Психолого-педагогические методы повышения мотивации школьников
статья по английскому языку на тему

Психология и педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого - педагогические методы повышения мотивации у

школьников.

Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интересов к учебным занятиям, снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям могут выступать как причины накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к школьной ситуации и как следствие неудачного опыта пребывания в школе. И в том, и в другом случае у детей возникает явление школьной дезадаптации в самых разных ее проявлениях. На фоне отрицательных переживаний, связанных с учебными ситуациями, очень сложной оказывается работа по устранению у таких детей недостатков базовых учебных навыков, повышению общего уровня учебно-организационной культуры.

Мотивация современных школьников является одной из самых сложных педагогических проблем, именно она играет большую роль в организации современного учебного процесса.

Во время огромного объема информации предоставляемых источником как медиа, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать ученика к обучению, систематической работе, мотивации искать новое информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни. Как сделать это, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему, но и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества.

Во время огромного объема информации предоставляемых источником как медиа, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать студента к обучению, систематической работе, мотивации искать новое информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни. Как надо мотивировать ученика, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества.

Что же такое мотивация? Каковы пути ее повышения? Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение - поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей.

Позитивная холистическо - динамическая теория мотивации американского психолога А. Маслоу выделяет следующие базовые потребности:

  • Физиологические потребности - связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сне;
  • Потребность в безопасности - потребность безопасности, стабильности, защите, структуре и порядке;
  • Потребность принадлежности - включат в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе;
  • Потребность в признании - включает в себя стремление, связанное с понятием достижение - достижение уважения других и самоуважения;
  • Потребность в самоактуализации - стремление к самовоплощению человека.
  • Потребность в познании и понимании и эстетические потребности - связаны с потребностей в истине, влечением к непознанному, необъясненному. Именно эта потребность очень связана с мотивацией обучения.

Мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности к учебному процессу, позволяющее повысить личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный ученик не будет способствовать развитию своих знаний.

Мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать ребенка. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы.

Говоря о мотивах для обучения, возможно классифицировать их по направленности и содержанию:

  • социальные - долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества;
  • познавательные - стремление больше знать, стать эрудированным;
  • профессионально-ценностные - расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу;
  • эстетические – получение от обучения удовольствия, раскрытие своих способностей и талантов;
  • коммуникативные - возможность расширения круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств,
  • статусно - позиционные - стремление через учение или общественную деятельность утверждаться в обществе;
  • традиционно – исторические - установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени;
  • утилитарно-познательные - стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться учиться;

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения. Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

  • Отрицательное отношение к обучению: слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.
  • Нейтральное (безразличное) отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении мотивации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить о способном, но ленивом ученике.
  • Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.

Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате мотивации к продолжению обучения. Именно мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы различные трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл. Однако тех, кто опасается возможной потери мотивации, можно успокоить. Желание и способность учиться могут быть стимулированы. Методы стимулирования мотивации возможно включить:

  • Постановка перед учащимся точной цели;
  • Мотивация учащихся к активности на других местах движения информации: конкурсы, олимпиады, фестивали, соревнования и др.;
  • Предоставление возможности общаться между собой: конференции, посещения музеев, учреждений дополнительного образования и др.:
  • Создание ситуаций реальной жизни в процессе обучения и поиск путей их решения.
  • Создание благоприятного психологического климата для развития личности.
  • Введение системы рейтинговой оценки;
  • Введение системы публикации успехов учащихся и награды за их замечательные успехи и стремления;
  • Расширение возможностей самореализации учащихся;
  • Ввести индивидуального маршрута обучения.

Школа на каждом возрастном этапе ставит перед ребенком сложные жизненные задачи. Если у ребенка своевременно не формируется способности, позволяющие находить верные решения этих задач, то они превращаются в непреодолимые затруднения, которые, накапливаясь, становятся проблемами не только самого ребенка, но и его родителей, педагогов.

В последние десятилетия появилось большое количество самых разнообразных образовательных учреждений, где обучаются дети младшего школьного возраста. При этом, с одной стороны детей нагружают самой разной информацией, появляются новые школьные предметы, содержание классических дисциплин сильно усложняется и увеличивается.

Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем.

Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Причинами снижения мотивации зависящими от ученика являются низкий уровень знаний; несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний; реже – несложившиеся отношения с классом; в единичных случаях – задержки развития, аномальное развитие.

На уровень интереса учащихся к учебному предмету влияет положение той или иной науки в обществе, её престижность, а также разработанность методик её преподавания, состояние школьных учебников. Развитие мотивации учения немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его специфических психологических характеристик. Возрастные особенности надо не только учитывать, из возрастных особенностей надо исходить с самого начала. Только после этого и на основе этого правомерен выбор методов, форм и приёмов обучения.

