Обучающий семинар для педагогов"Психолого-педагогические аспекты мотивации учения"
методическая разработка по психологии по теме

Потапова Ия Викторовна


Данный материал рассматривает вопросы учебной мотивации,классификацию мотивов учения,особенности мотивации учения у школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогические аспекты мотивации

Слайд 2

Каким бы способным и эрудированным не был учащийся, без желания и толчка к учёбе он не добьётся успехов «Под лежачий камень вода не течет» русская пословица

Слайд 3

Функционально взаимосвязанные две стороны поведения человека функции регуляционная побудительная - Ощущения, память, внимание, мышление, темперамент, характер ,эмоции мотив мотивация

Слайд 4

«что такое мотивы ?» « зачем?» «для чего?» «почему?» «от чего человек ведет себя именно так, а не иначе»?

Слайд 5

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать ) внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением потребности.

Слайд 6

Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой .

Слайд 7

Мотивация «совокупность причин (мотивов) психологического характера, объясняющих поведение человека... его направленность и активность» (Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995).

Слайд 8

Учебная мотивация это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

Слайд 9

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Слайд 10

Классификация мотивов: С позиций личностного смысла учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ Мотивы связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения Мотивы связанные с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности .

Слайд 11

Классификация мотивов: Отношение к самой деятельности ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ Мотивы связаны с деятельностью. Мотивы, не связаны с деятельностью

Слайд 12

Познавательные (внутренние) мотивы 1)широкие познавательные мотивы . интерес к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, удовлетворение любознательности; 2)учебно-познавательные мотивы интерес к способам добывания знаний , стремление развить какие-либо умения,качества; 3) мотивы самообразования интерес к процессу решения; потребность в саморазвитии, самоактуализации ,

Слайд 13

Социальные (внешние) мотивы широкие социальные мотивы - стремление быть полезным обществу; чувство ответственности перед родителями, учителем; профессиональное самоопределение; 2) узкие социальные ( позиционные) мотивы стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет; желание занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе; 3)мотивы социального сотрудничества -желании общаться, взаимодействовать с другими людьми; -совершенствование форм взаимоотношений с окружающими;

Слайд 14

Положительные мотивы позитивная мотивация Мотивы связанные с социальными устремлениями - стремление получить одобрение других людей добиться похвалы учителя и т.д. -мотив долга и ответственности; - желание получить хорошую отметку, -стремление получить высокий социальный статус

Слайд 15

Отрицательные мотивы негативная мотивация Мотивы, взывающие осознание возможных неприятностей -стремление избежать давления и угроз родных, учителей -страх получить плохую отметку;

Слайд 16

Классификация мотивов общая направленность мотивации Мотив достижения успеха Мотив избегания неудач стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; мотивация успеха ожидание неудачи, стремление избежать неудачи; мотивация избегания неудач

Слайд 17

Функции мотивации: побуждающая организующая смыслообразующая

Слайд 18

Факторы формирования учебной мотивации - характер образовательной системы; -организация педагогического процесса в образовательном учреждении; -личностные особенности учителя ; -специфика учебного предмета; -особенности обучающегося : - индивидуально-типологические -уровень интеллектуального развития и способностей -уровень притязаний и самооценка - возрастные особенности ;

Слайд 19

Особенности мотивации школьников младших классов : - беспрекословное выполнение требований учителя. - желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, -обожание своего учителя желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить от него похвалу; - отметка - как оценивание своего старания , а не полученных знаний. - у посредственно- и слабоуспевающих школьников основным является мотив «избегание наказания». - с возрастом появление избирательного отношения школьников к отдельным учебным предметами формирование как положительной, так и отрицательной мотивации

Слайд 20

Особенности мотивации школьников средних классов (подростков) : - возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. - общее снижение мотивации учения и аморфной познавательной потребности -мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо - стремление найти свое место среди товарищей - наличие «подростковых установок» часто не совпадающих с таковыми у взрослых -потребность в познании и оценке свойств своей личности, что создает повышенную чувствительность к оценке окружающих

Слайд 21

Основные мотивы учения старшеклассников - подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. - рост интереса к тем предметам, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии; - степень адекватности самооценки учебных способностей старшеклассников - побудителем к учению начинает играть стремление к знаниям, а не получение отметки;

Слайд 22

Учебная мотивация школьников Ступени школьного образования Познавательная мотивация (внутренняя мотивация) Социальная мотивация (позитивная внешняя мотивация) Младший школьник /начальная школа широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями); узкие социальные , или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение ); Подросток / средняя школа учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком). Старший школьник /старшая школа мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний ,построение специальной программы самосовершенствования) широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);

Слайд 23

Прежде всего необходимо, стремиться формировать и развивать познавательные, внутренние мотивы, направленные на достижение успеха , а также позитивные социальные мотивы, которые в значительной степени влияют на успешность учебного процесса и развитие личности школьника..



Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические аспекты мотивации

 (материалы к педагогическому совету)

Слайд 1

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации учения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Слайд 2  

Каким бы способным и эрудированным не был учащийся, без желания и толчка к учёбе он не добьётся успехов.

«Под лежачий камень вода не течет» русская пословица

Слайд 3

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: регуляционная и побудительная.

 Регуляцию поведения обеспечивают в основном, такие психические процессы, явления и состояния как: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции.

Что касается стимуляции, или побуждения поведения человека, то оно связано с понятиями мотива и мотивации.

Слайд 4  

 Когда ищут ответ на вопрос: «что  такое мотивы?»,  то это одновременно ответ на вопросы: «зачем?», «для чего?», «почему?», «от чего человек ведет себя именно так, а не иначе»?

В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение потребности. Она является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней.

Слайд 5  

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать ) внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением потребности.

Потребность как стимул является побудителем  мотива, мотив - внутреннее осознанное побуждение является побудителем деятельности(поступка) , а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность (совершая поступок).

Слайд 6  

Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Побудителем любой деятельности является «сплав» движущих сил поведения.

Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».

Слайд 7  

Мотивацию составляют совокупность(сочетание) мотивов (причин), вызывающих активность человека, определяющие направленность и характер деятельности личности, ее поведения 

Психология определяет это понятие так.

Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы(потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.

Педагогика трактует это понятие так.

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Слайд 8

Побудителем учебной деятельности является система мотивов:

  • познавательные потребности;
  • цели;
  • интересы;
  • стремления;
  • идеалы;
  • мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

 Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность и отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

По мнению психологов результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В.И. Мякишев).

 Слайд 9

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации- системой мотивов.

Слайд 10 

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов.

Принято различать две большие группы учебных мотивов (с позиций личностного смысла учебной деятельности):

-познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) – познавательная мотивация

-социальные (связанные с удовлетворением  в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности)- социальная мотивация.

Слайд 11.

Есть и другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь различают внешние и внутренние мотивы.

Если для личности деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это - внутренняя мотивация.

Мотивы которые, характеризуется интересом к самому процессу и его результату (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.)

Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы (напр., престиж, зарплата и др.), то это - внешняя мотивация.

Мотивами к деятельности личности являются социальные факторы, которые  лежат вне деятельности

По сути познавательные и внутренние мотивы возникают в самой деятельности.

Социальные и внешние мотивы определяются  факторами ,которые находятся вне деятельности.

Слайд 12

 Познавательные(внутренние) мотивы включают:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями (интерес к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным  свойствам явлений, удовлетворение любознательности)

Проявление этих мотивов в учебном процессе:

  • реальное успешное выполнение учебных заданий;
  • положительная реакция на повышение учителем трудности задания;
  • обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию;
  • положительное отношение к необязательным заданиям;
  • обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене.

2)учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. (интерес к способам добывания знаний ,стремление развить какие-либо умения, качества)

Их проявления на уроке:

  • самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению;
  • возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата;
  • характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса;
  • интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия;
  • интерес к анализу собственных ошибок;
  • самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. (профессиональное самоопределение , потребность в саморазвитии,  самоактуализации ,интерес к процессу решения)

Их проявления на уроке:

  • обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов;
  • все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т . д.).

Слайд13

.Социальные(внешние) мотивы включают:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.

Проявления этих мотивов в учебном процессе:

  • поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Проявления:

  • стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения;
  • намерение выяснить отношение товарища к своей работе;
  • инициатива и бескорыстие при помощи товарищу;
  •  количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы;
  • отклик на просьбу товарища о помощи;
  • принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе;
  • реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей;

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их.

 Проявление:

  • стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе;
  • стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.

Слайд 14

Кроме того, социальные внешние мотивы могут быть положительными- мотивы связанные с социальными устремлениями и формируют позитивную мотивацию 

  • стремление получить одобрение других людей добиться похвалы учителя и т.д.;
  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  •  желание получить хорошую отметку;
  • стремление получить высокий социальный статус;  

 Слайд15

 И  отрицательными - мотивы, взывающие осознание возможных неприятностей которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. (мотивы избегания, защиты) они формируют негативную мотивацию.

  • стремление избежать  давления  и угроз родных, учителей;
  • страх получить плохую отметку;

Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

Формы негативных санкций, которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

  • вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
  • материальные санкции ( лишение привилегий);
  • социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой);
  • физическое наказание;

Такая мотивация не приводит к успешным результатам. И может привести к полному равнодушию и безразличию к учебе и отказу от деятельности.

