Программа по курсу "Семьеведение"
рабочая программа по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Подростки по-разному относятся к браку: одни – серьезно, надеясь прожить счастливо, при взаимном уважении друг к другу до конца своих дней. А другие – скептически: «можно жить с семьей и иметь при этом подругу (друга), ежедневно ощущая полную независимость и свободу». Многие не понимают, что брак - это постоянный труд, творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. А к любви себя надо готовить, надо научиться дарить счастье другому человеку.
Курс «Семьеведение» предназначен для работы со школьниками 15-17 лет. Возрастной период для изучения семейной жизни выбран неслучайно. Юность – это этап интенсивного развития человека. Старшеклассник достаточно чётко излагает свое мировоззрение, может легко включаться в новую систему отношений, но при этом находится в постоянном поиске смысла жизни, своего места в мире. Его интересуют отношения с противоположным полом. Многих девушек и юношей не устраивает общение, принятое в современной молодежной среде, и они стремятся найти новый способ или формы построения взаимоотношений.
Новизна программы «Семьеведение» заключается в создании для старшеклассников условий, обеспечивающих развитие практического интеллекта, роль которого возрастает в условиях перехода к рыночным отношениям и самостоятельной экономической деятельности людей. На каждом занятии развиваются эрудиция и предприимчивость старшего подростка, поскольку он получает возможность самостоятельно решать социальные и психологические задачи из практики супружества и родительства. При этом педагогом соблюдается обязательное условие: не навреди.
Старшеклассников увлекли темы «Что такое семья? Функции семьи», «Домашняя экономика», знакомясь с которыми они обучаются простейшим методам ведения расчётов материальных затрат на семейную жизнь, способам экономии заработанных денежных средств.
Умение оперативно решать поставленные задачи в ходе семейной жизнедеятельности отрабатывается и в ходе ролевых игр и упражнений, видеобесед, дискуссий, занятий с элементами тренинга.
Исследовательские навыки старшеклассники приобретают в ходе пользования компьютерными технологиями. Эффективность занятий увеличивается посредством привлечения Интернет-ресурса (темы «Самовоспитание и саморазвитие собственного Я», «Дети в семье»), что позволяет подросткам не только увеличить багаж социальных и психолого-педагогических знаний в области семейных отношений, но и красочно преподнести аудитории приобретенные знания.
Мы сотрудничаем с ЗАГСом, приглашаем юриста по семейному праву, врача. В феврале и марте учащиеся изъявили желание поделиться своими знаниями с 5 – 9 классами. Провели акции «Семья надежный тыл», «Как разрешать конфликты в семье», «Миссия женщины быть здоровой мамой!»
Мои старшеклассники участвовали в конкурсе презентаций о своей семье «Семейный очаг», есть и победы. Составляли свое генеологическое древо, что их очень заинтересовало. Особое место в программе отводится практическому обучению старшеклассников разрешению проблем и прогнозу возникновения семейного конфликта.
В рамках реализации программы использовала элементы психологических технологий, таких как психодрама, арт-терапия и т.п. Диагностические занятия, занятия с элементами тренинга, ролевые этюды и игры делают курс эмоциональным и дают возможность корректировать проблемы старшеклассников, что вносит в программу элемент новизны. Формы работы и виды контроля позволяют юношам и девушкам исследовать себя, учиться адекватно реагировать на предложения окружающих, делать выводы об отношении к себе участников группы, понять другого, узнать об уровне полученных теоретических знаний.
Содержание программы, основанное на комплексном подходе в обучении, поможет старшеклассникам ответить на вопросы, связанные с представлением о себе и окружающем мире, которые позволят им по-новому взглянуть на основной социальный институт, пересмотреть систему ценностей, осознать значимость межполовой культуры, сформировать здоровую сексуальность, смоделировать образ хорошего отца и хорошей матери, воспитать образованную личность. В этом значимость курса «Семьеведение».
