РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
статья по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:

- для придания личной значимости изучение материала на всех этапах ведётся в форме управляемой самостоятельной работы;

- в обучении применяется проблемно-диалогический метод с акцентом на интерактивные модули, способствующие формированию умений ведения самостоятельной познавательной деятельности;

- с целью более полного учёта индивидуальных возможностей каждого учащегося и формирования опыта самостоятельной познавательной деятельности используется дистанционная форма работы с интерактивными модулями.

Внедрение интерактивных модулей в проблемное обучение способствует развитию познавательной самостоятельности школьников, повышению мотивации к учению,  позволяет формировать следующие компетенции:

  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение нахождения способов решения поставленной задачи и выхода из проблемной ситуации,
  • умение определения наиболее рационального варианта и обоснования своего выбора;
  • навык публичных выступлений;
  • использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в том числе,  для поиска необходимой информации).

Реализованный в процессе профессиональной деятельности опыт актуален в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов и полностью соответствует стратегическим целям и приоритетным направлениям развития образования округа и Российской Федерации на современном этапе: реализация компетентностного подхода в обучении; использование современных образовательных технологий деятельностного типа; выявление и поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи; развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий; внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чевычалова Маринэ Эдуардовна

учитель биологии

ЛГ МАОУ «СОШ № 5»

г. Лангепас  ХМАО-Югра 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Предметная область – биология.

1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В условиях современной школы, в связи с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта, происходит переосмысление образовательных технологий, имеющих деятельностный характер. Сегодня многие педагоги применяют технологии, способствующие развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Тема предложенного педагогического опыта: «Развитие познавательной самостоятельности, повышение мотивации школьников посредством проблемно-диалогического метода обучения, внедрения интерактивных модулей и современных оценочных средств обучения».

Теоретическая новизна представленного опыта заключается:

  1. в создании преимущественно на каждом уроке определённой рабочей среды при выполнении проблемных заданий интерактивных модулей, требующих интернет-ресурсов;
  1. в изменении деятельности учащихся: выполнение нетиповых интерактивных заданий, способствующих развитию их познавательной самостоятельности, приобретение учащимися опыта изучения темы дистанционно;
  2. в повышении объективности оценки знаний путём применения современных оценочных средств обучения.

Практическая новизна представленного опыта состоит:

  1. в разработке и внедрении в образовательный процесс интерактивных модулей, включающих в себя набор проблемных заданий, составленных в приложении Web 2.0;
  2. в организации дистанционного обучения;
  3. в разработке тестов в оболочке MyTest по курсу биологии и системном применении программированного контроля с использованием ИКТ.

В своей практической деятельности я использую интерактивные модули на разных этапах проблемно-диалогического урока: на этапах постановки проблемы, формулирования темы и целеполагания, на этапе поиска решения проблемы, на этапах коррекции, углубления и закрепления знаний, в процессе повторения изученного, а также для обобщения и контроля знаний по определенной теме. Наличие мобильного компьютерного класса позволяет мне организовать работу с модулями не только фронтально, но и  индивидуально, и в парах (ПК на каждой парте).

Мной разработаны интерактивные модули в приложении Web 2.0 по всем разделам курса биологии. Перечень интернет-ссылок и описание модулей представлены в отдельном, прилагаемом к основной работе сборнике «Интерактивные модули. Биология. Сборник интернет - ссылок» + компакт-диск.

Разработанные мной модули дают возможность организовать деятельность учащихся по решению проблемных и творческих заданий различного уровня сложности на сравнение, классификацию, установление последовательности биологических объектов, процессов и явлений; маркировку рисунка, заполнение таблиц, составление кроссвордов .

 Они несут как обучающую, так и контролирующую функцию. Кроме того, применение модулей даёт возможность осуществить самоконтроль и самокоррекцию  знаний учащимися в процессе самоподготовки через страницу школьного сайта. Это позволяет мне организовать самообразование учащихся и их самостоятельную работу с интерактивными модулями дистанционно при выполнении домашних заданий, при подготовке к государственной итоговой аттестации; повысить мотивацию школьников, выявить заинтересованных детей и мотивировать их на проектно-исследовательскую  деятельность.  

Представленный опыт позволяет перейти от пассивных форм обучения к активным формам с преобладанием самостоятельной деятельности учащихся. Применение проблемно-диалогического метода в сочетании с интерактивными модулями ставит учащихся в деятельностную позицию, заставляет анализировать ситуацию, позволяет предлагать свои способы действий, искать объекты на основании предложенных отдельных признаков, варианты действий, предложенных другими. Все это способствует усвоению новых форм и практик без прямой их передачи, повышает мотивацию и интерес к учению, позволяет решить задачи деятельностного подхода в обучении.

Использование интерактивных модулей на своих уроках я рассматриваю не как цель, а как дополнительный способ достижения хороших личностных результатов; как способ организации деятельности и самообразования учащихся; как источник дополнительной информации.

