Рост агрессивных тенденций в подростковой среде - проблема современного общества
статья по психологии на тему

Сухорукова Наталья Владимировна
Сущность агрессивного поведения проявляется в  анализе его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера– гнев, месть враждебность, злость, отвращение, возмущение, страх,  тревожность, вина.  Агрессивное поведение, связанное с этими эмоциями, которые выражаются в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах отчасти изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества. Одна и та же эмоция, по - разному,  влияет на разных людей, она оказывает разное влияние на  одного и того же  человека в целом.  Они воздействуют на уровень электической активности мозга,  на напряжение мышц, лица, тела, на функционирование кровеносной, дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира: от  яркого и светлого -  к темному и угрюмому; наши действия -  от неадекватных к искусственным  и целесообразным. Индивидуальные особенности, различие эмоциональных порогов у детей, влияют на

частоту, с которой они выражают свои эмоции, определяют характер реакций на них  у окружающих. Проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемые  в различных институтах социализации, в том числе не только семьи, школы, но и СМИ. Данные современной науки убеждают, что  агрессивный подросток –  это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность.  Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.  Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Так же могут влиять   и природные особенности  -его темперамент, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение держать себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Одним из самых сложных периодов в онтогенезе является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы социального поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательные негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности. Свертывание прежде установившейся системы интересов и протестующий характер поведения  по отношению к взрослым. С другой стороны,  этот возраст отличается массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразным и содержательным становится его отношение с другими детьми и взрослыми, значительно изменяется и качественно расширяется сферы его деятельности, развивается ответственное отношение  к себе, другим людям.  Определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание,  оно и другие изменения, связаны с развитием организма, оказывает свое влияние на  психическое развитие. Тревожащие моменты в поведении подростка -  такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность  принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно – группового общения, складывающегося в различных компаниях.

    В современной психологии сказано,  что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастуном, атеистом или религиозным – он становится таким. Ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, является не биологические свойства, а недостатки семейного воспитания.  Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых.  Он стремится  играть определенную роль среди сверстников и старших. Во взрослом сообществе утверждается позиция, препятствующая развитию социальной активности подростков – ребенок должен слушаться.  В результате складывается между взрослыми и подростками психологический барьер, стремясь преодолеть который,  многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения,  желая привлечь на себя внимание, показать, что Я изменился, что у Меня есть свои права и обязанности.  Сущность агрессивного поведения проявляется в  анализе его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера– гнев, месть враждебность, злость, отвращение, возмущение, страх,  тревожность, вина.  Агрессивное поведение, связанное с этими эмоциями, которые выражаются в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах отчасти изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества. Одна и та же эмоция, по - разному,  влияет на разных людей, она оказывает разное влияние на  одного и того же  человека в целом.  Они воздействуют на уровень электической активности мозга,  на напряжение мышц, лица, тела, на функционирование кровеносной, дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира: от  яркого и светлого -  к темному и угрюмому; наши действия -  от неадекватных к искусственным  и целесообразным. Индивидуальные особенности, различие эмоциональных порогов у детей, влияют на

частоту, с которой они выражают свои эмоции, определяют характер реакций на них  у окружающих. Характер же реагирования на эмоциональное поведение детей обусловливает их экспрессивный стиль, личностные особенности.  Чувства, эмоции, переживания, порождаемые внешними и внутренними причинами, выражаются у человека  обычно в той форме, принятой  в той культуре, к  которой он принадлежит.  Проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемые  в различных институтах социализации, в том числе не только семьи, школы, но и СМИ. Данные современной науки убеждают, что  агрессивный подросток –  это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность.  Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.  Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Так же могут влиять   и природные особенности  -его темперамент, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение держать себя. Подросток ищет выхода внутреннему напряжению. В науке осуществлялись попытки типологии по  раскрытию причин агрессивности подростков. При этом одни исследователи полагают, что необходимо базироваться на психодинамических  различиях, другие берут за основу их особенности

психосоциального  развития.