Программа имеет значимую роль в образовательном маршруте. Изучение предлагаемого курса поможет подростку выстроить целостную картину мира семьи, познать себя, гармонизировать свои отношения с окружающими людьми, стать более ответственным за себя и свои действия. Корректирование характерных особенностей своей психики на основе разных форм и видов деятельности на занятиях позволит школьникам занимать активную позицию, высказывать откровенное мнение не только на занятиях по «Семьеведению», но и на других предметах. Поэтому эту программу можно рассматривать в качестве обучения старшеклассников умению строить диалоговое общение, которое вызревает тогда, когда интенсивно идет поиск решения проблем. А обучение построению собственных ответов рождает интерес к человеку, его внутреннему, духовному миру.
Остальное я оставлю в тексте материалов конференции, но вы это не озвучивайте! Не распечатывайте даже. Три страницы – максимум, что мы можем себе позволить! Тридцать докладчиков - это ОЧЕНЬ много. Работа в такой нагрузке пойдёт насмарку из-за усталости участников конференции…
Система подготовки старшеклассника к браку основывается на следующих принципах:
Учет возрастных особенностей. Смещение общей мотивации подростка на общение, подверженность сильнейшим переживаниям, интенсивное развитие абстрактного мышления, активное формирование самосознания, интерес – как движущая сила развития.
Приоритет общечеловеческих ценностей. Воспитание равноправного отношения к представителям другого пола, матери, отцу, старшим и младшим; ответственности, доброты, уступчивости, любви, чувства долга перед супругой (супругом).
Общедоступность, адаптивность системы знаний к особенностям возрастного развития старшеклассника. Принятие поведенческих стратегий учащихся, «построение» анализа ситуаций на различных уровнях с учетом чувствительности подростка к похвале или к страху произвести неблагоприятное впечатление на окружающих.
Свобода слова, демократический характер ведения дискуссий. Обучение умению слушать и слышать собеседника, что влияет на формирование адекватной самооценки.
Связь с историей, литературой, жизнью. Поддержание и сохранение интереса к определенной теме.
Цель нашей работе в сфере проекта «Семьеведение» - подготовка старшеклассников к браку и половое просвещение. Её задачи:
расширение и углубление знаний в области семейных отношений;
формирование здоровой сексуальности;
воспитание нравственной личности.
Получены и первые результаты реализации программы. Это разработанные старшеклассниками правила общения в семье по результатам диагностики «Стили разрешения конфликтов»:
Избегание ссор, принятие интересов партнера.
Выслушивание мнений каждой из сторон.
Исключение оскорблений и словесных унижений друг друга.
Видение в каждом из супругов положительных качеств. Уважение партнера.
Регулирование собственных эмоций и поведения.
Создание хорошего настроения в семье.
Остальное (что ниже) выкиньте в ведро! И забудьте, как страшный сон.
В нашей «копилке» есть и разработанный старшеклассниками брачный договор будущих супругов. Его основные пункты таковы:
Супруга после вступления в брак принимает фамилию супруга. С чего бы? У нас право выбора!!!
Cупруги не утаивают друг от друга материальные средства, их хранят в доступном для каждого месте и они являются общим семейным бюджетом.
Каждый из супругов имеет право подать на развод в случае измены. Зачем это? Права человека закреплены в Конституции страны, а не в ваших проектах!
В случае развода имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, остается прежним владельцам. Это лишнее. Есть в законе! Читайте брачный кодекс!
Имущество, нажитое совместно в браке, делится поровну. Тоже лишнее, тоже из брачного кодекса!
Несовершеннолетние дети в случае развода остаются с матерью, отцу по решению судьи разрешается навещать их в определенное время. Полное невежество!!! У нас равные права у людей!!! ЧИТАЙТЕ БРАЧНЫЙ КОДЕКС!!!!! Такие вопросы решает ТОЛЬКО суд! Не развращайте молодых людей!
При обоюдном решении супругов возможны изменения условий брачного договора. И это наив. Из той же практики заключения договоров….Советую не лезть на территорию юриспруденции. Решайте все вопросы ПСИХОЛОГИЧЕСКИ. Остальное не в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...