«Интересы в профессиональном выборе»
план-конспект занятия по психологии (8, 9 класс) на тему

Стрелкова Инна Владимировна

Занятие для обучающихся в рамках предпрофильной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strelkova_urok_.doc58.5 КБ
Office presentation icon strelkova_na_otkrytoe_zanyatiepereof_.ppt417 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Интересы   в  профессиональном выборе»

Цели занятия: 

- показать необходимость учета своих интересов в профессиональном выборе;

- изучение участниками собственных интересов;

- совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием;

- развитие навыков рефлексии;

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (все занятие сопровождается показом презентаций), бланки к опроснику

  1. Организационный момент

  1. Основная часть

Важное место среди личностных особенностей человека занимает направленность его личности, то есть потребности, интересы и склонности.  

Для чего как вы думаете необходимо человеку знание самого себя?

Как мы уже с вами неоднократно говорили, знание человеком самого себя (своих интересов, способностей, склонностей, желаний) – является необходимым условием психологической готовности к выбору профессии.

Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы   к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот не возникал на пустом месте.  На формирование интересов влияют окружающая среда, воспитание и образование.

Определение понятия

Что же такое интерес?

Учащимся предлагается назвать свои ассоциации на каждую букву  слова «интерес».

 И – индивидуальный; Н – необычный и т.д.

Интерес –  это желание заниматься  какой-либо деятельностью. Затем определение записывается в тетрадь.

Интерес выражается формулой -  «Я ХОЧУ ЗНАТЬ!».

Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели….

Интересы можно разделить на интересы-

по содержанию: интерес к литературе, музыке, технике, компьютерам;

по широте: разносторонние, узкие;

по длительности: устойчивые, неустойчивые

Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы устойчивые и глубокие, зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Известны случаи, когда интересы шли в разрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты станешь позором нашей семьи» - говорил   Чарльзу Дарвину его отец.

С помощью интереса можно достичь успеха в любой профессиональной деятельности. Интерес побуждает человека овладевать знаниями, расширяет его кругозор, помогает преодолевать препятствия  на пути освоения профессии. Если нет интереса к чему-либо – тогда не помогут  никакие методики и специалисты.

В том случае, когда  с интересом связаны жизненные профессиональные планы человека, говорят о профессиональных интересах. Профессиональные интересы проявляются в эмоциональном окрашенном отношении человека к труду и стремлении больше узнать о нем. Они могут формироваться на основе или учебных интересов, или разнообразных увлечений во внешкольное время. Сейчас мы попробуем определить свой интерес к каким-либо отдельным  областям знаний или определенной деятельности.

3. Практическая работа

Методика «Профиль» (модификация Г.В.Резапкиной «Карта интересов») Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности.

Нравится ли Вам делать, то о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится – «-». Если сомневаетесь – поставьте «?». Чем искренне вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который Вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени на размышления.

Зачитываются  вопросы  см. приложение

4.Обработка и анализ результатов

По каждой из колонок подсчитайте арифметическую сумму плюсов и минусов и подпишите внизу каждой колонки. Отметьте колонки, по которым у вас набралось наибольшее количество баллов.  Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика

2 – химия и биология

3 – радиотехника и электроника

4 – механика

5 – география и геология

6 – литература и искусство

7 – история и политика

8 – педагогика и медицина

9 – предпринимательство и домоводство

10 – спорт и военное дело

Максимальный балл – пять говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.

5 Заполнение дневника профессионального самоопределения.

6. Подведение итогов занятия, рефлексия                               

Подведение итогов занятия  проходит в кругу.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами. Однако как ни странно, большинство людей, выбирающих профессию, свои интересы, ставят только на третье место (1 место – высокая зарплата, 2 место – возможность трудоустройства и престиж).

Может ли человек развивать свои интересы и склонности? Конечно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:

- повышать свою информативность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов и др.)

- заниматься практической деятельность (факультативные занятия, кружки)

- заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств.

Интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь твое это или нет. Поэтому старайтесь пробовать себя в разных видах деятельности: в спорте, литературе, искусстве, науке.

Что нового узнали сегодня на занятии?  Какие интересы у вас подтвердились, а какие стали неожиданностью? Ваши пожелания на будущие занятия? Что может быть  вы хотели узнать на следующих занятиях?

   


                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «ПРОФИЛЬ»