                       Примером такой типологии являются:                      

Первая группа – подростки с психопатическими чертами характера.

Вторая группа -  дети с задержкой умственного развития.

Третья группа – подростки не имеющие патологических отклонений, но не

правильно воспитанные, безнравственные.

П.П. Бельский, исходя из мотивации и поведения подростков, предложил:

·          Подростки, стремящиеся удовлетворить элементарные и низменные

потребности.

·          Слабовольные дети, поддающиеся внушаемости.

·          Подростки, действующие под влиянием истории.

И.А.Невский предлагал следующие:

·          Подростки с педагогической запущенностью.

·          Подростки с социальной запущенностью.

·          Подростки с крайней социальной запущенностью.

С.Я. Беличева выделила группы:

·        Подростки глубоко педагогически запущены, их суждения примитивны, поверхностны их процессы внимания, запоминание ослабленное.

·   Дети характеризуются аффективными нарушениями, они раздражительны, озлобленны, гневливы, проявляются истеричные формы поведения.

·          Подростки развязные, конфликтные.

Выделяются две группы:

1. Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения –характерны эмоциональные расстройства.

2. Дети, отличающиеся несоциализированным  агрессивным поведением – различные психические нарушения. Истоки агрессивности лежат  в семье, отношения ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждения, в том числе наказанием, страхом), в меньшей мере со сверстниками, учителями.

     ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ:

Если ребенка часто критиковать -  он учится осуждать.

Если ребенку часто демонстрировать враждебность – он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают – он учиться быть робким.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учиться быть терпеливым.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учиться верить.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если ребенок живет  в атмосфере дружбы и  чувствует себя нужным -  он учится находить в этом мире любовь.

     На основе наблюдений выделяют четыре группы определенного типа поведения подростков. Разделены условно.

ПЕРВАЯ ГРУППА: характеризуются устойчивым комплексом у подростков аномальных и аморальных,  примитивных потребностей, стремление к потребительскому время препровождению, деформации  ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитета – являются типичными особенностями этих детей.  Они эгоистичны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

ВТОРУЮ ГРУППУ: составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Обладая более широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное  положение за счет притеснения слабых, младших.  Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У детей извращено представление о мужестве, о товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляться у них ситуативно, в основном против тех,  кто слабее.

ТРЕТЬЮ ГРУППУ: подростков характеризует конфликт между деформированными позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами.  Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью.  Эти дети апатичные не стремятся к достижению успеха.    В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессия.

В ЧЕТВЕРТУЮ ГРУППУ:  входят подростки, которые отличаются

слабодеформированными потребностями, но, в то же время, у них наблюдается отсутствие определенных интересов и весьма ограничен круг общения.  Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей характерно трусливость, мнительность. В их поведении преобладает вербальная агрессия и негативизм.

     Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы растет  молодежная преступность, особенно преступность среди подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущие за собой тяжкие повреждения.  Участились случаи групповых драк подростков, которые носят ожесточенный характер. Агрессия  и агрессоры всегда оцениваются крайне отрицательно, как выражение антигуманизма, наличие культа грубости.  Но имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергитично наступательных и дают им положительную окраску. Это обычно делается, если речь идет о спортивных

состязаниях. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость»,  «драчливость»,  «озлобленность», «жестокость», «враждебность».

Причины агрессии ребенка необходимо искать в семье, в воспитании. Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции,  включая овладение формами агрессивных  действий. Ребенок учится, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшие к ним физическое насилие. Детей, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно  дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание – это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым.