С целью повышения объективности оценки знаний учащихся в своей практической деятельности применяю современные оценочные средства: программированный контроль с применением ИКТ и он-лайн тестирование. Мной создана система тестов в оболочке MyTest по всем разделам курса биологии как в режиме контроля, так и в режиме коррекции. Подбор заданий осуществляю в соответствии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ, в системе веду мониторинг успешности учащихся. Выбор оценочных средств основан на том, что возможности программы MyTest позволяют использовать содержание теста не только для контроля знаний, но и для осуществления коррекции, углубления и закрепления знаний, что позволяет стимулировать познавательную активность учащихся. В рамках подготовки к Государственной итоговой аттестации организована планомерная и системная самостоятельная работа старшеклассников в режиме он-лайн тестирования на сайте «Решу ЕГЭ» с последующими индивидуальными и групповыми консультациями.

Системное применение программированного контроля способствует повышению мотивации учащихся и формированию прочных системных знаний по предмету.

Представленный педагогический опыт соответствует общепедагогическим требованиям. В нём определяются основные составляющие образовательной модели.

Субъект педагогического воздействия: учащиеся 5-11 классов.

Объект педагогического воздействия: проблемные интерактивные модули.

Предмет совместной деятельности: образовательный процесс.

Цели обучения: повышение эффективности учебного процесса за счёт внедрения интерактивных модулей в проблемно-диалогический метод обучения и привитие навыка самообразования в условиях индивидуальной работы; развитие познавательной самостоятельности учащихся и повышение мотивации к учению.

2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, необходимо включить их в специально организованную деятельность. Каждый раз, составляя проект очередного урока, использую все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, планирую самостоятельный поиск информации учащимися, различные исследовательские и творческие задания.

Для создания проблемной ситуации и организации практической деятельности по поиску решения проблемы я использую различные методы и приёмы с использованием интерактивных модулей:

  • новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найти способ его разрешения;
  • предлагаю рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний;
  • ставлю вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования;
  • даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением);
  • даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

На этапах постановки проблемы, определения темы и целеполагания применяю фронтальную форму организации учебной деятельности с интерактивными модулями. Например, на уроке в 9 классе по теме «Эволюционное учение Ч. Дарвина», предлагаю учащимся установить последовательность этапов становления идеи развития органического мира. Учащиеся выполняют задание модуля, основываясь на имеющихся знаниях, отмечают противоречивые факты: основоположник эволюционного учения – Ч. Дарвин, но первое эволюционное учение было опубликовано Ж. Ламарком на 50 лет раньше. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемный вопрос: почему Ч. Дарвина, а не Ж. Ламарка считают основоположником эволюционного учения?  Включаясь в подводящий диалог, организованный учителем, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания.

На этапах актуализации опорных знаний и планирования по указанной теме организую работу с интерактивным модулем на подборку пар к понятиям. Учащиеся вспоминают изученный ранее материал, выполняют задание, определяют, каких знаний не хватает для решения проблемы. Выполнение данного задания подводит учащихся к выделению основных блоков, необходимых для составления опорной схемы нового материала. Затем на этапе планирования, в ходе подводящего диалога, совместно с учащимися определяется план действий и составляется каркас опорной схемы сравнительной характеристики учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина. 

 На этапе поиска решения проблемы очень эффективны проблемные задания интерактивных модулей на сопоставление уже известного и неизвестного с самостоятельным поиском решения. Так, в рамках данного урока организую работу учащихся по поиску решения проблемы в двух вариантах: первый – учащиеся составляют опорную схему сравнительной характеристики учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина; второй - составляют  интерактивное задание в приложении Web 2.0 на сайте LearningApps.org.

Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану, учитель консультирует. В ходе выполнения заданий формируются исследовательские навыки учащихся. Поиск ответов на поставленные вопросы способствует развитию критического мышления, умения сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных проблем. Накопленный опыт последовательных действий под руководством учителя поможет каждому в организации своей дальнейшей индивидуальной исследовательской деятельности.

На этапе контроля и коррекции учащиеся представляют результаты своей деятельности. В процессе обсуждения составленной учащимися схемы побуждаю школьников к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации, аргументировать свою точку зрения. Такая форма организации учебной деятельности дает возможность ученику либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом может выступить в роли эксперта. На этом этапе закладываются такие черты личности, как ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией.

В ходе подводящего диалога на данном уроке учащиеся отмечают ошибки в учении Ж. Ламарка, что подводит их к формулированию основной проблемы урока: Ж. Ламарк не смог раскрыть механизмы возникновения новых видов, механизмы эволюции раскрыл Ч. Дарвин. Учащиеся осуществляют корректировку опорной схемы.

На этапе применения и закрепления нового знания учащиеся работают с ПК в парах, используя интерактивный модуль на сопоставление. Они определяют механизмы возникновения у организмов таких приспособлений, как редукция глаз у крота, плавательные перепонки у водоплавающих птиц, длинный язык у муравьеда, длинная шея у жирафа, отсутствие конечностей у змей с точки зрения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина. В процессе обсуждения школьники аргументируют свою точку зрения.