Психологи выделяют положительные, благоприятные особенности мотивации в этом возрасте: общая активность подростка, стремление к самостоятельности, увеличение широты и разнообразия интересов в сочетании с их избирательностью и дифференцированностью, возрастание определённости и устойчивостью

интересов и др. В этом возрасте укрепляется интерес к новым знаниям, появляется интерес к закономерностям, а не только к фактам. Достаточно интенсивно развиваются мотивы самообразования, которые носят конкретный характер, направлены на близкие цели (например, сдать экзамен). В среднем школьном возрасте наиболее существенные сдвиги происходят в социальных мотивах, что определяется типичным для подросткового возраста стремлением занять позицию взрослого человека.

Педагог должен методически грамотно работать не только с «одаренными» детьми, но и с учащимися, которые в силу сложившихся социальных, экономических, экологических и прочих обстоятельств нуждаются в специальном отношении.

Организуя деятельность учащихся на уроке в классе компенсирующего обучения, от учителя требуется специализированная методическая подготовка, знание методов и приемов, позволяющих одновременно с обучением детей предмету вести работу коррекции восприятия, памяти, внимания, развития речи, мыслительных операций.

 Успешно осуществлять образовательный процесс в классах позволяет целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений, с учетом коррекционных возможностей предмета. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся (согласно рекомендациям педагога-психолога), учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.

Для вызывания исходной мотивации на начальном этапе урока педагог в зависимости от ситуации использует несколько видов побуждений учащихся: · актуализирует мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»); · вызывает мотивы относительной неудовлетворенности («но мы не усвоили еще одну важную часть этой темы»); · усиливает мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это необходимо: например …») · усиливает непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

 Для подкрепления и усиления возникшей мотивации педагог ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к практическому использованию полученных знаний, умений и навыков, чередует разные виды деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

На этапе завершения урока важно, чтобы ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Учитель показывает ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях, совместно с учениками анализируя пройденный материал и степень его усвоения. Это делает их мотивацию более адекватной и действенной.

Работа педагога, прямо направленная на формирование и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды действий: · создание условий для появления мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)

· актуализация сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

· коррекция дефектных мотивационных установок;

· изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Остановимся более подробно на задаче формирования мотивации на отдельных этапах урока.

Этап вызывания исходной мотивации.На начальном этапе урока педагог может учитывать несколько видов побуждений учащихся: · актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»); · вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но мы не усвоили еще одну важную часть этой темы»); · усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это необходимо: например …») · усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь педагог ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что педагог, вызвав мотивацию на первом этапе урока, перестает о ней думать, сосредотачиваясь на предметном содержании урока (упуская учащихся не способных длительное время удерживать внимание). Для этого можно чередовать разные виды деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

Этап завершения урока. Важно, чтобы ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Активизация учебной деятельности может осуществляться в разных формах учебной работы.

1. Занимательные задачи. Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.

2. Познавательные вопросы. Одним из путей активизации деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

3. Развивающие упражнения. Развивающими называют такие упражнения, которые оказывают «существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей».

4. Творческие задания. Различные творческие задания дети выполняют с большим удовольствием. Их успешно можно применять на различных уроках.

 Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д.

В рамках урока необходимо осуществлять индивидуальный подход к формированию мотивации учащихся. В ходе данной работы учитель должен ориентироваться на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика и чаще применять комментирование своей оценки.

В плане мотивации необходимо организовать поиск того, что еще интересует учащегося и что еще может побудить его к действиям. Тогда эти элементы служат временным толчком к проявлению желательного поведения или его подкреплению.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученик вновь поверил в себя. В зависимости от необходимости, вместе с учащимися проводится несколько разговоров об учебном методе в целом, о специфических трудностях некоторых предметов. Когда стремление исправить является выраженным поведением, необходимо организовать сопровождение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как метод повышения мотивации к обучению.

Данная работа содержит теоретический материал, полезный для тех, кто начинает знакомство с методом проектной деятельности на уроках, примеры творческих работ учащихся....

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательсеой деятельности школьников...

Психолого-педагогическая работа по повышению уровня познавательной активности слабоуспевающих младших школьников

В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества ...

Межрегиональный интерактивный семинар "Создание оптимальных социальных и психолого - педагогических условий, как повышение возможности инклюзии детей с кохлеарными имплантами" Комитет образования и науки Курской области

Дифференцированные образовательные маршруты детей с кохлеарными имплантами с учётом возраста и новых возможностей слухоречевого развития.   http://schig52.mskobr.ru/conditions/korrekcionnaya...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:- для ...

Психолого-педагогические условия для повышения качества географического образования (из опыта работы)

Цель: Создание совокупных психолого-педагогических  условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образованияВ соответствии с темой и целью концепции...

Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...