  На возрастание проявления насилия и агрессивности среди людей влияет

экономическая нестабильность и социальная напряженность. В настоящее время повседневностью стали конфликты, некоторые из них перерастают в физическое насилие, нанесение телесных повреждений, различные виды преступных посягательств против личности. Подобные конфликты сопровождаются взаимном неуважением, грубостью, оскорблениями, жестокостью. Особенно неблагополучно положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которые ограничены в материальных  возможностях удовлетворения своих желаний,  интересов. Возникает чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды,

чувство зависти, которое толкает некоторых их них на  совершение грабежей,  разбоев, насилия. Подобные действия сопровождаются ожесточением, служащим средством психологической компенсации пережитых унижений. Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной реактивностью, возбудимостью, резкой сменой настроения. Подростки проявляют высокую тревожность  на всех уровнях общения, прежде всего с родителями, взрослыми, от которых зависит их положение.

     К специфическим формам подросткового  поведения относятся: реакция увлечения (хобби – реакция), реакция эмансипации, реакция объединения в группы со сверстниками,  реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечениям.

    Проявления насилия, агрессивного поведения среди подростков состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.

   Следующие факторы особенно влияют на формирование представлений и поведение ребенка:

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ – ребенок не получает должного внимания со стороны родителей;

ГИПЕРОПЕКА – чрезмерная регламентация и контроль за поведением;

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ – родители ориентированы только на свои проблемы и отвергают ребенка;

ЖЕСТОКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ – излишние строгие наказания, в том числе за мелкие проступки, за самое незначительное непослушание;

«КУМИР СЕМЬИ» -   ребенок является постоянно объектом внимания и восхищения.

  Подобные модели отношения к ребенку  в семье формируют у него качества, которые порождают тревожность в его поведении и склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера. Семья формирует не только социально значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни.  Нет ни одного социального аспекта поведения подростка, на которые не оказала влияние семья.

    Агрессивность ребенка можно выявить по следующим признакам:

1.Частые  случаи действий против других детей (насмешки, побои, лишение какого-либо предмета).

2.Частые эпизоды гневных выкриков или приступы плохого настроения.

3.Постоянное противоречие родителям и другим авторитетным взрослым.

4.Многочисленные поступки, направленные на разрушение.

     Деятельность средств массовой информации наложила значительный отпечаток на психику подростка – поток  кино, телефильмов, печатной продукции, рекламы, заполненные сценами обмана, насилия, секса – делают подростка агрессивным.

   Обилие «детективов», «боевиков», «порнографических фильмов» и т.д. провоцируют агрессивные формы поведения, делая подростка взрослыми в его собственных глазах. Телевидение не только развлекает и дает информацию, но формирует в детях, подростках суждения, модели поведения.

     Основные вопросы, которые вызывают беспокойство:

1.Вредно ли для эмоционального здоровья детей проводить столько времени перед телевизором (в среднем 3-7 часов). Так ли много телепродукции связано с насилием?

2.Может ли наблюдение сцен насилия на экране формировать жестокость? Психиатры и психологи пришли к выводу, что воздействие телевидения  на человека преимущественно негативное. Ученые убеждены в следующем: ·        Подростки в серьезных ситуациях, в игре, в межличностном общении подражают насилию, увиденному на экране.

·        Они склоны отождествлять себя  с определенными жертвами или агрессорами.

·        Подростки становятся не чувствительными к грубости, жестокости, посмотрев много сцен насилия.

·        Они начинают считать насилие приемлемой формой и моделью поведения и способом решения своих проблем.

   Представляете себе айсберг, что над водой  - это наше сознание, что подводой, чего мы не видим – подсознание. Наш сознательный ум старается не пропускать все то, что является нездоровым, все то, что не приемлемо для общества.  Сознание подстраивается под базовые программы, заложенные в подсознании. Если вы получаете одновременно команду на сознательном уровне –вы слышите и прочитываете (реклама, фильм), и команду на подсознательном уровне (через изображение). В своем поведении вы подчиняетесь в первую очередь команде, идущей с уровня подсознания. Важно какую информацию мы получаем с экрана телевизора, но еще важнее какая информация находится за кадром.

