Программа по курсу "Семьеведение"
рабочая программа по психологии на тему

Мохото Алена Геннадьевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeveden14.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Подростки по-разному относятся к браку: одни – серьезно, надеясь прожить счастливо, при взаимном уважении друг к другу до конца своих дней. А другие – скептически: «можно жить с семьей и иметь при этом подругу (друга), ежедневно ощущая полную независимость и свободу». Многие не понимают, что брак - это постоянный труд, творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. А к любви себя надо готовить, надо научиться дарить счастье другому человеку.

 Курс «Семьеведение» предназначен для работы со школьниками 15-17 лет. Возрастной период для изучения семейной жизни выбран неслучайно. Юность – это этап интенсивного развития человека. Старшеклассник достаточно чётко излагает свое мировоззрение, может легко включаться в новую систему отношений, но при этом находится в постоянном поиске смысла жизни, своего места в мире. Его интересуют отношения с противоположным полом. Многих девушек и юношей не устраивает общение, принятое в современной молодежной среде, и они стремятся найти новый способ или формы построения взаимоотношений.

   Новизна программы «Семьеведение» заключается в создании для старшеклассников условий, обеспечивающих развитие практического интеллекта, роль которого возрастает в условиях перехода к рыночным отношениям и самостоятельной экономической деятельности людей. На каждом занятии развиваются эрудиция и предприимчивость старшего подростка, поскольку он получает возможность самостоятельно решать социальные и психологические задачи из практики супружества и родительства. При этом педагогом соблюдается обязательное условие: не навреди.

   Старшеклассников увлекли темы «Что такое семья? Функции семьи», «Домашняя экономика», знакомясь с которыми они обучаются простейшим методам ведения расчётов материальных затрат на семейную жизнь, способам экономии заработанных денежных средств.

  Умение оперативно решать поставленные задачи в ходе семейной жизнедеятельности отрабатывается и в ходе ролевых игр и упражнений, видеобесед, дискуссий, занятий с элементами тренинга.

    Исследовательские навыки старшеклассники приобретают в ходе пользования компьютерными технологиями. Эффективность занятий увеличивается посредством привлечения Интернет-ресурса (темы «Самовоспитание и саморазвитие собственного Я», «Дети в семье»), что позволяет подросткам не только увеличить багаж социальных и психолого-педагогических знаний в области семейных отношений, но и красочно преподнести аудитории приобретенные знания.

    Мы сотрудничаем с ЗАГСом, приглашаем юриста по семейному праву, врача. В феврале и марте учащиеся изъявили желание поделиться своими знаниями с 5 – 9 классами. Провели акции «Семья надежный тыл», «Как разрешать конфликты в семье», «Миссия женщины быть здоровой мамой!»

   Мои старшеклассники участвовали в конкурсе презентаций о своей семье «Семейный очаг», есть и победы. Составляли свое генеологическое древо, что их очень заинтересовало.     Особое место в программе отводится практическому обучению старшеклассников разрешению проблем и прогнозу возникновения семейного конфликта.

    В рамках реализации программы использовала элементы психологических технологий, таких как психодрама, арт-терапия и т.п. Диагностические занятия, занятия с элементами тренинга, ролевые этюды и игры делают курс эмоциональным и дают возможность корректировать проблемы старшеклассников, что вносит в программу элемент новизны. Формы работы и виды контроля позволяют юношам и девушкам исследовать себя, учиться адекватно реагировать на предложения окружающих, делать выводы об отношении к себе участников группы, понять другого, узнать об уровне полученных теоретических знаний.

     Содержание программы, основанное на комплексном подходе в обучении, поможет старшеклассникам ответить на вопросы, связанные с представлением о себе и окружающем мире, которые позволят им по-новому взглянуть на основной социальный институт, пересмотреть систему ценностей, осознать значимость межполовой культуры, сформировать здоровую сексуальность, смоделировать образ хорошего отца и хорошей матери, воспитать образованную личность. В этом значимость курса «Семьеведение».