        При быстром темпе работы девятиклассники выполняют интерактивное задание на сравнение основных положений учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина, которое было разработано группой учащихся самостоятельно в ходе решения проблемы урока. 

С целью организации рефлексии предлагаю учащимся определить, какой рисунок иллюстрирует теорию Ч. Дарвина, какой – Ж. Ламарка и аргументировать свой ответ, опираясь на новые знания и понятия  «борьба за существование» и «естественный отбор».

Таким образом, использование интерактивных модулей в процессе обучения расширяет возможности каждого этапа проблемно-диалогического урока, способствует повышению заинтересованности учащихся, повышению мотивации, творческой активности школьников; даёт возможность полного осмысления темы, приобретенных знаний и навыков.

Кроме того, интерактивные модули можно использовать с целью контроля и коррекции знаний и навыков, однако эта форма эффективна только при фронтальной работе.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ

С целью качественного закрепления знаний, повышения эффективности учебного процесса за счёт выполнения разнообразных интерактивных модулей и привития навыка самообразования в условиях индивидуальной работы мной организовано дистанционное самообразование через школьный сайт. Интерактивные модули, предложенные учащимся для индивидуальной работы, размещены на предметной страничке школьного сайта в рубрике «Самоконтроль знаний». Дистанционная работа с этими модулями даёт возможность сконцентрировать внимание на главном при самостоятельном изучении нового материала в случае отсутствия на уроке, при подготовке домашнего задания; позволяет закрепить, обобщить и повторить основной материал по теме в рамках подготовки к итоговому контролю, к государственной итоговой аттестации.

Опыт работы в этом направлении позволяет отметить повышение интереса учащихся к предмету, развитие их самостоятельности, повышение качества и прочности знаний.

С целью расширения кругозора школьников, развития их творческих и интеллектуальных способностей, а также выявления одарённых детей, организую индивидуальную работу школьников с ресурсами приложения Web 2.0, что дает учащимся возможность почувствовать вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить себя социально-значимой, успешной личностью. Наибольший интерес среди продуктов такой самостоятельной творческой деятельности у школьников среднего звена вызывают кроссворды, разработанные ими самостоятельно на сайте LearningApps.org. Учащиеся старших классов самостоятельно создают интерактивные модули на сопоставление, на установление последовательности объектов, явлений и процессов разного уровня сложности.  

Данный вид деятельности требует от ученика глубокого знания материала, умения выделить главное, систематизировать и обобщить знания, а также способствует формированию навыка самостоятельной работы. Такая форма работы позволяет не только реализовать творческий и индивидуальный подход в обучении, но и дает возможность учителю проконтролировать самостоятельное изучение учащимися материала пропущенного урока, особенно при изучении предмета на профильном уровне.

Кроме того, через предметную страничку школьного сайта организовано самообразование учащихся как в рамках подготовки к Государственной итоговой аттестации, так и при подготовке к уроку по текущей теме или контрольному тестированию. Так, при необходимости, в любое удобное время, на предметной страничке в папке «Подготовка к ГИА», ученик может скачать опорный конспект или таблицу по любой теме курса биологии. Все предлагаемые материалы составлены мной в соответствии с программой школьного курса биологии и отражают содержание контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. Такая форма деятельности делает обучение доступным, открытым, способствует формированию познавательной самостоятельности учащихся,  повышению качества и прочности знаний, повышению мотивации к самообучению.

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ОПЫТА

Анализируя свой опыт работы в данном направлении, могу отметить, что системное применение на разных этапах урока и во внеурочное время интерактивных модулей, органично сочетающихся с технологиями деятельностного типа, способствует развитию  познавательной самостоятельности учащихся, навыков выполнения различных заданий, формированию разных видов мышления и позитивного отношения к предмету. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. Отмечается положительная динамика освоения учащимися образовательных программ по биологии, результаты ЕГЭ моих учащихся выше среднего по городу и региону.

Применение интерактивных модулей и технологий деятельностного типа (проблемное обучение, ИКТ, проектная и исследовательская деятельность) способствует выявлению и развитию одаренных детей, их самореализации, профессиональному самоопределению. Мои ученики неоднократно становились победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Результативность участия в проектно-исследовательской деятельности подтверждается победами и призовыми местами в научных конференциях и конкурсах на разных уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"

Творческая работа посвящена проблеме, над которой я работаю "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"....

Развитие познавательной активности и интереса школьников посредством межпредметной интеграции

В настоящее время проблему воспитания высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов,  невозможно ...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Развитие автономии и повышение мотивации учащихся посредством приемов смешанного обучения.

Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная концепция и универсальное средство реализации ФГОС, тк оно представляет собой сочетание очного и электронного обучения на основе при...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку как средство повышения мотивации школьников

В данной статье рассматриваются интерактивные технологии, использование которых  приводит к повышению мотивации  учащихся на разных этапах изучения иностранного языка....