Слайд16

Мотивация достижения и избегания неудачи.

На эффективность деятельности учащегося огромное влияние оказывает общая направленность его мотивации (достижение результата или избегание поражения). Ориентирован ли учащийся на достижение цели или испытывает страх неудачи, всё это влияет на его активность и содержание этой активности.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения.

Одобрение действий ребенка родителями и учителями, определённая доля свободы, система задач, которые он решает самостоятельно, помощь, но не замена его активности формируют деятельного, эффективного человека.

Успех считают своим, неудачу относят за счет обстоятельств.

Мотив избегания неудач - ожидание неудачи, стремление избежать неудачи

Школьники с мотивацией избегания неудач, имеют склонностью к поиску помощи в любой деятельности. Осуществляют действия, направленные на избегание неудачи. Испытывают негативные переживания.

Запрещающие, чрезмерно контролирующие, подменяющие активность ребенка активностью взрослых или попустительские стратегии воспитания, отсутствие системы задач, приводят к развитию у ребенка мотивации избегания неудачи или выученной беспомощности: попытка что-то делать дальше, предпринимать усилия кажется им бессмысленной.

Успех относят за счет обстоятельств, неудачу – на свой счет (недостаток способностей)

Слайд 17

 Функции мотивации:

 - побуждающая- мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;

- организующая- сосредотачивается вокруг целеполагания. Возникший мотив способствует выделению и постановке цели, предвосхищающей результат.

- смыслообразующая- это придание деятельности личностного смысла. Человек в силу необходимости включается в разнообразные виды деятельности, но одни виды имеют для него личностное значение, другие не имеют.

Слайд18

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов ,характерных для той деятельности, в которую она включается:

  • характером образовательной системы;
  • организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
  • личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
  • спецификой учебного предмета;
  • особенностями самого обучающегося:

-уровень интеллектуального развития и способностей;

-уровень притязаний и самооценка;

-возрастными особенностями;

На каждом этапе развития возрастные особенности влияют на формирование мотивации учения .

Слайд 19

Особенности мотивации большинства школьников младших классов является:

  •  беспрекословное выполнение требований учителя;
  •  желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников;
  • обожание своего учителя желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить от него похвалу;
  •  отметка –мотивационная роль, как оценивание своего старания , а не полученных знаний;
  •  у посредственно- и слабоуспевающих школьников основным является мотив «избегание наказания»;
  • невозможность долго удерживать сформированное  намерение, что определяет целесообразность постановки  ближайших и небольших целей, а не отдаленных и крупномаштабных;
  • с возрастом появление избирательного отношения школьников к отдельным учебным предметами формирование как положительной, так и отрицательной мотивации.

Слайд 20

Особенности мотивации большинства школьников средних классов (подростков) является:

  • возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету;
  • общее снижение мотивации учения и аморфной познавательной потребности;
  • мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо;
  • стремление найти свое место среди товарищей, избегание критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми;
  • влияние мнения  одноклассников, которое теперь имеет большее значение, чем мнение учителей и родителей;
  • наличие «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и почти неподдающихся педагогическому воздействию);
  • потребность в познании и оценке свойств своей личности, что создает повышенную  чувствительность к оценке окружающих;

Слайд 21

Основными мотивами учения старшеклассников является:

  • подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение;
  •  рост интереса к  тем предметам, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии;
  • степень адекватности самооценки учебных способностей старшеклассников;
  • побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям, а не получение отметки;

Слайд 22

Учебная мотивация школьников

Ступени школьного образования

Познавательная мотивация

(внутренняя мотивация)

Социальная мотивация

 (позитивная внешняя мотивация)

Младший школьник

/начальная школа

широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);

узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

Подросток

/ средняя школа

учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);

мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Старший школьник

/старшая школа

мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний ,построение специальной программы самосовершенствования)

широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);

Слайд 23

Одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Учебная деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения.

Поэтому каждому педагогу необходимо, учитывая возрастные особенности детей и опираясь на свой профессионализм, стремиться формировать и развивать, прежде всего познавательные, внутренние мотивы, направленные на достижение успеха, а также позитивные социальные мотивы, которые  в значительной степени влияют на успешность учебного процесса и развитие личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - "круглый стол": «Психолого-педагогические и технологические аспекты личностно ориентированного обучения».

Главная задача педагогов, исповедающих личностно ориентированное обучение, - содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к сво...

Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя

Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...

Городской семинар "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"

Материалы к городскому семинару для социальных педагогов по теме: "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"....

Семинар-практикум "Комплексное психолого-педагогическое обследование школьников образовательного учреждения"

Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учрежд...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в ОУ"

Рекомендации для педагогов  по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в общеобразовательной школе....