    Отдельно следует сказать о музыкальном пристрастии подростков.  В возрасте 11-12 лет у подростков возникает интерес к различным ансамблям, группам,  исполнителям.  Во многом он определяется существующей  в молодежной среде, компании сверстников моде на те или иные музыкальные направления. Интерес даже страсть к определенным музыкальным стилям связан с особенностями эмоциональной жизни подростка, с потребностями в эмоциональном насыщении,  слова песен являются как бы ответом на многочисленные  мучащие подростка вопросы.

    Ученые пришли к выводу, что современные музыкальные стили и направления негативно влияют на эмоциональное здоровье людей. Итак, современные направления – рок, поп-музыка, джаз, танго, блюзы, вуду, компьютерная музыка имеют рваный ритм, который не является синхронным с ритмом организма.  Эта музыка создает некоторый тип статического электричества, которое изменяет сердцебиение. Когда вы танцуете, делая резкие, интенсивные движения, энергия выбрасывается, разрушая ауру человека, который ее  слушает. Подросток чувствует  поток энергии, но он течет вниз, что толкает слушателя в депрессию, появляется чувство злобы, раздражения, агрессии, музыка может вызвать головную боль, ухудшение сна, психические и эмоциональные расстройства, подросток чувствует себя опустошенным и усталым.

     Что же касается слов  современных текстов песен  - на протяжении всей песни может быть одно слово, растянутое во времени -  смерть, насилие наркотики, самоубийство. Эти слова проникают в подсознание «жертв», слушающих музыку. И человек оказывается запрограммированным на смерть и разрушение, это уничтожение самой жизни. Какая может быть любовь к жизни, когда  все подсознание настроено на ритмы смерти, а в своем поведении человек подчиняется команде, идущей с уровня подсознания. У нас в стране произошел  полный переворот в культуре  и причина –злоупотребление звуком. Подобная музыка стала частью нашей жизни, она звучит как музыкальный фон в общественных местах, все, что мы покупаем, вся одежда,  пища,  пропитана этим звуком.  Если она насаждается еще более интенсивно и агрессивно то становится умоубийством.  Датский психолог  Д. Мирло предложил этот термин. Он сказал: «Убийство разума разработано по всем правилам науки,  чтобы люди добровольно подчинились дисциплине недумания, стали подобно роботам, рабами».  Душа воспринимает эту музыку, как насилие, но по мере того как она становится частью нашей культуры, мы привыкаем к ней, так происходит с другими вредными привычками, будь то привычка к алкоголю, никотину, наркотикам или  любая другая  зависимость, мы хотим этой музыки все больше и больше, потому что она забирает у слушателя всю энергию, и «жертвам» приходится слушать и слушать,  чтобы получить дополнительный стимул. Это настоящая зависимость от ритмов,  противостоящих ритму организма. Если разум и чувства человека расстроены,  желания не очищены, он может выбрать то, что не бросает вызов его стандартам,  а потакает избранным им порочным нормам. Так обесценивается искусство и другие ценности.

        Таким образом,  причинами агрессивности  выступает экономическая и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка – темперамент, характер,  конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье,  характер и условия семейного воспитания.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе "Проблемы современного общества"

Технологическая карта урока Предмет      Обществознание     Класс 6 «А»Базовый учебник  А.И. Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание 6 класс», М.,...

Детская жестокость — проблема современного общества.

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? ...

проблемы современного общества

В данном материле содержится проблемы современного общества и их решение....

МУСОР – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

МУСОР – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА...

Агрессия подростков как социальная проблема современного общества

Агрессия подростков в соверменном обществе уже стала нормой. Еженевно тысячи людей сталкиваются с агрессивностью детей, мало кто понимает, что могло повлиять на такое их, неприемлемое для общества, по...

Проект "Интернет-зависимость - проблема современного общества"

Разработка программы педагогического коллектива и детсткой организации по формированию информационной культуры и профилактике компьютерной зависимости школьников в рамках общешкольной концепции создан...

Коррупция - проблема современного общества

Коррупция является одной из самых острых проблем нашего общества. Данная тема является является актуальной на протяжении всей человеческой истории. Урок содержит в себе историю, причины и последствия ...