  1. УЗНАВАТЬ ОБ ОТКРЫТИЯХ В ОБЛАСТИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ.
  2. СМОТРЕТЬ ПЕРЕДАЧИ О ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.
  3. ВЫЯСНИТЬ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ.
  4. ЧИТАТЬ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ.
  5. СМОТРЕТЬ ПЕРЕДАЧИ О ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ.
  6. БЫВАТЬ НА ВЫСТАВКАХ, КОНЦЕРТАХ, СПЕКТАКЛЯХ.
  7. ОБСУЖДАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБЫТИЯ В СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ.
  8. НАБЛЮДАТЬ ЗА РАБОТОЙ МЕДСЕСТРЫ, ВРАЧА.
  9. ЧИТАТЬ КНИГИ И СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ О ВОЙНАХ И СРАЖЕНИЯХ.
  10. ЗАНИМАТЬСЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ РАСЧЕТАМИ И ВЫЧИСЛЕНИЯМИ.
  11. УЗНАВАТЬ ОБ ОТКРЫТИЯХ В ОБЛАСТИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ.
  12. РЕМОНТИРОВАТЬ БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ.
  13. ПОСЕЩАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ, ЗНАКОМИТЬСЯ С ДОСТИЖЕНИЯМИ НАУКИ И ТЕХНИКИ.
  14. ХОДИТЬ В ПОХОДЫ, БЫВАТЬ В НЕИЗВЕДАННЫХ МЕСТАХ.
  15. СОЗДАВАТЬ УЮТ И ПОРЯДОК В ДОМЕ, КЛАССЕ, ШКОЛЕ.
  16. ЧИТАТЬ ОТЗЫВЫ И СТАТЬИ О КНИГАХ, ФИЛЬМАХ, КОНЦЕРТАХ.
  17. УЧАВСТВОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ШКОЛЫ, ГОРОДА.
  18. ОБЪЯСНЯТЬ ОДНОКЛАССНИКАМ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.
  19. САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ ПО ХОЗЯЙСТВУ.
  20. СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ, ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
  21. ПРОВОДИТЬ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ.
  22. УХАЖИВАТЬ ЗА ЖИВОТНЫМИ, РАСТЕНИЯМИ.
  23. ЧИТАТЬ СТАТЬИ ОБ ЭЛЕКТРОНИКЕ И РАДИОТЕХНИКЕ.
  24. СОБИРАТЬ И РЕМОНТИРОВАТЬ ЧАСЫ, ЗАМКИ, ВЕЛОСИПЕДЫ.
  25. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ КАМНИ, МИНЕРАЛЫ.
  26. ВЕСТИ ДНЕВНИК, СОЧИНЯТЬ СТИХИ И РАССКАЗЫ.
  27. ЧИТАТЬ БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ ПОЛИТИКОВ, КНИГИ ПО ИСТОРИИ.
  28. ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ, ПОМОГАТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ.
  29. ЗАКУПАТЬ ПРОДУКТЫ ДЛЯ ДОМА, ВЕСТИ УЧЕТ РАСХОДОВ.
  30. УЧАСТВОВАТЬ В ВОЕННЫХ ИГРАХ.
  31. ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗИКОЙ И МАТЕМАТИКОЙ СВЕРХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
  32. ЗАМЕЧАТЬ И ОБЪЯСНЯТЬ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
  33. СОБИРАТЬ И РЕМОНТИРОВАТЬ КОМПЬЮТЕРЫ.
  34. СТРОИТЬ ЧЕРТЕЖЫ, СХЕМЫ, ГРАФИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ.
  35. УЧАСТВОВАТЬ В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ, ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЯХ.
  36. РАССКАЗЫВАТЬ ДРУЗЬЯМ О ПРОЧИТАННЫХ КНИГАХ, УВИДЕННЫХ ФИЛЬМАХ И СПЕКТАКЛЯХ.
  37. СЛЕДИТЬ ЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ В СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ.
  38. УХАЖИВАТЬ ЗА МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ ИЛИ БЛИЗКИМИ, ЕСЛИ ОНИ ЗАБОЛЕЛИ.
  39. ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ СПОСОБЫ ЗАРАБАТЫВАНИЯ ДЕНЕГ.
  40. ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ.
  41. УЧАСТВОВАТЬ В ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАДАХ.
  42. ВЫПОЛНЯТЬ ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ ПО ХИМИИ И БИЛОГИИ.
  43. РАЗБИРАТЬСЯ В ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ.
  44. РАЗБИРАТЬСЯ В ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ РАЗЛИЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ.
  45. «ЧИТАТЬ» ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ.
  46. УЧАСТВОВАТЬ В СПЕКТАКЛЯХ, КОНЦЕРТАХ.
  47. ИЗУЧАТЬ ПОЛИТИКУ И ЭКНОМИКУ ДРУГИХ СТРАН.
  48. ИЗУЧАТЬ ПРИЧИНЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ, СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА.
  49. ВКЛАДЫВАТЬ ЗАРАБОТАННЫЕ ДЕНЬГИ В ДОМАШНИЙ БЮДЖЕТ.
  50. УЧАСТВОВАТЬ В СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ.

Стрелкова  Инна                                                                                                     г. Нижневартовск

Владимировна                                                                                                   МБОУ «СОШ» №13


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на ...

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Профессия - это тягость,переходящая врадость.Задачи: показать родителям значениераннего определенияпрофессиональныхсклонностейи способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значени...

«Профессиональный интерес как фактор выбора профессии»

Презентация на тему: "Профессиональный интерес как фактор выбора профессии". В презентации описывается как возможно профориентировать обучающихся Колледжа с помощью возможностей работодателя....

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Выступление на родительском собрании...

Родительское собрание. Тема «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Цель собрания - формирование готовности обучающихся школьников  к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.Задачи: 1. Выявление профессиональных интересов и склоннос...

«Профессиональное самоопределение. Жизненные цели, интересы и выбор профессии»

Данное занятие расскрывает т следующие  цели: 1. Помочь воспитанникам в выборе профессиональной ориентации.2. Выявить степень информированности и подготовленности к профильному обучению.3. П...

«Профессиональное самоопределение. Жизненные цели, интересы и выбор профессии»

Данное занятие расскрывает т следующие  цели: 1. Помочь воспитанникам в выборе профессиональной ориентации.2. Выявить степень информированности и подготовленности к профильному обучению.3. П...