при этом остается сидеть, станет глупцом.

Детям не положено прямо называть старших по имени. Говорят, если дети нарушат это, то у них будет болеть горло.

Детям нельзя проходить перед взрослыми. Говорили, если не будут соблюдать это правило, то в старости их никто не будет уважать.

Ребенок не должен играть с огнем. Огонь – это божество.

Дети не должны брать чужое. Человек, укравший чужую вещь, умрет в неслыханных муках.

Дети не должны обманывать. Лживый ребенок станет немым.

Дети не должны курить. У того, кто курит с детства, все легкие растворятся.

Дети не должны пить вино, иначе они станут слабоумными.

  1. Психологические основы социальных запретов.

    В тувинской народной педагогике особое место занимают социальные запреты – хоруглар. Социальные запреты состоят из 2-х частей. 1 часть – сам запрет, во второй части указываются последствия, если не соблюдать данный запрет.

Запрет

Последствия нарушения запрета

Детям нельзя вмешиваться в разговор взрослых

Станет глухим

Нельзя называть старших по имени

Будет болеть горло

Нельзя проходить перед взрослыми

В старости никто уважать не будет

Нельзя брать чужое

Умрет в неслыханных муках

Нельзя обманывать

Станет немым

Нельзя курить

Легкие растворятся

Нельзя пить вино

Станет слабоумным

Нельзя играть подальше от аала

Страшный человек, весь покрытый шерстью уведет их в пещеру.

Нельзя рвать цветы

Отпадут уши

Нельзя бросать что-либо в реку

Возникнет болезнь, из-за которой они не могут мочиться

Нельзя баловаться в юрте, когда там находятся гости

Дела не будут ладиться, неудача ожидает всю семью

   Мы предполагаем, что психологической основой запретов является страх, как наиболее сильная эмоция человека. Такие запреты как: нельзя срывать цветок, отпадут уши или будет дождь, внушались детям младшего возраста.

По буддийской философии окружающая нас природа живая, человек после смерти может вернуться к живым в виде цветка, травы. Детям младшего возраста трудно усвоить каноны буддизма. Если прямо говорить о возвращении умершего после смерти в виде цветка, поэтому нельзя рвать цветы – дети не могут осознанно понять. Поэтому, учитывая возрастные особенности, их воспитывали через страх: нельзя рвать цветы, а то отпадут уши. Именно детьми младшего возраста не подвергаются сомнению наказы взрослых. Они свято верят тому, что вечером нельзя жевать серу – у матери будет болеть печень, что нельзя играть ножницами – дома будет ссора...

   Детей запугивали запретами, но страх здесь не до аффективного состояния. С возрастом дети сами приходят к правильному толкованию того или иного запрета, понимают их смысл, соблюдают их в жизни.

    В тувинской педагогике много запретов по соблюдению норм поведения в обществе: дети не должны встревать в разговор взрослых – оглохнут; нельзя играть языком – будет голод... Все они основаны на страхе. Страх здесь выступает регулятором поведения.

Для исследования знания запретов нами проведено анкетирование учащихся 3-х и 10-х классов.

Результаты анкетирования.

Вопрос анкеты

3 класс

10 класс

  1. Знаете ли вы запреты? Какие?

36

18

     2.Верите ли вы запретам,

      предписаниям предков?

36

11

  1. Соблюдаете ли вы запреты?

34

11

 

 Нами исследовано знание социальных запретов учащимися младщего школьного возраста (8-9 лет) и старшего школьного возраста (16-17 лет). Все исследуемые знают запреты. 100% опрошенных учащихся 3-х классов верят запретам и предписаниям взрослых. Абсолютное большинство детей (94%) соблюдают запреты.

   Из 18-ти опрошенных старшеклассников 11 человек верят запретам и предписаниям взрослых. 61% старшеклассников соблюдают запреты.

Заключение.

Наши предки, учитывая возрастные особенности, через  запреты прививали социальные нормы поведения детям. Запреты основывались на страхе, при этом запугивали не до аффективного состояния. С возрастом дети сами приходили к правильному толкованию того или иного запрета. Психологической основой социальных запретов является страх, как наиболее сильная эмоция человека.

Анкета.

1.Знаете ли вы запреты? Какие?

2. Верите ли вы запретам,  предписаниям предков?

3. Соблюдаете ли вы запреты?

  1. Кенин-Лопсан М. Б-Х. Тыва чоннуң бурунгу ужурлары. Кызыл.-1993.
  2. Монгуш М.В. Культура тувинцев: традиция и современность. - Кызыл, 1989.
  3. Кенин-Лопсан М.Б-Х. Тыва чанчыл. Ч.1 и 2: Учебное издание—Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг», 2010.                                  

   

                                                 

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Методическая разработка психологического занятия «Психологические основы самозащиты» для 5 класса (ОБЖ + психология)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЗАНЯТИЯ «Психологические основы самозащиты»   Автор занятия Фамилия, имя, отчество Гвоздева Оксана Владимировна Город, область Санкт – Петербург, Колп...

ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...

Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»

Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...