  Программа имеет значимую роль в образовательном маршруте. Изучение предлагаемого курса поможет подростку выстроить целостную картину мира семьи, познать себя, гармонизировать свои отношения с окружающими людьми, стать более ответственным за себя и свои действия. Корректирование характерных особенностей своей психики на основе разных форм и видов деятельности на занятиях позволит школьникам занимать активную позицию, высказывать откровенное мнение не только на занятиях по «Семьеведению», но и на других предметах. Поэтому эту программу можно рассматривать в качестве обучения старшеклассников умению строить диалоговое общение, которое вызревает тогда, когда интенсивно идет поиск решения проблем. А обучение построению собственных ответов рождает интерес к человеку, его внутреннему, духовному миру.

    Остальное я оставлю в тексте материалов конференции, но вы это не озвучивайте! Не распечатывайте даже. Три страницы – максимум, что мы можем себе позволить! Тридцать докладчиков - это ОЧЕНЬ много. Работа в такой нагрузке пойдёт насмарку из-за усталости участников конференции…

Система подготовки старшеклассника к браку основывается на следующих принципах:

Учет возрастных особенностей. Смещение общей мотивации подростка на общение, подверженность сильнейшим переживаниям, интенсивное развитие абстрактного мышления, активное формирование самосознания, интерес – как движущая сила развития.

Приоритет общечеловеческих ценностей. Воспитание равноправного отношения к представителям другого пола, матери, отцу, старшим и младшим; ответственности, доброты, уступчивости, любви, чувства долга перед супругой (супругом).

Общедоступность, адаптивность системы знаний к особенностям возрастного развития старшеклассника. Принятие поведенческих стратегий учащихся, «построение» анализа ситуаций на различных уровнях с учетом чувствительности подростка к похвале или к страху произвести неблагоприятное впечатление на окружающих.

Свобода слова, демократический характер ведения дискуссий. Обучение умению слушать и слышать собеседника, что влияет на формирование адекватной самооценки.

Связь с историей, литературой, жизнью. Поддержание и сохранение интереса к определенной теме.

Цель нашей работе в сфере проекта «Семьеведение» - подготовка старшеклассников к браку и половое просвещение. Её задачи:

расширение и углубление знаний в области семейных отношений;

формирование здоровой сексуальности;

воспитание нравственной личности.

  Получены и первые результаты реализации программы. Это разработанные старшеклассниками правила общения в семье по результатам диагностики «Стили разрешения конфликтов»:

Избегание ссор, принятие интересов партнера.

Выслушивание мнений каждой из сторон.

Исключение оскорблений и словесных унижений друг друга.

Видение в каждом из супругов положительных качеств. Уважение партнера.

Регулирование собственных эмоций и поведения.

Создание хорошего настроения в семье.

Остальное (что ниже) выкиньте в ведро! И забудьте, как страшный сон.

В нашей «копилке» есть и разработанный старшеклассниками брачный договор будущих супругов. Его основные пункты таковы:

Супруга после вступления в брак принимает фамилию супруга. С чего бы? У нас право выбора!!!

Cупруги не утаивают друг от друга материальные средства, их хранят в доступном для каждого месте и они являются общим семейным бюджетом.

Каждый из супругов имеет право подать на развод в случае измены. Зачем это? Права человека закреплены в Конституции страны, а не в ваших проектах!

В случае развода имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, остается прежним владельцам. Это лишнее. Есть в законе! Читайте брачный кодекс!

Имущество, нажитое совместно в браке, делится поровну. Тоже лишнее, тоже из брачного кодекса!

Несовершеннолетние дети в случае развода остаются с матерью, отцу по решению судьи разрешается навещать их в определенное время. Полное невежество!!! У нас равные права у людей!!! ЧИТАЙТЕ БРАЧНЫЙ КОДЕКС!!!!! Такие вопросы решает ТОЛЬКО суд! Не развращайте молодых людей!

При обоюдном решении супругов возможны изменения условий брачного договора. И это наив. Из той же практики заключения договоров….Советую не лезть на территорию юриспруденции. Решайте все вопросы ПСИХОЛОГИЧЕСКИ. Остальное не в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...